Семинар с презентацией "Физкультминутки как ресурс развития компенсаторных механизмов ребенка-инвалида"
методическая разработка по физкультуре на тему
Описанные упражнения помогают детям-инвалидам снизить психическое напряжение, поднимают настроение и дают посыл для развития творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар физкультминутки | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат
для умственно-отсталых детей»
Согласовано: Зам. директора по ВРР _______Ю.Б.Грозина | Утверждаю: Директор СП ДДИ _______В.В.Дудоладов |
Семинар
Тема: «Физкультминутки, как ресурс развития
компенсаторных механизмов ребенка-инвалида»
Подготовила и провела:
Семенова Т.Д.
2015 год
Программа семинара
Пояснительная записка
1.Актуальность семинара
Воспитатели и педагоги часто сталкиваются на протяжении рабочего дня с трудностями поведения детей, в силу психических особенностей, нарушений умственного развития детей-инвалидов. Данный семинар-это попытка помочь воспитателям и педагогам уравновесить, сбалансировать поведение детей-инвалидов.
2.Цели:
- Повышение уровня саморегуляции физиологического и психологического состояния в процессе созданий условий для снижения риска возникновения стрессовых состояний в связи с заболеваниями Ц.Н.С. у детей-инвалидов.
- Развить навыки учения, индивидуальные и творческие способности, сформировать концентрацию внимания, снять стресс, гармонизировать связь между телом и мозгом.
3.Задачи
- Освоение воспитателями и педагогами комплексов упражнений «Гимнастика мозга».
- Обмен опытом
Программа семинара разделена на 2 блока:
1.Теория. Презентация на тему: «Физкультминутки».
2.Практическое занятие
Время проведения: апрель 2015 года.
Оборудование:
Ватман, коврики, средства технического обеспечения, учебные плакаты,
стаканчики с водой, учебная доска, мел.
Теория.
Физкультминутки – это этап занятия в ходе которого:
- Снимается перегрузка, активизируется восприятие
- Регулируется неврологический статус
- Создаются условия для оптимальной работы всех анализаторов
Цель использования физкультминуток: снижать психоэмоциональное напряжение и активизировать деятельность головного мозга у детей-инвалидов. Эти двигательные упражнения направлены на:
- Развитие межполушарных связей
- Улучшения зрительно-моторной координации
- Регуляцию дыхания
Упражнения полезно выполнять в любое время, чтобы повысить эффективность того, что делаешь в данный момент. Все упражнения программы следует выполнять легко и свободно, так , как у каждого получается. При проведении этой гимнастики важно следить за тем,
чтобы дети правильно понимали инструкцию. Исключается всякая критика, отрицательные оценки, поддерживается эмоциональный настрой детей.
Комплекс состоит из упражнений:
- Пересекающих среднюю линию между левой и правой половинами тела
- Оптимизирующих нервную деятельность и углубляющих позитивное отношение
- Растягивающих мышцы тела.
Практическое занятие.
Упражнения на пересечение средней линии тела
- Координируют работу левой и правой половины тела;
- Развивают целостное восприятие, интуицию, рациональное мышление
- Развивают билатеральные ( двухсторонне интегрированные) навыки для работы с двумерными плоскостями – доска, тетрадь, книга;
- Способствуют развитию навыков чтения, письма;
- Обеспечивают развитие коммуникативности, т.е. общения без трудностей и проблем.
«Перекрестные шаги и прыжки»
Активизируют оба полушария головного мозга, готовит к усвоению новых знаний.
Инструкция проведения: Выполнять упражнение под прямой счет ( до 5, 10 ) или под песенку в замедленном ритме (Эх, яб-лоч-ко,..). Спина должна быть прямой, плечи развернуты. Упражнение выполняется медленно. Противоположная рука и нога двигаются навстречу друг друга. Шагая (прыгая или танцуя) прикасайтесь ладонью правой руки к колену (за спиной к пятке) левой ноги.
«Чудесная восьмерка»
Облегчает процессы овладения чтением, развивает координацию «глаз-рука».Это работа с рисунком горизонтальной восьмерки.
Инструкция проведения: Правая рука ( указательный и средний палец) начинает движение из центра восьмерки, идет влево вверх, описывает левую окружность восьмерки, пересекает центр, идет вправо вверх и описав правую окружность, затем – левую, после чего возвращается в центр.
Обе руки начинают очерчивать чудесную восьмерку из центра, перекрестив сразу пальцы, чтобы движение рук соответствовало вышеуказанному направлению ( правая- налево, левая –направо).
«Чудесная восьмерка для глаз»
Снимают усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине.
Инструкция проведения: Представим себе, что кончик нашего пальца – это
самолет, управляемый пилотом. Его задача – четко пролететь по траектории
аудиальной горизонтальной восьмерки: «У-у-у».Держите голову прямо, но не напрягайтесь.
«Слон»
Активизирует целостную систему « интеллект – тело» и обеспечивает ее сбалансированность. Развивает координацию «рука-глаз», способствует улучшению восприятия и правописания.
Инструкция проведения: Согните левое колено, «приклейтесь» левым ухом к левому плечу и вытяните руку ( хобот ). Двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала горизонтальную «чудесную восьмерку».
«Симметричные рисунки»
Улучшает зрительно-двигательные координации, развивают билатеральные навыки для работы с двумерными плоскостями ( доска, тетрадь, книга ), требует участия мелкой моторики.
Инструкция проведения: Дети рисуют симметричные рисунки на листе. разделенном на равные части вертикальной линией, двумя руками одновременно. Начинать можно с простых геометрических форм цветочка, солнышка.
«Вращение головы»
Расслабляет мышцы шеи и плеч, улучшает мыслительную деятельность, процессы чтения.
Инструкция проведения: Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Вращайте головой вокруг шеи поочередно направо и налево, описывая по 2-3 круга как « золотое яблочко по блюдечку».
«Рокер»
Снимает напряжение после длительного сидения и письменных занятий.
Инструкция проведения: Сядьте на коврик. Откиньтесь назад, опираясь на руки и раскачивайтесь, проделывая движения по кругу, назад и вперед.
Голосом покажите скорость движения своей машины.
«Односторонний шаг»
Активизирует межполушарную связь при работе двух полушарий мозга. Снижает степень влияния учебного стресса.
Инструкция проведения: Упражнение выполняется медленно. Шагая, прикасайтесь к левому колену ладонью левой руки, к правому колену ладонью правой руки. При этом считайте от 20 до 1 (обратный счет) на каждое движение.
Упражнения, оптимизирующие нервную трансмиссию и углубляющие позитивное отношение
- Упражнения этой группы повышают мотивацию к полноценному принятию новой информации и использованию ее в реальных действиях, формируют навыки внутренней организованности при принятии решений. Обеспечивают естественную скорость нервных процессов.
«Энергетическая зевота»
Расслабляет мышцы и снимает напряжение в челюстно- височном суставе , улучшает функционирование глаз лицевых мышц и рта. Это упражнение полезно для детей испытывающих трудности в чтении и понимании смысла прочитанного. Инструкция проведения. Представьте, что вам хочется зевнуть. Надавите кончиками пальцев под скулами (часто это зона верхних коренных зубов) глубоко и мягко зевните массируя точки для расслабления 3- 6 раз в обе стороны.
«Шапка для размышления»
Активизирует механизм слухового восприятия, способствует развитию памяти, улучшает внимание и речь.
Инструкция проведения: Наденем «шапку для размышления»: мягко заверните уши большими и указательными пальцами обеих рук от верхней точки до мочки. Снимите «шапку» - мягко разверните уши снизу вверх, повторите 2- 3 раза.
«Вода»
Повышает скорость энергетических, в том числе химических процессов, которые обеспечивают жизнедеятельность нашего организма; помогает справиться с трудными задачами интеллектуального и эмоционального плана.
Инструкция проведения: В день человеку необходимо 1,5-2 литра воды. Выпейте стакан чистой воды маленькими глоточками.
«Крюки»
Когда человек чем- то расстроен или задумывается о чем то он непроизвольно скрещивает руки на груди. Мы же, чтобы стать совершенно спокойными, скрестим определенным образом руки и ноги.
Упражнения, растягивающие мышцы тела.
Упражнения этой группы улучшают зрительную память, внимание, мышление; снимают напряжение, которое развивается при длительном сидении чтении.
«Сова»
Улучшает зрительную память, внимание, мышление, снимает напряжение которое развивается при длительном сидении.
Инструкция проведения: Ухватитесь левой рукой за правое плечо и сожмите его. Поверните голову вправо так чтобы смотреть назад через плечо, глубоко вздохните и разведите плечи. Посмотрите теперь через левое плечо, держась за него правой рукой. Опять разведите плечи. Расслабите мышцы.
«Активизация рук»
Расслабляет плечи, улучшая зрительно- моторную координацию.
Инструкция проведения: Держите одну руку вытянутой вверх, рядом с ухом. Другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки, активизируйте работу мышц вытянутой руки, двигая ее в четырех направлениях: вперед- назад, к себе- от себя.
«Помпа»
Улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении. И развивает умение выражать свои мысли.
Инструкция проведения: Встанет, обопритесь руками о стену или о спинку стула. Постаете одну ногу позади корпуса тела, а другую впереди. Наклонитесь вперед, сделайте выпад и мягко опустите ногу, которая находиться позади, прижав пятку к полу. Затем поднимите пятку и сделайте глубокий вдох.
Место проведения упражнений: предметные уроки, внеурочная деятельность, перемены. Результат упражнения как немедленный, так и накапливающийся. Требования к упражнениям: ежедневное проведение; доброжелательная обстановка; четкое владение упражнениями воспитателем (педагогом). Постепенное увеличение объема задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида
Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья....
Индивидуальные адаптированные программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект.
Программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект....
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида....
Программа «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инвалида»
В составе рабочей группы в Казенном учреждении ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» разработана «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инва...
«Методы организации гуманной социальной среды, благоприятствующей развитию компенсаторных механизмов поведения»
В работе выявляются аспекты обучения детей с особыми образовательными потребностями, обозначены некоторые методы организации образовательной среды для особых детей. Работа призывает интегра...
Диагностика уровня развития компенсаторных способов действия у детей с нарушением зрения
Материалы диагностики "Портрет ребенка"...
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НОДА
Инструментальный ансамбль представляет собой эффективный метод развития компенсаторных функций у детей с НОДА. Участие в ансамбле способствует улучшению координации, моторики и слухового восприя...