Семинар с презентацией "Физкультминутки как ресурс развития компенсаторных механизмов ребенка-инвалида"
методическая разработка по физкультуре на тему

Семенова Татьяна Дмитриевна

Описанные упражнения помогают детям-инвалидам снизить психическое напряжение, поднимают настроение и дают посыл для развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар физкультминутки25.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат

для умственно-отсталых детей»

Согласовано:

Зам. директора по ВРР

_______Ю.Б.Грозина

Утверждаю:

Директор СП ДДИ

_______В.В.Дудоладов

Семинар

Тема: «Физкультминутки, как ресурс развития

компенсаторных механизмов ребенка-инвалида»

Подготовила и провела:

Семенова Т.Д.

2015 год

Программа семинара

Пояснительная записка

1.Актуальность семинара

Воспитатели и педагоги часто сталкиваются на протяжении рабочего дня с трудностями поведения детей, в силу психических особенностей, нарушений умственного развития детей-инвалидов. Данный семинар-это попытка помочь воспитателям и педагогам уравновесить, сбалансировать поведение детей-инвалидов.

2.Цели:

  • Повышение уровня саморегуляции физиологического и психологического состояния в процессе созданий условий для снижения риска возникновения стрессовых   состояний в связи с заболеваниями Ц.Н.С. у детей-инвалидов.
  • Развить навыки учения, индивидуальные и творческие способности, сформировать концентрацию внимания, снять стресс, гармонизировать связь между телом и мозгом.

3.Задачи

  • Освоение воспитателями и педагогами комплексов упражнений «Гимнастика мозга».
  • Обмен опытом

Программа семинара разделена на 2 блока:

1.Теория. Презентация на тему: «Физкультминутки».

2.Практическое занятие

Время проведения: апрель 2015 года.

Оборудование:

Ватман, коврики, средства технического обеспечения, учебные плакаты,

стаканчики с водой, учебная доска, мел.

Теория.

Физкультминутки – это этап занятия в ходе которого:

  • Снимается перегрузка, активизируется восприятие
  • Регулируется неврологический статус
  • Создаются условия для оптимальной работы всех анализаторов

Цель использования физкультминуток: снижать психоэмоциональное напряжение и активизировать деятельность головного мозга у детей-инвалидов. Эти двигательные упражнения  направлены на:

  • Развитие межполушарных связей
  • Улучшения зрительно-моторной координации
  • Регуляцию дыхания

Упражнения полезно выполнять в любое время, чтобы повысить эффективность того, что делаешь в данный момент. Все упражнения программы следует выполнять легко и свободно, так , как у каждого получается. При проведении этой гимнастики важно следить за тем,

чтобы дети правильно понимали инструкцию. Исключается всякая критика, отрицательные оценки, поддерживается эмоциональный настрой детей.

Комплекс состоит из упражнений:

  • Пересекающих среднюю линию между левой и правой половинами тела
  • Оптимизирующих нервную деятельность и углубляющих позитивное отношение
  • Растягивающих мышцы тела.

Практическое занятие.

Упражнения на пересечение средней линии тела

  • Координируют работу левой и правой половины тела;
  • Развивают целостное восприятие, интуицию, рациональное мышление
  • Развивают билатеральные ( двухсторонне интегрированные) навыки для работы с двумерными плоскостями – доска, тетрадь, книга;
  • Способствуют развитию навыков чтения, письма;
  • Обеспечивают развитие коммуникативности, т.е. общения без трудностей и проблем.

«Перекрестные шаги и прыжки»

Активизируют оба полушария головного мозга, готовит к усвоению новых знаний.

Инструкция проведения: Выполнять упражнение под прямой счет ( до 5, 10 ) или под песенку в замедленном ритме (Эх, яб-лоч-ко,..). Спина должна быть прямой, плечи развернуты. Упражнение выполняется медленно. Противоположная рука и нога двигаются навстречу друг друга. Шагая (прыгая или танцуя) прикасайтесь ладонью  правой руки к колену (за спиной к пятке) левой ноги.

«Чудесная восьмерка»

Облегчает процессы овладения чтением, развивает координацию «глаз-рука».Это работа с рисунком горизонтальной восьмерки.

Инструкция проведения: Правая рука ( указательный и  средний палец) начинает движение из центра восьмерки, идет влево вверх, описывает левую окружность восьмерки, пересекает центр, идет вправо вверх и описав  правую окружность, затем – левую, после чего возвращается в центр.

Обе руки начинают очерчивать чудесную восьмерку из центра, перекрестив сразу пальцы, чтобы движение рук соответствовало вышеуказанному  направлению ( правая- налево, левая –направо).

«Чудесная восьмерка для глаз»

Снимают усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине.

Инструкция проведения: Представим себе, что кончик нашего пальца – это

самолет, управляемый пилотом. Его задача – четко пролететь по траектории

аудиальной горизонтальной восьмерки: «У-у-у».Держите голову прямо, но не напрягайтесь.

«Слон»

Активизирует целостную систему « интеллект – тело» и обеспечивает ее сбалансированность. Развивает координацию «рука-глаз», способствует улучшению восприятия и правописания.

Инструкция проведения: Согните левое колено, «приклейтесь» левым ухом к левому плечу и вытяните руку ( хобот ). Двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала горизонтальную «чудесную восьмерку».

«Симметричные рисунки»

Улучшает зрительно-двигательные координации, развивают билатеральные навыки для работы с двумерными плоскостями ( доска, тетрадь, книга ), требует участия мелкой моторики.

Инструкция проведения: Дети рисуют симметричные рисунки на листе. разделенном на равные части вертикальной линией, двумя руками одновременно. Начинать можно с простых геометрических форм  цветочка, солнышка.

«Вращение головы»

Расслабляет мышцы шеи и плеч, улучшает мыслительную деятельность, процессы чтения.

Инструкция проведения: Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Вращайте головой вокруг шеи поочередно направо и налево, описывая по 2-3 круга как « золотое яблочко по блюдечку».

«Рокер»

Снимает напряжение после длительного сидения и письменных занятий.

Инструкция проведения: Сядьте на коврик. Откиньтесь назад, опираясь на руки и раскачивайтесь, проделывая движения по кругу, назад и вперед.

Голосом покажите скорость движения своей машины.

«Односторонний шаг»

Активизирует межполушарную связь при работе двух полушарий мозга. Снижает степень влияния учебного стресса.

Инструкция проведения: Упражнение выполняется медленно. Шагая, прикасайтесь к левому колену ладонью левой руки, к правому колену ладонью правой руки. При этом считайте от 20 до 1 (обратный счет) на каждое движение.

Упражнения, оптимизирующие нервную трансмиссию и углубляющие позитивное отношение

  • Упражнения этой группы повышают мотивацию к полноценному принятию новой информации и использованию ее в реальных действиях, формируют навыки внутренней организованности при        принятии решений. Обеспечивают естественную скорость нервных процессов.

«Энергетическая зевота»

Расслабляет мышцы и снимает напряжение в челюстно- височном суставе , улучшает функционирование глаз лицевых мышц и рта. Это упражнение полезно для детей испытывающих трудности в чтении и понимании смысла прочитанного. Инструкция проведения. Представьте, что вам хочется зевнуть. Надавите кончиками пальцев под скулами (часто это зона верхних коренных зубов) глубоко и мягко зевните массируя точки для расслабления 3- 6 раз в обе стороны.

«Шапка для размышления»

Активизирует механизм слухового восприятия, способствует развитию памяти, улучшает внимание и речь.

Инструкция проведения:  Наденем «шапку для размышления»: мягко заверните уши большими и указательными пальцами обеих рук от верхней точки до мочки. Снимите «шапку» - мягко разверните уши снизу вверх, повторите 2- 3 раза.

«Вода»

Повышает скорость энергетических, в том числе химических процессов, которые обеспечивают жизнедеятельность нашего организма; помогает справиться с трудными задачами интеллектуального и эмоционального плана.

Инструкция проведения: В день человеку необходимо 1,5-2 литра воды. Выпейте стакан чистой воды маленькими глоточками.

«Крюки»

Когда человек чем- то расстроен или задумывается о чем то он непроизвольно скрещивает руки на груди. Мы же, чтобы стать совершенно спокойными, скрестим определенным образом руки и ноги.

Упражнения, растягивающие мышцы тела.

Упражнения этой группы улучшают зрительную память, внимание, мышление; снимают напряжение, которое развивается при длительном сидении чтении.

«Сова»

Улучшает зрительную память, внимание, мышление, снимает напряжение которое развивается при длительном сидении.

Инструкция проведения: Ухватитесь левой рукой за правое плечо и сожмите его. Поверните голову вправо так чтобы смотреть назад через плечо, глубоко вздохните и разведите плечи. Посмотрите теперь через левое плечо, держась за него правой рукой. Опять разведите плечи. Расслабите мышцы.

«Активизация рук»

Расслабляет плечи, улучшая зрительно- моторную координацию.

Инструкция проведения: Держите одну руку вытянутой вверх, рядом с ухом. Другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки, активизируйте работу мышц вытянутой руки, двигая ее в четырех направлениях: вперед- назад, к себе- от себя.

«Помпа»

Улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении. И развивает умение выражать свои мысли.

Инструкция проведения: Встанет, обопритесь руками о стену или о спинку стула. Постаете  одну ногу позади корпуса тела, а другую впереди. Наклонитесь вперед, сделайте выпад и мягко опустите ногу, которая находиться позади,  прижав пятку к полу. Затем поднимите пятку и сделайте глубокий вдох.

Место проведения упражнений: предметные уроки, внеурочная деятельность, перемены. Результат упражнения как немедленный, так и накапливающийся. Требования к упражнениям: ежедневное проведение; доброжелательная обстановка; четкое владение упражнениями воспитателем (педагогом). Постепенное увеличение объема задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида

Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья....

Индивидуальные адаптированные программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект.

Программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект....

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида....

Программа «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инвалида»

В составе рабочей группы в Казенном учреждении ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» разработана «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инва...

«Методы организации гуманной социальной среды, благоприятствующей развитию компенсаторных механизмов поведения»

В работе выявляются аспекты обучения детей с особыми образовательными потребностями, обозначены некоторые методы организации образовательной среды для особых детей. Работа призывает  интегра...

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НОДА

Инструментальный ансамбль представляет собой эффективный метод развития компенсаторных функций у детей с НОДА.  Участие в ансамбле способствует улучшению координации, моторики и слухового восприя...