Формы оценивания обучающихся в соответствии с ФГОС
статья на тему

Ходячева Лариса Васильевна

Оценивание как действие (педагогическое или ученическое) в образовательном процессе необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент образования, цель которого – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять, следовательно, оценивание необходимо планировать как составляющую деятельности учителя и ученика. Оценивание – это не тест на определенном отрезке обучения и не тест завершающий процесс обучения и учения. Отсюда следует, что оценивание - это непрерывный процесс, так как его приоритетной целью является улучшение учебной деятельности ученикаоценивание как действие (педагогическое или ученическое) в образовательном процессе необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент образования, цель которого – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять, следовательно, оценивание необходимо планировать как составляющую деятельности учителя и ученика. Оценивание – это не тест на определенном отрезке обучения и не тест завершающий процесс обучения и учения. Отсюда следует, что оценивание - это непрерывный процесс, так как его приоритетной целью является улучшение учебной деятельности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценивание по ФГОС

     Основными направлениями и целями оценочной деятельности, в соответствии с требованиями Стандарта, являются:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов (итоговое, промежуточное оценивание);
  • оценивание процесса их формирования (формирующее оценивание, направленное исключительно на диагностику и коррекцию деятельности учащихся);
  • оценивание учащихся относительно самого себя (индивидуальный прогресс в обучении); особенности развития его собственного процесса обучения.

Выбор форм и приемов оценивания определяется заданной технологией образовательной системы, которая имеет свои этапы, общие и специальные цели обучения, текущими учебными задачами и целью получения информации.

Вот некоторые формы и приемы, которые я применяю в своей практике:

- изобретение оценочных шкал учащимися (дети заранее самостоятельно формулируют критерии оценивания работы),

 - «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- «задания-ловушки» (определение или установление возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- «работа с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- «составление задачи, подобной данной» (вычленение существенного в представленной задаче);

- «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа решения задачи);

- «составление задачи по чертежу» (переход от графического языка к словесному описанию);

- «письмо с дырками» (видеть ошибкоопасные места в слове);

- «создание помощника для проверки работ» (изготовление или поиск себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание);

- «составление проверочных заданий» (выделение критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- «обоснованный отказ от выполнения задания» (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями);

- обнаружение и опровержение псевдологичного рассуждения при решении той или иной задачи;

- работа над совершенствованием своего текста, неоднократный возврат за продолжительный отрезок времени (например, при написании сочинений, выполнении творческих работ и т.п.).

     Все эти приемы оценивания со стороны, прежде всего ребенка используются при проведении проверочных, диагностических, стартовых, итоговых, проектных и самостоятельных работах учащихся, а также при проведении уроков-презентаций   самостоятельных работ, портфолио.

     Источником информации для разных форм оценивания являются:

  • работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, дневники, подборки информационных материалов, а также разнообразные инициативные творческие работы);
  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
  • статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
  • результаты устных и письменных проверочных работ.

     Учащиеся и родители должны чётко знать, по каким критериям будет оцениваться тот или иной вид работы.

     Так при написании контрольных и проверочных работ, диктантов, изложений, сочинений, проверке техники чтения существуют определённые общепринятые нормы оценивания, о которых я сообщаю заранее.

     При выполнении групповой работы или работы в паре детям заблаговременно объявляется критерий оценивания (будет оценен общий конечный результат, продукт либо вклад в работу каждого члена команды, который участники определяют самостоятельно). Оценочные действия могут быть направлены также на повышение «престижа» некоторых важных деталей работы детей. Это касается групповой работы (умение распределить работу между участниками, умение договориться, кто будет представлять результаты группы и т.п.), творчества детей, моментов, связанных с добросовестным исполнением замысла.

     При выполнении проектов или творческих заданий, обычно, дети самостоятельно вырабатывают и формулируют критерии, по которым будет оцениваться работа. Зачастую мы проводим оценивание подобных работ путём тайного или открытого голосования.  

                Предусмотрены и способы самопроверки. В учебниках перед каждой темой существует раздел «Что узнаем. Чему научимся.», где представлены основные изучаемые вопросы и понятия. После изучения темы представлены тесты и приведены критерии для самопроверки. Таким образом, ребёнок самостоятельно может оценить свои знания.

     Начиная с первых дней обучения ребёнка в школе, я старалась внимательно относиться к самооценке ребенка, мягко корректировать ее, выражая свое отношение к тем или иным действиям ребенка, но не навязывать свои оценки. Организация оценочного взаимодействия в классе, например, обсуждение итогов урока (получилось ли построить чертеж, какой текст был сложнее, какой способ действий оказался удобнее и пр.), постепенно формирует адекватную самооценку всех детей, она корректируется, если не соответствует реальным достижениям, дети направляются к более точной оценке своих способов действий, достижений и способностей.

     По «портфолио» каждого ученика (в нашем классе это «Ежедневник младшего школьника») и представлению достижений класса администрация школы и родители могут судить как о личных достижениях каждого ребенка, так и о месте и роли каждого учащегося в классном сообществе.

         Таким образом, оценивание как действие (педагогическое или ученическое) в образовательном процессе необходимо рассматривать как неотъемлемый элемент образования, цель которого – улучшать образовательные результаты, а не только их измерять, следовательно, оценивание необходимо планировать как составляющую деятельности учителя и ученика. Оценивание – это не тест на определенном отрезке обучения и не тест завершающий процесс обучения и учения. Отсюда следует, что оценивание - это непрерывный процесс, так как его приоритетной целью является улучшение учебной деятельности ученика. Следовательно, учителю необходимо тщательно продумывать эффективное использование методик оценивания в своей ежедневной работе для улучшения учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....

Использование методов педагогической диагности-ки в практической работе для комплексного сопро-вождения обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (ИН)

Использование методов педагогической диагностики в практической работе для комплексного сопровождения обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (ИН)...

Доклад: «Система контроля и оценивания достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС»

Доклад "Система контроля и оценивания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС"...

Организация работы по развитию речи с обучающимися в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ.

      Курс внеурочной деятельности «Развитие речи» предназначен для организации внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями ре...

Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.

В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС...