разработка "Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов"
методическая разработка на тему
Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Суслова Л.И. воспитатель ГПД
Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов.
Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.
- «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.
- «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.
- «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:
- что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?
- что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).
- что изменилось в нашем кружке. (Дети садятся в кружок, один человек закрывает глаза. Ведущий дает знак, и два человека меняются местами. Надо найти изменения.)
- «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.
- «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.
- «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:
- по росу;
- по цвету волос (от светлого до темного);
- по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;
- по дате рождения и т. п.
Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.
Занятия на развитие мыслительных способностей.
- Придумать слова с заданной буквой:
- начинающиеся на букву «А»;
- оканчивающиеся на букву «Т»;
- имеющие в середине «ЧК»
- Перечислить объекты с заданным признаком:
- белого (зеленого, красного) цвета;
- прямоугольной (круглой) формы.
- Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».
- «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры: ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т: «На кресле – книга и тетрадь», «На крыше кирпичная труба»)
Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.
Занятия на тренировку памяти.
- «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7), не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).
- «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т.д. (могут быть и другие варианты).
- По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.
Занятия на развитие воображения
- «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист сворачивают пополам. На что похожа получившаяся из краски фигура?
- «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.
- «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т.д.
- «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят.
- «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).
Игры на развитие коммуникативных способностей
- «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.
- «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т.д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».
- «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы по четыре человека, каждая группа договаривается, что будет рисовать. Каждый ученик рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.
Игры на развитие чувственной сферы детей
- «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.
- Игра с использованием карточек «Азбука настроения» (карточки изображают людей и зверей в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости).
- «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения.
Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.
Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:
- «Что у меня не получается и что у меня получается».
- «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу ещё».
- «Что я люблю».
- «Совместный рассказ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/27/picture-197535-1677519522.jpg)
Игра- одно из средств активизации познавательных интересов детей.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/09/picture-665675-1447075678.jpg)
Игра – одно из средств активизации учебного процесса.
Одним из средств активизации учебного процесса стала игра, поскольку игра несет в себе огромные познавательные, образовательные, развивающие и воспитательные возможности. Высоко оценивая значение игры...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-232686-1364658679.jpg)
«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»
Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-274284-1580540755.jpg)
«Использование цифровых технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство активизации познавательного процесса младших школьников».
В статье рассматривается вопрос внедрения современных технологий в процесс обучения, таких как робототехника и геймификация. Кроме того, на практике показано, как обучающиеся 2 класса осваивают работу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-262744-1370502900.jpg)
Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке .
Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/11/picture-1148791-1560243209.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Статья "Дидактическая игра как средство активизации познавательного процесса на уроках развития речи" адресована учителям начальных классов, учителям - логопедам и воспитателям ГПД...