Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД
проект на тему

Слуцкая Светлана Александровна

Проект исследования роли ТРКМЧП в формировании познаватнельных УУД у учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слуцкая С.А. учитель начальных классов

ГБОУ школа№571 Невского района  

Санкт-Петербурга

Тема: Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся познавательных УУД

 

      В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.        
     Поэтому перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

           Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
          Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
          Предполагается, что
результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения учебных задач;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

        Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

    Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста ;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

          Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.

          Задачи для ученика: формировать собственное мнение; совершать обдуманный выбор между различными мнениями; решать проблемы; аргументированно спорить; выражать себя ясно, доказательно, уверенно; ценить совместную работу, в которой возникает общее решение; умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование; сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

         Роль учителя – в основном координирующая. Он создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих сталкивает различные суждения.

         Подводя итог, можно выделить следующие позиции обобщающего характера:
1.В основе формирования УУД лежит «умение учиться»,

2. Проявить школьнику оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений помогает технология развития критического мышления.

Она обеспечивает развитие творческого мышления и формирует познавательный интерес. Использование технологии в образовательном процессе позволяет нам достигать стабильных учебных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль личных местоимений в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение "О себе".

Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Роль личных местоимений в речи. Рр. Обучающее сочинение "О себе"...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД

Технология РКМЧП известна  в России уже 10 лет.  РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Межд...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности дете...

Статья «Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся личностных УУД».

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма....

Роль воспитателя ГПД в формировании и развитии личности обучающихся

Группа продленного дня – это не только среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, но и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, от...