Роль воспитателя ГПД в формировании и развитии личности обучающихся
статья (4 класс)
Группа продленного дня – это не только среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, но и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. В этом воспитательном пространстве ребенок является главной фигурой.
Только тот педагог, который творчески подходит к своей работе, позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль воспитателя ГПД | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя ГПД в формировании
и развитии личности обучающихся.
Основой в воспитании должен быть сам ребёнок, его личность. И развивать его нужно через труд, творчество, созерцание природы и чтение книг.
Сухомлинский В.А.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка.
Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми.
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, который определяется важным обстоятельством – поступлением в школу и обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении.
Основной деятельностью становится – учебная. Она требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, создает новые условия для личностного развития ребенка.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Группа продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В последние годы группы продленного дня становится педагогически значимой в воспитательной системе. В обществе начинает осознаваться известная аксиома: школа - модель общества, каково общество - такова и школа. И система продленного дня, работающая в различных формах развивалась и продолжает развиваться как прямое продолжение учебно-воспитательного процесса во второй половине дня.
Основными целями группы продленного дня в развитии личности младшего школьника является: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего; формирование детского интеллекта; целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети остаются в школе до самого вечера. В группе продленного дня дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости - получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.
Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.
Группа продленного дня – это не только среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, но и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. В этом воспитательном пространстве ребенок является главной фигурой.
Только тот педагог, который творчески подходит к своей работе, позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.
Справедливо считается то, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится и совершенствуется всю жизнь. Это утверждение относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится искусству науки и воспитания, постоянно занимается самовоспитанием и саморазвитием.
Воспитатель ГПД должен обладать определенными личностными качествами: любовь к детям, доброжелательность, терпеливость, справедливость, умение сострадать, отзывчивость. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего, быть высоконравственным человеком.
Так же качество деятельности воспитателя просматривается в активности, инициативности в творческом направлении организации досуга обучающихся.
Основными направлениями деятельности воспитателя ГПД являются:
- физкультурно-оздоровительная работа;
- нравственное и правовое воспитание;
- гражданское и патриотическое воспитание;
- эстетическое и экологическое воспитание;
- культурно-просветительская работа;
- развитие национально-культурных традиций;
- экскурсионная деятельность;
Цель воспитательной работы: максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Работа в ГПД должна строиться с учетом развития личностных и познавательных способностей детей. Таким образом, задачами группы продленного дня являются:
- организация занятий по самоподготовке школьников;
- организация мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся;
- развитие интересов, способностей и дарований школьников, воспитание у них интереса к знаниям, пытливости и любознательности, инициативы и самостоятельности.
Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня - самоподготовка. Дома маленький ученик очень часто оказывается один на один с домашним заданием, должен сам планировать его по времени, мотивировать, контролировать. Осознание ответственности за домашнюю работу - сложное психологическое и нравственное состояние для младшего школьника.
В режиме продленного дня выделяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется непосредственно воспитателем группы. Самоподготовка призвана выполнять несколько функций:
- образовательную: систематизация и закрепление знаний;
- развивающую: развитие внимания, памяти, мышления, речи;
- воспитательную: воспитание мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля.
На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку: систематичность, добровольность, поддержание порядка.
Младшие школьники многократно повторяют действия, и в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят.
Взаимодействие.
Большое значение в деятельности воспитателя имеет сотрудничество с классным руководителем, учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Тесно взаимодействовать с социальным педагогом и школьным психологом, призванными быть посредниками между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. Сотрудничая с библиотекарем, воспитатель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
Воспитатели ГПД создают все условия, чтобы деятельность ребят в свободное от уроков время была привлекательной и соответствовала их интересам. Школьникам создаются условия для смены видов деятельности, отличных от учебной (игровая деятельность, кружковая работа) и обеспечен продуктивный отдых.
Главная задача педагога - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.
Если воспитатель в своей профессиональной деятельности будет прислушиваться к тому, что говорят и что чувствуют дети, чем они живут, то удачному тандему быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО воспитателей. Тема "Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности"
Актуальная проблема в настоящее время - это воспитатние подрастающего поколения....
Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"
Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...
Общешкольное родительское собрание «Гражданско - патриотическое воспитание как основа формирования и развития личности обучающихся»
Общешкольное родительское собрание«Гражданско - патриотическое воспитание как основа формирования и развития личности обучающихся» ХОД СОБРАНИЯI. Вступительная часть...
Роль воспитателя ГПД в формировании личности обучающихся
Каким должен быть воспитатель общеобразовательного учреждения?Во-первых, обладать определенными личностными качествами (Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь состр...
Роль воспитателя ГПД в формировании личности обучающегося
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В данной статье представлены материал выступления XII Арзамасских Сретенских Образовательных чтений....
Роль классного руководителя для формирования гармонично развитой личности
Выступление на совещании педагогических работников и классных руководителей....