Исследовательская деятельность как метод самообразования
статья

Исследовательская деятельность, в первую очередь, подразумевает умение работать с информацией, добывать ее из источников, сравнивать, анализировать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из сети Интернет, книг, энциклопедий и других официальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:


Актуальность исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

Первые шаги в исследовательской деятельности следует делать уже в начальной школе.

Проведения учебных исследований с младшими школьниками может быть, как особое направление внеклассной или внешкольной работы. Она тесно связана с учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний.

Важность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть смысл творческой деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться на внеурочных занятиях. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы, методику и программу исследовательского обучения младших школьников. Ценность заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса дети привлекаются к мини-исследованиям и на уроках. Широко используется методика исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Этот вид деятельности включается во все образовательные области начальной школы. Например, с 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, выбирают тему исследования индивидуально. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.

Исследовательская технология является одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий. Использование данной технологии в начальной школе дает ребенку возможность развивать творческие способности, анализировать, синтезировать полученные знания. Это позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, а так же служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

М.В. Кларин приводит представление о трёх уровнях исследовательского обучения:

- на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;

- на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);

- на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляются детьми самостоятельно.

Рекомендация педагогам на 2-м и 3-м уровнях исследования: «Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать детям помощь в работе, избегая задавать ей определённое направление»

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Организуя познавательную активность младших школьников через исследовательскую деятельность, можно формировать все группы универсальных учебных действий.

Исследование с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки исследования у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию содержательной деятельности обучающегося;

- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

- представление результатов своей деятельности и хода работы;

- презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

- практическому применению полученных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Исследовательская работа, как и всякое творчество, эффективна и возможна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Развитие умений видеть проблемы.

Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Найти проблему часто трудней и поучительней, чем решить её.

Задания для умения видеть проблемы.

1 «Посмотри на мир чужими глазами».

Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, утром же пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предложим детям продолжить рассказ. Но сделать это надо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями.

Как ты отнесешься к появлению первого снега? Представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или лётчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу. Таким образом, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

2. «Составь рассказ от имени другого персонажа».

- Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни.

3. «Составьте рассказ, используя данную концовку»

Учитель читает концовку рассказа и предлагает рассказать о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так.

«…Нам так и не удалось выехать на дачу». «…Маленький котёнок сидел на дереве и громко мяукал»

4. «Сколько значений у предмета».

Детям предлагается хорошо знакомый предмет. Это может быть кирпич, газета, мел, карандаш, картонная коробка. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5. «Назовите как можно больше признаков предмета». Называется какой-либо предмет (стол, дом, самолёт, книга, кувшин и др.). Задача детей - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

6. Наблюдение как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. «Почему светит солнце?» Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Создание изображений учит ребёнка наблюдать за живыми и неживыми объектами. Поэтому детское рисование с натуры применимо в рамках занятий по развитию исследовательских способностей ребёнка. Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть знакомые предметы, например, осенние листья. Дети могут охарактеризовать их форму, цвета.

7. «Тема одна - сюжетов много» Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень». Раскрывая её, можно нарисовать деревья с пожелтевшей листвой; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу, и многое другое. Это задание развивает способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

Определение сферы исследования.

На данном этапе необходимо сформулировать вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы. Так определяется сфера исследования: учебный предмет, область знаний, уточняется проблема. Проблема - это конкретный вопрос, на который планируется найти ответ в ходе исследования. Формированию умения задавать вопросы содействуют следующие упражнения: - «Ромашка вопросов». В основе данного упражнения - таксономия вопросов, созданная американским психологом и педагогом Б. Блумом. Вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Шесть лепестков - шесть типов вопросов.

Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые необходимо назвать факты, воспроизвести информацию.

Уточняющие вопросы - способствуют установлению обратной связи, помогают получить информацию, отсутствующую в сообщении, но подразумевающуюся. Обычно такие вопросы начинаются со слов: «Если я правильно понял, то ...», «То есть ты говоришь, что...» и т.д.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы - проявление самостоятельности в ответе «переводят» вопрос в простой. Как правило, начинаются со слова «Почему», например: «Почему листья на деревьях осенью желтеют?»

Творческие вопросы - в их формулировке есть элементы условности, предположения, прогноза, например: «Что бы изменилось в мире, если бы соленой воды было меньше, чем пресной?», «Как вы думаете ...?»

Оценочные вопросы - направлены на установление критериев оценки событий, явлений, фактов, например: «Почему что - то хорошо, а что - то плохо?»

Практические вопросы - способствуют установлению взаимосвязи между теорией и практикой, например: «Каким образом сберечь тепло?» и т.д.

- «Угадай, о чем спросили» Ученику предлагается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ученик отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

- «Вопросы машине времени» Учащимся предлагается задать три необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

Выбор темы.

На данном этапе важно понять, чем учащиеся интересуются, что им хочется исследовать. Конечно, и удачная тема может быть испорчена плохим ее раскрытием, но и неудачная может быть раскрыта хорошо. Как выбрать тему исследования?

При выборе темы необходимо учитывать следующие требования:

- актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

- соответствие интересам и склонностям учащегося - исследователя;

- реальную выполнимость сложности и объема;

- возможность более глубокого осмысления общих закономерностей и процессов, изучаемых избранной наукой;

- обеспеченность необходимым количеством различных источников;

- грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).

Для того чтобы начать исследование, необходимо найти проблему, которую можно исследовать и хотелось бы разрешить. А что значит - найти проблему? Как выявлять проблемы? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Главная задача любого исследователя - увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным и ясным.

Очень трудно найти «Удачную тему». Не всегда может выручить собственный опыт, методическая литература. Поэтому нужно использовать следующие правила выбора темы.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов - исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы имеют ситуативный характер. Поэтому, выбирая тему, действовать, следует быстро, пока интерес не угас.

Вопросы в помощь при выборе темы для обучающегося.

Выбрать тему оказывается несложно, если ребенок точно знает, какая проблема волнует его больше других, что интересует в данный момент. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача. Если не получается сразу понять, о чем хотелось бы узнать, нужно попробовать задать следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего в окружающем мире?

2. Какая сфера деятельности меня интересует? (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. О каком явлении природы или предмете мне бы хотелось узнать побольше?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Учимся выдвигать гипотезы.

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого - hypothesis - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей - важные мыслительные навыки, обеспечивающие, в конечном счете, прогресс в любой сфере.

Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. В исследовательской работе обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, источником их являются наблюдения, предшествующие эксперименты, размышления и многое другое. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже нелепых, провокационных в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.

Поиск и предложение возможных вариантов решения. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Четко их расклассифицировать. После чего надо сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.

Задания для развития способностей выдвигать гипотезы.

1. «Давайте вместе подумаем»

- Как птицы узнают дорогу на юг?

- Почему течёт вода?

2. «Упражнение на обстоятельства»

- При каких условиях каждый из этих предметов будет полезен? А два или более?

Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, мобильный телефон, чайник, реактивный самолёт, букет ромашек, охотничья собака.

3. «Найди возможную причину события».

- Звонят колокола;

- Трава во дворе пожелтела;

- Друзья поссорились.

Назови два - три самых фантастических, неправдоподобных объяснения этих событий.

Познание начинается с вопроса. Вопрос - форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании.

Сбор материала.

Один из важнейших этапов этой части работы - где добыть нужную информацию. Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных энциклопедий, справочников, детских книг, посвященных разным сферам жизни и деятельности человека, животных, различным отраслям техники, явлениям природы, научным открытиям и др. Эти справочники и энциклопедии, как правило, в полной мере годятся на роль таких пособий.

Но следует учитывать, что в книге, энциклопедии, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно.

Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных её проявлениях. Это может быть прилет птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое. Конечно, необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, тестирования, организовать эксперименты, обработать информацию.

Обобщение полученных данных.

Зачастую выбор темы, а также собор материала при правильной организации дела - процесс интересный, веселый и захватывающий. Однако задача обобщения полученных данных вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.

Как проанализировать полученное? Как затем обобщить материал? Выделить главное и исключить второстепенное. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Во многом упрощает эту задачу предварительное решение о том, как будут представлены результаты исследования, в каком виде они будут реализованы.

Подготовка проекта.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Этот вопрос также нуждается в индивидуальном рассмотрении. Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах различного уровня.

Результатом исследовательской работы так же может быть «сообщение», «доклад», в форме презентации. Это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого ими объекта.

Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку.

Защита исследовательской работы.

«Обучая других, обучаешься сам…» - эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим.

Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы должна быть «публичной».

В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

О результате.

На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов - это развитие творческих способностей, познавательной активности, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.

Иначе говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками, проект, отчет и тому подобное. Второй - самый важный - назовем его педагогическим.

Педагогический результат - это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Список используемой литературы

1. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

2. Демин И.С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

4 Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

6.  Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.

7. Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис. кан. пед. наук. Томск,2007.

8. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников//Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообразования через организацию проектно -исследовательской деятельности младших школьников

Обобщили свой опыт работы, используя технологию проектно-исследовательской деятельности в начальных классов, начиная с 2000 года. Поместили темы проектов, приемы работы над ними....

Сообщение по теме самообразования "Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе"

Исследовательская деятельность - это один из мощных инструментов по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в сре...

Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования самообразования

Сегодня перед школой ставятся новые, более сложные задачи. От трансляции знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к трансляции обобщенных способов действия, и центральное место в этом процессе...

Доклад по теме самообразования «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Исследовательская деятельность  как одно из условий формирования УУД младших школьников.Цель: освоить технологию проектно-исследовательской деятельности школе.    Задачи:...

Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников....

Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проектов.

Выступление на педсовете, проведение мастер-класса с использованием исследовательской деятельности и метода проектов....

Выступление в Школе педагогического мастерства. Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).

Выступлениев Школе педагогического мастерства.Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).Цел...