Программа дополнительных занятий по русскому языку «Слушаю. Думаю. Пишу»
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа дополнительных занятий «Слушаю. Думаю. Пишу» составлена на основе авторской программы по русскому языку Образовательная система «Школа России».
Рассчитана на обучающихся 2 класса, составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnye_zanyatiya_po_russkomu_yazyku.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительные занятия по русскому языку
«Слушаю. Думаю. Пишу»
2 класс
Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе дополнительных занятий по русскому языку «Слушаю. Думаю. Пишу»
Рабочая программа дополнительных занятий «Слушаю. Думаю. Пишу» составлена на основе авторской программы по русскому языку Образовательная система «Школа России».
Рассчитана на обучающихся 2 класса, составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Слушаю. Думаю. Пишу» являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
При составлении рабочей программы дополнительных занятий «Слушаю. Думаю. Пишу» использовались:
Субботина О. В. Русский язык. 1-2 классы: тематические и обобщающие тесты. – Волгоград: Учитель, 2009.-100 с.
Зубарева Л. В. Коррекция на уроках. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.-119 с.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Словарные слова: 1-2 классы.М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2004.-95, (1)с.:ил
Волина В. В. Занимательное азбуковедение.– М., «Новая школа» 1991
Карпенко М. Т.. Сборник загадок. М. Т. Карпенко. – М., 1988
Мазнин И. А. 500 загадок для детей. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Юрова Е. В. 200 упражнений для развития письменной речи. –М.: 2003.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
- выполнение различных упражнений;
- оформление газет;
- участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
- развивающего обучения
- личностно ориентированного образования
- моделирующего обучения
- здоровьесберегающих
Содержание программы
Содержание курса грамматики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
Слово
Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и
глухие парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные),
слог, ударение.
Обозначение мягкости согласных на письме.
Алфавит. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.. Слова, которые отвечают на
вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Текст
Отличие текста от набора предложений.
Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,
отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
Календарно – тематическое планирование дополнительных занятий.
2 класс, 1 час в неделю ( 34 часа)
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Умение писать слова с сочетаниями жи-ши. Знание различий произношения и написания слов с изученной орфограммой. Знание алгоритма правописания. Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Способность к самооценке. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. Упражняться в записи слов с орфограммами. Знать орфограммы, написание которых дети могут объяснить. | ||||
1 | Повторение пройденного в 1 классе | 1 | ||
2 | Мягкий знак - показатель мягкости согласных | 1 | ||
3 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки | 1 | ||
4 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | ||
5 | Правописание чк, чн, нч | 1 | ||
6 | Предложение | 1 | ||
7 | Согласные буквы и звуки | 1 | ||
8 | Ударные и безударные гласные | 1 | ||
9 | Правописание слов с двойными согласными | 1 | ||
Умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Знание особенностей Различия звуков и букв. Умение выделять звуки в потоке речи. Умение различать произношение и написание слов. умение анализировать, владеть способами совместной деятельности в паре, группе. умение высказываться в устной форме о звуковых моделях слов.Внутренняя позиция школьника, самостоятельность, ответственность, мотивация учебной деятельности. | ||||
10 | Слова, обозначающие предметы | 1 | ||
11 | Слова, обозначающие действия предметов | 1 | ||
12 | Слова, обозначающие признаки предметов | 1 | ||
13 | Предлоги | 1 | ||
14 | Однокоренные слова | 1 | ||
15 | Тестирование | 1 | ||
16 | Как устроен наш язык | 1 | ||
17 | Как устроен наш язык | 1 | ||
18 | Тестирование | 1 | ||
19 | Индивидуальные задания | 1 | ||
Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква; способность контролировать свои действия, проверять написанное. Умение задавать вопросы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей. Способность К самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе. | ||||
20 | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | ||
21 | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | ||
22 | Главные члены предложения | 1 | ||
22 | Главные члены предложения | 1 | ||
24 | Двойные согласные | 1 | ||
25 | Двойные согласные | 1 | ||
26 | Имя существительное | 1 | ||
27 | Большая (заглавная) буква | 1 | ||
28 | Глагол | 1 | ||
29 | Прилагательное | 1 | ||
30 | Предлог | 1 | ||
31 | Безударные гласные в корне слова | 1 | ||
31 | Парные согласные звонкие и глухие в корне слова | 1 | ||
32 | Проверь себя! | 1 | ||
33 | Проверь себя! | 1 | ||
34 | Повторение пройденного за год. | 1 |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткая программа дополнительных занятий по русскому языку, 4 класс
Элементы содержания к занятиям по русскому языку, 4 класс...
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса УМК "Школа 21 века"
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса Примерная программа дополнительного образования по русскому языку создана ...
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка»
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса на 2014-2015 учебный год...
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса
"Знатоки русского языка" дополнительный час в неделю...
Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку
Рабочая программа дополнительных занятий (кружка) по русскому языку в 3 классе. Программа рассчитана на 68 часов....
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса
Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса...
ФГОС ОВЗ рабочая тетрадь по русскому языку "Читай, думай, пиши" 2 класс
Рабочая тетрадь по русскому языку под редакцией Э.В. Якубовской 2 класс. Могу поделиться )...