ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
статья (4 класс) на тему

Старых Ирина Ивановна

В статье описана методика обучения различным видам изложения на уроках литературного чтения в 4 классе на материале изучаемых программных произведений с целью формирования определённых речевых умений: способности связно выстраивать текст на заданную тему, умения максимально точно воспроизвести словесный ряд и синтаксическую структуру изучаемого художественного текста, умение осознанно использовать имеющиеся орфографические и пунктуационные знания и навыки и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.32

ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В 4 КЛАССЕ

Ирина Ивановна Старых,

учитель начальных классов МКОУ «Гороховская СОШ»

Верхнемамонского района Воронежской области.

В статье описана методика обучения различным видам изложения на уроках литературного чтения в 4 классе на материале изучаемых программных произведений с целью формирования определённых речевых умений: способности связно выстраивать текст на заданную тему, умения максимально точно воспроизвести словесный ряд и синтаксическую структуру изучаемого художественного текста, умение осознанно использовать имеющиеся орфографические и пунктуационные знания и навыки и т.п.

Ключевые слова: выборочное изложение, творческое изоложение, методика обучения изложению.

При написании изложения очень важна подготовительная работа. Т.А. Ладыженская пишет: «Характер воспроизводящей деятельности зависит от объёма исходного текста, от способа его восприятия, от того, насколько он знаком, от задачи, которая ставится перед воспроизведением» [1].

Подготовительная работа начинается со вступительной беседы. Ее цель: подготовить учащихся к восприятию текста. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как чтение текста учителем (или прослушивание записи); чтение текста про себя учениками; параллельное прослушивание текста и чтение про себя.

Основную мысль обучающийся должен выяснять самостоятельно, ориентируясь на подсказки автора в тексте. Более глубокое понимание текста достигается в ходе беседы, которая должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое. Дети должны не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать своё отношение к воспринятому. Анализ структуры художественного текста направлен на формирование понимания того факта, что художественное произведение представляет собой ещё и структурное единство. Важный приём подготовки к написанию изложений – это составление плана, он активизирует процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Завершается подготовительная работа устным пересказом.

При подготовке к изложению может быть использован и такой приём работы, как составление рабочих материалов. Назначение этого приёма – помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста [2].

Изложения дети пишут, как правило, на уроках русского языка. Мы предлагаем обучать написанию изложений и на уроках литературного чтения, используя для этой цели изучаемые художественные произведения. Покажем на конкретных примерах.

На уроке по теме «В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» мы поставили цель: продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М. Гаршина (это был второй урок изучения произведения); пробуждать в детях умение сострадать, сопереживать, понимать чужую боль; учить различать прекрасное и безобразное, проникать в глубину произведения. Мы также обучали детей написанию творческого изложения.

На этапе актуализация знаний мы задали детям вопрос: Как вы думаете, мы встретимся с какими-то волшебными событиями? В ответах прозвучала мысль о том, что если это сказка, то обязательно произойдут волшебные события.

При чтении второй части сказки мы использовали приём «Чтение с остановками», который позволил обсудить очень сложные вопросы, связанные с проблемой смерти:

– Что вас больше всего поразило в произведении?

– Какие чувства вы испытываете к Васе?

– Какой вы представляете Машу?

– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их.

Детям было сложно говорить о смерти мальчика, но все сошлись на том, что роза, хотя и была сорвана, счастлива.

Эпизод, когда жаба забралась на стебель розы, не оставил никого равнодушным, поэтому мы предложили написать творческое изложение: изложение  с изменением лица рассказчика «Счастливая судьба розы» – от лица розы пересказать эпизод, когда жаба забралась на цветок, а девушка, отбросив жабу, срезала розу. Вместе с детьми составили план:

  1. Жаба на ветке розы.
  2. Девушка стряхнула жабу.
  3. Жаба в ярости.
  4. Девушка срезала розу.
  5. Роза счастлива.
  6. Память о розе.

Изложения получились интересными, дети правильно передали последовательность событий, показали, что мальчик был счастлив, вдыхая аромат розы. Изложение от лица одного из персонажей всегда требует творческого подхода, ведь детям необходимо не только описать определённый эпизод или сцену из произведения, но и изменить сам авторский текст. Считаем, что детям это удалось.

Обучающиеся допустили орфографические ошибки, были речевые недочёты: повторы слов, употребление нескольких личных местоимений в одном преложении и т.п.

Примеры изложений:

«Жабе оставалось одно движение, чтобы схватить меня. Я поняла, что погибаю. Девушка подошла ко мне в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить меня. Схватив ветку, она сильно тряхнула её.

Жаба свалилась на землю и шлёпнулась брюхом.

Девушка осторожно срезала меня и понесла в комнату. Когда мальчик увидел меня, то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся и с трудом сделал движение худенькой рукой.

Сестра вложила меня ему в руку и помогла подвинуть меня к лицу. Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:

- Ах, как хорошо!

Когда я начала вянуть, меня положили  в толстую старую книгу и высушили, а потом отдали автору». (Алексей З.)

«Злому животному оставалось только одно движение, чтобы схватить меня. Я поняла, что погибаю.

Девушка подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить меня. Схватив ветку, девушка сильно тряхнула её.

Жаба свалилась на землю и шлёпнулась брюхом. И далеко отлетела, отброшенная носком башмака.

Девушка осторожно срезала меня и понесла в комнату. Когда мальчик увидел меня, то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся и с трудом сделал движение худенькой рукой.

Сестра вложила стебелёк ему в руку и помогла подвинуть меня к лицу. Он вдохнул в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:

- Ах, как хорошо.

Я чувствовала, что меня срезали недаром. Когда я начала вянуть, меня положили  в толстую книгу, высушили, а потом отдали автору». (Лиля С.)

На этапе рефлексии ещё раз обсудили главную мысль произведения: красота доставляет радость даже в трагические моменты жизни. Тот, кто красоты не понимает, стремиться её уничтожить.

Нужно отметить, что поступок жабы вызвал у детей недоумение – почему же она хотела «слопать» розу? Тогда мы обратились к истории создания произведения: сохранились воспоминания современника Гаршина о том, как писатель присутствовал на концерте известного музыканта и обратил внимание на неприятного вида человека, который сидел на первом ряду и не спускал тяжёлого взгляда с пианиста, словно хотел взглядом уничтожить его. Наверное, тогда и возник замысел этого произведения: есть люди, которые не понимают красоты, более того, не понимая, они хотят уничтожить её – как жаба розу.  

В конце урока остановились на жанре произведения: несмотря на то, что автор назвал его сказкой, волшебных событий мало: жаба и роза разговаривают, мыслят и чувствуют, но в целом сказка больше похожа на рассказ. Сделали вывод: авторские сказки разные – бывают познавательными, как сказка В.Ф. Одоевского, а бывают похожими на рассказ.

Ещё один урок мы провели по теме «П.П. Бажов. «Серебряное копытце». Мы поставили цель: продолжать работу над сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце» (это также был второй урок изучения произведения); учить детей проникать в глубину авторского замысла, понимать его суть. Обучали детей написанию изложения по иллюстрации.

На этапе актуализация знаний мы снова задали детям вопрос о том,  встретимся ли мы с какими-то волшебными событиями или нет. После «Сказки о жабе и розе» дети уже не были так уверены, что будут обязательно волшебные события, мнения разделились.

При чтении второй части сказки мы также использовали приём «Чтение с остановками», который позволил обсудить по ходу чтения такие вопросы, как почему Кокованя взял с собой Дарёнку, какую роль в сказе играла Мурёнка, почему Дарёнка осталась одна в балагане и что она чувствовала.

Далее мы дали характеристику главным героям сказк: Дарёнке и Коковане. Дети работали в парах.

Обратили внимание детей на иллюстрацию к сказке, нашли в тексте момент, который изобразил художник, и предложили написать изложение «Подарок Серебряного копытца».

Составили план:

  1. Серебряное копытце на крыше.
  2. Разноцветные камешки.
  3. Восторг Дарёнки.

С первыми двумя пункиами плана справились все обучающиеся: верно передали последовательность событий, многим удалось сохранить сказовый стиль, но третий пункт в изложениях отражён не был, вероятно, из-за того, что при обсуждении мы не уделили ему достаточного внимания.

Примеры изложений:

«Долго по покосным ложкам бегал козёл. Потом опять к балагану вернулся. Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряны копытцем бить.

Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные – всякие.

Узнать своего балагана не может Дарёнка. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козёл стоит, всё бьёт да бьёт серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются» (Владислав Д.)

«Долго по покосным ложкам бегал козёл, а потом опять к балагану вернулся.

Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай бить серебряны копытцем. Как искры из-под копыт посыпались камни. Красные и голубые, и зелёные, и бирюзовые – всякие. Дарёнка не узнала своего балагана. Весь балаган посыпан разноцветными камнями. Они ещё светились очень ярко. А на крыше стоит козёл и бьёт своим серебряным копытцем. А камни сыплются да сыплются» (Дмитрий М.)

На этапе рефлексии обсудили финал рассказа:

– Почему Дарёнка попросила Кокованю не собирать камни?

– Что почувствовали Дарёнка и Кокованя утром, когда не увидели камней? Почему они не расстроились?

Детям сложно было понять те чувства, которые испытали герои сказа. Мы обратились к материалам статьи Н.М. Муравьёвой, Ю.П. Агаповой «Формирование представлений о семейных ценностях на уроках литературного чтения», в которой раскрывается проблема ценностного отношения к действительности: «Дарёнка и Кокованя оценили в первую очередь красоту камней, а не их стоимость. Они не пожалели о том, что камни засыпало снегом: они живут своим трудом, им не нужны несметные богатства, они люди бескорыстные» [3].

Написанные детьми изложения подтвердили как необходимость подобной работы, так и её результативность. Нельзя не согласиться с высказыванием М.Р. Львова, который особенно подчёркивает роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка: «Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутьё» [4].

Список литературы

  1. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980, С. 222.
  2. См., например: Елизарова Е.М. Обучающее изложение по зрительно воспринимаемому тексту «Первые олимпийские игры» // Начальная школа. 2012. - № 1. С. 28-30.
  3. Агапова Ю.П., Муравьёва Н.М. Формирование представлений о семейных ценностях на уроках литературного чтения // Непрерывное образование в современном мире: истории, проблемы, перспективы: Материалы V Международной очно-заочной научно-практической конференции (30 марта 2017 г.). М.: Издательство «Перо», 2016. С. 80.
  4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. С. 347.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "Изложение повествовательного текста «Заячья храбрость» Н. Богословский."

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными  орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятия «текст&r...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...