Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование" | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пречистенская средняя школа
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________ / С.И. Даниловский / Протокол № от «__ » августа 2016 г. | « Согласовано» Заместитель директора по УВР в МБОУ Пречистенская СШ ______________ / Н.В. Куркина / « ___» августа 2016 г | «Утверждаю» Директор МБОУ Пречистенская СШ ____________ /И. Э. Комаровский/ Приказ № от «__» августа 2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ .3 КЛАСС»
Учитель: Куницына Елена Сергеевна
2016 г.
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Математика и конструирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы: Математика и конструирование С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина, М: Просвещение, 2011г.
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.
Основная цель курса "Математика и конструирование" в начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность учащихся (т.е. научить их счету), но и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.
Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование
практических действий с чертёжными инструментами
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов
логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной
практической деятельности младших школьников.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные положения предлагаемого курса "Математика и конструирование":
преемственность с традиционным построением начального курса математики, особенно с его арифметической линией, содержание и структура которой
обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи,
знакомство с величинами и их измерением. Изучение арифметического материала
организовано по ныне действующим учебникам и учебно-методическим пособиям
М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.;
существенное усиление геометрического содержания начального курса
математики, реализуемого в виде практической геометрии и обеспечивающего
расширение геометрических представлений и знаний учащихся, развитие их
пространственного воображения и логического мышления;
значительное усиление графической линии курса, обеспечивающей формирование
умений понимать и читать чертеж, устанавливать смысловые связи между его элементами, соотносить деталь и ее изображение на чертеже, умение вносить в чертеж необходимые изменения и реализовывать их в конструируемом объекте (развивающие игры Никитиных: "Сложи узор", "Кубики для всех", "Кирпичики");
целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
самостоятельно определяет и высказывает самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить.
Коммуникативные результаты:
доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает текст;
совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им;
учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные результаты:
ориентируется в своей системе знаний: понимает, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делает предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывает новые знания: находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывает новые знания: извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывает полученную информацию: наблюдает и делает самостоятельные выводы.
Регулятивные результаты:
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
учится планировать учебную деятельность на уроке;
высказывает свою версию, пытается предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Предметные результаты:
знает основные понятия курса: противоположные стороны прямоугольника, диагонали прямоугольника, стороны, углы и вершины многоугольника, окружность, круг, центр окружности (круга), радиус, диаметр окружность (круга), вписанный прямоугольник, описанная окружность;
знает свойства диагоналей прямоугольника (квадрата);
использует правила безопасной работы ручным и чертежным инструментом;
умеет чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
изготавливает несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку;
читает чертеж и изготавливает по чертежу несложные изделия;
делит фигуры на части по заданным условиям и составляет фигуру из частей
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класс
Учащиеся должны знать:
- термины: прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;
- элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;
- названия простейших многоугольников;
- названия четырёхугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;
- свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
- виды треугольников;
- термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
- единицы длины и соотношения между изученными единицами длины;
- термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;
- способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
- единицы измерения площади;
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
- использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
- находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
- находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по
площади и известной стороне;
- рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
- выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
- прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
- внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
Содержание курса
Геометрическая составляющая
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойства диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4,-8. равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.
Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъёмного крана и модели транспортёра.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Практич. работы | |
По программе Автора | По рабочей программе | |||
1 | Повторение геометрического материала. | 2 | 2 | |
2 | Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида. | 7 | 7 | 2 |
3 | Периметр многоугольника. Чертёж. | 11 | 11 | 3 |
4 | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). | 32 | 32 | |
5 | Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части. Взаимное расположение окружностей на плоскости. | 9 | 9 | 3 |
6 | Закрепление. Конструирование. | 3 | 3 | 3 |
Итого | 34 | 34 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Дата | Коррект |
1 | Повторение пройденного. | 07.09 | |
2 | Повторение пройденного. Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля. Многоугольники. | ||
3 | Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. | ||
4 | Построение треугольника по трем сторонам. | ||
5 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный. | ||
6 | Конструирование различных треугольников. | ||
7 | Знакомство с правильной треугольной пирамидой. Практическая работа№1 «Изготовление модели пирамиды сплетением из двух полос» | ||
8 | Вершины, грани и рёбра пирамиды. Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды. | ||
9 | Обобщение по теме «Виды треугольников. Правильная треугольная пирамида». Практическая работа№2 «Изготовление геометрической игрушки на основе равносторонних треугольников» | ||
10 | Периметр многоугольника | ||
11 | Свойства диагоналей прямоугольника. | ||
12 | Свойства диагоналей прямоугольника. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | ||
13 | Чертёж. Практическая работа№3 «Изготовление по чертежам аппликации «Домик» | ||
14 | Свойства диагоналей квадрата. | ||
15 | Свойства диагоналей квадрата. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям. | ||
16 | Решение задач на нахождение периметра прямоугольника и квадрата. | ||
17 | Чертёж. Практическая работа№4 «Изготовление по чертежам аппликации «Бульдозер» | ||
18 | Закрепление по теме «Периметр многоугольника» | ||
19 | |||
20 | Технологический рисунок. Практическая работа№5 «Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море» | ||
21 | Площадь. Единицы площади. Сравнение площадей. | ||
22 | Площадь прямоугольника (квадрата). | ||
23 | Площадь прямоугольного треугольника. | ||
24 | Разметка окружности. | ||
25 | Деление окружности (круга) на 2,4,8 равных частей. | ||
26 | Деление окружности (круга) на равные части. Практическая работа№6 «Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей». | ||
27 | Деление окружности (круга) на 3,6,12 равных частей. | ||
28 | Деление окружности (круга) на равные части. Практическая работа№7 «Изготовление модели часов». | ||
29 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | ||
30 | Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля и линейки без делений). | ||
31 | Вписанный в окружность треугольник. | ||
32 | Обобщение по теме «Окружности». Практическая работа№8 «Изготовление аппликации «Паровоз». | ||
33 | Практическая работа№9 «Изготовление и использование геометрической игры «Танграм». | ||
34 | Оригами. Практическая работа№10 «Изготовление изделия «Лебедь». | ||
35 | Техническое конструирование. Практическая работа№11 «Изготовление модели подъёмного крана и транспортёра». |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебное пособие: Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование. 2 класс. М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru
Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности познавательного направления
Программа данного курса по содержательной тематической направленности является метапредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени р...
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс
Краткое описание работы и актуальность: Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка» разработана для учащихся начальной школы 3 года обучения. Существует тесная с...
Программа внеурочной деятельности познавательного направления «Мы – исследователи»
Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.Задачи:● создавать условия для развития ребёнка;● формировать ценностные от...
Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование"
Программа внеурочной деятельности познавательного направления "Математика и конструирование" для 4 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Робототехника и лего конструирование" для 1-4 классов
Рабочая программа по Лего конструированию для 1-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общекультурного направления «Техническое конструирование»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности общекультурного направления«Техническое конструирование»...