Программа внеурочной деятельности "Культура и традиции казачества"
рабочая программа (3 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.
Программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни казаков.
Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цель - формирование начального представления о казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества, становление патриотизма учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны: 8-(48135) 3-43-03,
8-(48135)-3-43-06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru
ПРИНЯТО Педагогическим Советом школы Протокол № 1 от 29 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы_____ Н.И. Чипенюк Приказ № 116 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ДЛЯ 4 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ
ТОМАШЕВИЧ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
«КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА»
Количество часов: всего _68_, в неделю __2.
2018 – 2019 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.
Программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни казаков.
Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цель - формирование начального представления о казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;
- привитие нравственных и духовных устоев казаков;
- знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
- приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков;
- знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества;
- формирование представлений оказачьем войске;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
II. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории;
-рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей;
-показывать на карте территорию казачества, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
-различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
-работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
-отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
-высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
-излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
-описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
-оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
-осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
-реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
-высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории казачества, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров казачества.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
-осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов казачества;
-выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.
-создавать научные проекты на краеведческую тему.
Программа «Культура и традиции казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку казачества;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
- неравнодушное отношение к возрождению традиций казачества:
Личностным результатом обучениякультуры и истории казачества является формирование:
- познавательного интереса к изучению культуры и истории казачества;
- всесторонне образованной, развитой личности;
- понимания значения культуры казачества;
- чувства гордости за свою малую родину;
- уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
- представления о казачестве как неотделимой части российской истории;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям казаков;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Культура и традиции казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний об истории казачества, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенностью построения данной программы является выделение шести основных тематических разделов: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.
- Казаки.
Зачем мы изучаем курс «Культура и традиции казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака. Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
- Труд и быт.
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.
- Казачье войско: история и современность.
Как казаки на Кубань пришли. Казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.Казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов |
Раздел «Казаки». | 6 | |
Введение | 1 | |
Наши предки – казаки. 1 сентября – День российского казачества. Кто такие «казаки»? Православие и казачество. | 1 | |
Нравственные ценности казаков: труд | 1 | |
Нравственные ценности казаков: правда | 1 | |
Нравственные ценности казаков: честь, Отечество | 1 | |
Казачьи заповеди 8 сентября (26 августа) 1812 - Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И. | 1 | |
Раздел «Традиции и обычаи казаков» | 10 | |
Казачья станица. Обычаи. | 1 | |
Уважение к старшим, старикам | 1 | |
Обычай взаимопомощи | 1 | |
Казачья семья | 1 | |
Обычаи, связанные с рождением и детством казачат | 1 | |
Верный друг казака | 1 | |
Казачья станица. Традиции. | 1 | |
Традиции и обычаи казаков. | 1 | |
Почитание гостя. | 1 | |
Календарные праздники и обряды казачества | 1 | |
Раздел «Труд и быт» | 12 | |
1. | Как жили казаки | 1 |
2. | Хата казака. Виды казачьих поселений. Станицы. Первые казачьи городки. | 1 |
3. | Быт казачьей семьи | 1 |
4. | Обустройство жилища, домашняя утварь. Красные угол в казачьей хате. | 1 |
5. | Труд казачьей семьи | 1 |
6. | Мастеровые руки | 1 |
7. | Дети-помощники | 1 |
8. | Двор | 1 |
9. | Дом | 1 |
10. | Уклад казачьей семьи. Одежда. Как одевались казаки. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?» | 1 |
11. | Занятия казаков | 1 |
12. | Казачья пища | 1 |
Раздел «Православие в жизни казака» | 12 | |
1. | Казак без веры – не казак | 1 |
2. | Храм. Правила поведения в храме | 1 |
3. | Казачьи традиции | 1 |
4. | Рождество Христово. | 1 |
5. | Светлое Христово Воскресенье | 1 |
6. | 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. | 1 |
7. | Храмы родного города | 1 |
8. | Казак в храме | 1 |
9. | Для чего приходят в православный храм | 1 |
10. | Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска | 11 |
11. | Святые, почитаемые среди казаков. Икона | 1 |
12. | День матери – казачки. | 1 |
Раздел «Казачье войско: история и современность» | ||
1. | Как казаки на Кубань пришли. История происхождения казачества. Версии. | 1 |
2. | Казачьи войска | 1 |
3. | Атаман | 1 |
4. | Казачья служба. Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака. | 1 |
5. | Казачьи заповеди | 1 |
6. | Казаки в годы Великой Отечественной войны | 1 |
7. | Кущёвская атака | 1 |
8. | Казаки на рубежах Отечества | 1 |
9. | Первые казачьи курени | 1 |
10. | Памятник казакам-переселенцам | 1 |
11. | Поминовение казаков-героев | 1 |
12. | Наше казачье общество ГХКО «ХУТОР ГЖАТСКИЙ» | 1 |
Раздел «Традиционная культура казачества» | ||
1. | Дети в казачьей семье. Как казачат учили | 1 |
2. | Мы - казачата | 1 |
3. | Поведение и форма казачат | 1 |
4. | Семейные реликвии | 1 |
5. | Игры казачат. Казачьи игры, «Надень папаху», «Пятнашки». | 1 |
6. | Казачьи пословицы | 1 |
7. | Народное творчество для казачат | 1 |
8. | Песни, сказки в моей семье | 1 |
9. | Поговорки, предания в моей семье | 1 |
10. | Кубанская «балачка» | 1 |
11. | Песенная культура казаков | 1 |
12. | Бандура – казачий музыкальный инструмент | 1 |
13. | Проект «Культура и традиции казачества» | 1 |
ИТОГО | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...
рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса
рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....
Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 3 класс
Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении в рамках внедрения ФГОС в начальных классах. Она включает одно из основных направлений образования - воспитание патриотизма. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Православные традиции земли Кубанской"
Цель программы внеурочной деятельности "Православные традиции земли Кубанской" - способствовать развитию и воспитанию в духе православия высоконравственной, моральной, трудолюбивой личност...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс
Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними стихотворениями; изготовить маску для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...