Программа внеурочной деятельности "Культура и традиции казачества"
рабочая программа (3 класс) на тему

Елена Николаевна Томашевич

Курс внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни казаков.

Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цель - формирование начального представления о казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества, становление патриотизма учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»

Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны: 8-(48135) 3-43-03,

8-(48135)-3-43-06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru

ПРИНЯТО

Педагогическим Советом школы

Протокол № 1 от   29 августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____ Н.И. Чипенюк

Приказ № 116 от 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ДЛЯ     4  КЛАССА

УЧИТЕЛЯ  

ТОМАШЕВИЧ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ

«КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА»

Количество часов: всего _68_, в неделю __2.

2018 – 2019 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни казаков.

Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цель - формирование начального представления о казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества, становление патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами;
  • привитие нравственных и духовных устоев казаков;
  • знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
  • приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков;
  • знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества;
  • формирование представлений оказачьем войске;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

II. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории;

-рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;

- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей;

-показывать на карте территорию казачества, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

-различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

-работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

-отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

-высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

-излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;

-описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

-оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

-осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;

-реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;

-высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории казачества, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров казачества.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

-осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;

- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов казачества;

-выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.

-создавать научные проекты на краеведческую тему.

Программа «Культура и традиции казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку казачества;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к возрождению традиций казачества:

Личностным результатом обучениякультуры и истории казачества  является формирование:

  • познавательного интереса к изучению культуры и истории казачества;
  • всесторонне образованной, развитой личности;
  • понимания значения культуры казачества;
  • чувства гордости за свою малую родину;
  • уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
  • представления о казачестве как неотделимой части российской истории;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям казаков;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Культура и традиции казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний об истории казачества, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты 

Знать (понимать):

-        основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;

-        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

-        изученные виды исторических источников.

Уметь:

-        соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

-        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-        показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

-        рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

-       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-        высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенностью построения данной программы является выделение  шести основных тематических разделов: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы.

  1. Казаки.

Зачем мы изучаем курс «Культура и традиции казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака. Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

  1. Труд и быт.

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

  1. Казачье войско: история и современность.

Как казаки на Кубань пришли. Казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.Казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Раздел «Казаки».

6

Введение

1

Наши предки – казаки.

1 сентября – День российского казачества.

Кто такие «казаки»? Православие и казачество.

1

Нравственные ценности казаков: труд

1

Нравственные ценности казаков: правда

1

Нравственные ценности казаков: честь, Отечество

1

Казачьи заповеди

8  сентября (26 августа) 1812 - Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.

1

Раздел «Традиции и обычаи  казаков»

10

Казачья станица. Обычаи.

1

Уважение к старшим, старикам

1

Обычай взаимопомощи

1

Казачья семья

1

Обычаи, связанные с рождением и детством казачат

1

Верный друг казака

1

Казачья станица. Традиции.

1

Традиции и обычаи казаков.

1

Почитание гостя.

1

Календарные праздники и обряды  казачества

1

Раздел «Труд и быт»

12

1.

Как жили казаки

1

2.

Хата казака.

Виды казачьих поселений. Станицы. Первые казачьи городки.

1

3.

Быт казачьей семьи

1

4.

Обустройство жилища, домашняя утварь.

Красные угол в казачьей хате.

1

5.

Труд казачьей семьи

1

6.

Мастеровые руки

1

7.

Дети-помощники

1

8.

Двор

1

9.

Дом

1

10.

Уклад казачьей семьи. Одежда. Как одевались казаки. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?»

1

11.

Занятия казаков

1

12.

Казачья пища

1

Раздел  «Православие в жизни  казака»

12

1.

Казак без веры – не казак

1

2.

Храм. Правила поведения в храме

1

3.

Казачьи традиции

1

4.

Рождество Христово.

1

5.

Светлое Христово Воскресенье

1

6.

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

1

7.

Храмы родного города

1

8.

Казак в храме

1

9.

Для чего приходят в православный храм

1

10.

Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска

11

11.

Святые, почитаемые среди казаков. Икона

1

12.

День матери – казачки.

1

Раздел  «Казачье войско: история и современность»

1.

Как казаки на Кубань пришли.

История происхождения казачества. Версии.

1

2.

Казачьи войска

1

3.

Атаман

1

4.

Казачья служба.

Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака.

1

5.

Казачьи заповеди

1

6.

Казаки в годы Великой Отечественной войны

1

7.

Кущёвская атака

1

8.

Казаки на рубежах Отечества

1

9.

Первые казачьи курени

1

10.

Памятник казакам-переселенцам

1

11.

Поминовение казаков-героев

1

12.

Наше казачье общество ГХКО «ХУТОР ГЖАТСКИЙ»

1

Раздел «Традиционная культура казачества»

1.

Дети в казачьей семье. Как казачат учили

1

2.

Мы - казачата

1

3.

Поведение и форма казачат

1

4.

Семейные реликвии

1

5.

Игры  казачат.

Казачьи игры, «Надень папаху», «Пятнашки».

1

6.

Казачьи пословицы

1

7.

Народное творчество для казачат

1

8.

Песни, сказки в моей семье

1

9.

Поговорки, предания в моей семье

1

10.

Кубанская «балачка»

1

11.

Песенная культура  казаков

1

12.

Бандура – казачий музыкальный инструмент

1

13.

Проект «Культура и традиции казачества»

1

ИТОГО

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса

рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла" для 3 класса cоставлена на основе программы внеурочной деятельности: «Праздники, традиции и ремёсла народов России» автор Л.Н....

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 3 класс

Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении в рамках внедрения ФГОС в начальных классах. Она включает одно из основных направлений образования - воспитание патриотизма. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Православные традиции земли Кубанской"

Цель программы внеурочной деятельности "Православные традиции земли Кубанской" - способствовать развитию и воспитанию в духе православия  высоконравственной, моральной,  трудолюбивой личност...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс.

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 2 класс....

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 1 класс

Тема: "Зимушка-зима. Новый год."Цель: познакомится с новогодними  стихотворениями;  изготовить маску  для новогоднего карнавала.Задачи: образовательная: разучивание новогодних стих...