Лисички и норки проектная задача
проект по русскому языку по теме

Михайлова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Проектная задача «Лисички и норки»

Цель: на материале учебного предмета русский язык, темы «Многозначные слова», включить учащихся в учебно - познавательную деятельность.

Планируемый результат:

Коммуникативные универсальные учебный действия:

- демонстрируют умение договариваться о способе работы в малой группе;

- понимают инструкцию;

- понимают прочитанный текст;

- слушают одноклассника,  задают необходимые вопросы.

Регулятивные:

- обсуждают цель деятельности;

- распределяют задания, учитывая сильные стороны одноклассников;

- контролируют ход выполнения задания, в том числе, временные рамки;

- оценивают результат своей группы по совместно разработанным критериям.

Предметные:

- строят предложения в зависимости от значения многозначного слова;

- приводят примеры многозначных слов;

- записывают предложение в соответствии с правилами.

Идея проектной задачи.

Приготовить для первоклассников газету, в которой  иллюстрируют многозначные слова (с помощью картинок и предложений). Дополнительное задание -  отгадывают загадки про многозначные слова.

Оборудование: инструкции для детей, картинки для работы, бумага формат А3,  фломастеры, ножницы,  клей.

  1. Организационный этап.

Учитель сообщает учащимся, что сегодня они будут решать проектную задачу, для работы нужно разбиться в группы по 4 человека.

  1. Мотивационный этап.

 Учительница 1 класса Наталья Николаевна обратилась с просьбой к ученикам 2 класса.  Ее ученики, прочитали   небольшой текст, долго смеялись и ничего не поняли. Некоторые даже сказали, что текст неправильный.

«Суслик выскочил из  норки и спросил у  серой норки: «Где вы были?»  «У лисички». «Что вы ели там?» «Лисички».     СЛАЙД 1

Наталья Николаевна просит рассказать ее ученикам, что есть в русском языке особенные слова.

- О каких словах идет речь? (многозначных)

-Какие слова называют многозначные? (которые могут иметь не одно значение, а несколько, их еще называют многозначными)

- А вы знаете примеры таких слов? (с опорой на презентацию, учащиеся, актуализируют знания о многозначных словах).   СЛАЙД 2

  1. Учащиеся выполняют задание.

Так учащиеся еще не могут проконтролировать написание многих слов, допускается, что предложения на черновике учитель может поправить с точки зрения орфографии, так как нельзя первоклассникам показывать с ошибками.

Задание 1. Дайте группе название, напишите его на большом листе, обозначьте состав группы.

Задание 2. Рассмотри картинки. Найди среди них 2 пар слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Составь по   2 предложения к каждой картинке, чтобы был понятен смысл. Приклей эти картинки вместе, рядом подпиши предложения.     СЛАЙД 3

Например, дети нашли слово коса (девочки)и коса (инструмент для работы). Они составили предложение. У Кати длинная коса. Папа наточил косу для работы.

Физминутка

Задание 3. Прочитайте загадки про многозначные слова. Попробуйте их отгадать. Если вы загадку отгадали, приклеивайте их на лист, в скобочках напишите отгадку).      СЛАЙД 4

4. На общем заседании определяются критерии:

- Вот и подошло наше занятие к концу. Давайте попробуем оценить работу группы.

СЛАЙД 5

2 балла – все выполнил, все получилось

1 балл – выполнил, но допускал ошибки

0 баллов – не выполнил, не понял

СЛАЙД 6.   Таблица самооценки.

- Сейчас каждая группа прикрепит свою работу на доску.

СЛАЙД 7.  Рефлексия

Приложение 1. Картинки с многозначными словами

Приложение 2.

Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.

Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить

В дневнике он – огорченье,
Стыд, позор ученика,
А козе на приключенья
Не дает сбежать с лужка.

Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть

Продырявят все листочки,
Все цветочки обгрызут
И по рытвинам да кочкам,
Пушку в битву повезут.

Мы над нею руки моем
И посуду губкой трем,
А когда ее откроем,
То жемчужину найдем

Молча, он лежит в спортзале
Для страховки на полу,
Если ж вслух его сказали,
Малыши стоят в углу.

На полу она – о, ужас! –
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.

В магазине мама купит,
Сварит бабушка компот,
Сто раз в день боксер отлупит,
Доктор в кулаке сожмет

Есть на доме и вагоне,
А в отеле можно снять,
И набрать на телефоне,
И на сцене исполнять

Приложение 3.

Инструкция

Задание 1. Дайте группе название, напишите его на большом листе, обозначьте состав группы.

Задание 2. Рассмотри картинки. Найди среди них 5  пар слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Составь по   2 предложения к каждой картинке, чтобы был понятен смысл.

Например, дети нашли слово коса (девочки)и коса (инструмент для работы). Они составили предложение. У Кати длинная коса. Папа наточил косу для работы.

Приклей эти картинки вместе, радом подпиши предложения.

Задание 3. Прочитайте загадки про многозначные слова. Попробуйте их отгадать. Если вы  загадку отгадали, приклеивайте ее на лист, в скобочках внизу вверх ногами напишите отгадку)

Распределяйте место на листе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лисички и норки

Слайд 2

«Суслик выскочил из норки и спросил у серой норки: «Где вы были?» «У лисички». «Что вы ели там?» «Лисички».

Слайд 3

«Суслик выскочил из норки и спросил у серой норки: «Где вы были?» «У лисички». «Что вы ели там?» «Лисички».

Слайд 4

Рассмотри картинки, назови многозначные слова.

Слайд 5

У Кати длинная коса. Папа наточил косу для работы .

Слайд 6

Продырявят все листочки, Все цветочки обгрызут И по рытвинам да кочкам, Пушку в битву повезут.

Слайд 7

Давайте попробуем оценить работу группы. 2 балла – все выполнили, все получилось 1 балл – выполнили, но допускали ошибки 0 баллов – не выполнили, не поняли

Слайд 8

Самооценка 1 2 3 Итого

Слайд 9

Самооценка Зеленый – у меня все получилось! Желтый - у меня не все получилось, были ошибки. Красный – ничего не смог сделать.

Слайд 11

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… У меня получилось… Меня удивило… Расскажу дома, что … Закончи предложение ….

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУППЫ

Ф.И.эксперта ______________________________              № группы ______

                                                     Вопросы

               Ответы

Формулировка задачи в группе

Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания т.п.)

Как осуществлялись переходы от одного задания к другому?

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная  обстановка,  взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т.п.).

Лидер в группе

Взаимодействие членов группы в ходе работы.  Если были конфликтные ситуации, то как они разрешились?

Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.п.)

Подведите итог - ваше общее впечатление от работы в группе



Предварительный просмотр:

 

Может хоть потоп устроить,
Хоть в стакан воды налить,
Стоэтажный дом построить,
И состав остановить

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.

Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить

В дневнике он – огорченье,
Стыд, позор ученика,
А козе на приключенья
Не дает сбежать с лужка.

Как сверкнет с небес, так столько
Шума, грохота, аж жуть!
На земле же может только
Быстро куртку застегнуть

Есть на доме и вагоне,
А в отеле можно снять,
И набрать на телефоне,
И на сцене исполнять

Мы над нею руки моем
И посуду губкой трем,
А когда ее откроем,
То жемчужину найдем

Молча, он лежит в спортзале
Для страховки на полу,
Если ж вслух его сказали,
Малыши стоят в углу.

На полу она – о, ужас! –
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.

В магазине мама купит,
Сварит бабушка компот,
Сто раз в день боксер отлупит,
Доктор в кулаке сожмет

Задание 1. Дайте группе название, напишите его на большом листе, обозначьте состав группы.

Задание 2. Рассмотри картинки. Найди среди них 2 пар слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Составь по   2 предложения к каждой картинке, чтобы был понятен смысл. Приклей эти картинки вместе, радом подпиши предложения.

Задание 3. Прочитайте загадки про многозначные слова. Попробуйте их отгадать. Если вы загадку отгадали, приклеивайте ее на лист, в скобочках напишите отгадку).

Задание 1. Дайте группе название, напишите его на большом листе, обозначьте состав группы.

Задание 2. Рассмотри картинки. Найди среди них 2 пар слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Составь по   2 предложения к каждой картинке, чтобы был понятен смысл. Приклей эти картинки вместе, радом подпиши предложения.

Задание 3. Прочитайте загадки про многозначные слова. Попробуйте их отгадать. Если вы загадку отгадали, приклеивайте ее на лист, в скобочках напишите отгадку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...