Рабочая программа коррекционной работы по математике,русскому языку и литературному чтению ( 3 класс)
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для коррекционной работы с обучающимися 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kor_3_kl.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Победино муниципального образования
городской округ «Смирныховский» Сахалинской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/ _____________/
Протокол № ___ от «__»_____20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/О.Н.Власенко/
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________/Е.Е.Гераськина/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Коррекционные занятия»
| |
Класс 3 | |
Учебный год 2018-2019 | |
Учитель (ФИО) Шорохова О.М. |
с. Победино 2018 г.
Пояснительная записка
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью коррекционной работы является создание системы сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
Нормативную базу программы коррекционной работы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015).;
Программа коррекционной работы обеспечивает:
∙ выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
∙ осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
∙ возможность освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы направлена:
∙ на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
∙ оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
∙ овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;
∙ психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
∙ развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 5 часов в неделю.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. При организации коррекционных занятий учитель исходит из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты ориентированы во времени на короткий период и являются значимыми для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия предусмотрена дополнительная стимуляция (система поощрения каждого правильного ответа жетонами, фишками, звездочками, наклейками, штампиками и др.).
Цель программы:
- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
Задачи программы:
∙ Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
∙ Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе.
∙ Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
∙ Обучение навыкам произвольного поведения.
∙ Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка: педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
* принцип учета эмоциональной окрашенности материала: создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
1. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики
1.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и узнавания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие временных понятий;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
1.3. Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков относительно анализа;
развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование умения планировать свою деятельность;
развитие комбинаторных способностей
1.4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
1.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
1. Развитие речи, владение техникой речи.
2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.
6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся.
Формы коррекционной работы учителя:
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей);
контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ;
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
Методы по степени активности познавательной деятельности:
репродуктивные;
Методы организации деятельности и опыта поведения:
поручение;
упражнение;
приручение;
оценивание;
создание воспитывающей ситуации.
Методы коррекционной работы:
создание атмосферы доброжелательности;
постепенное усложнение материала;
постепенное наращивание темпа урока;
дозировка материала;
поэтапные действия;
четкие инструкции;
алгоритм действия;
постановка наводящих вопросов;
предупреждение ошибок;
исключение из учебников сложных заданий;
чередование труда и отдыха
объяснительно – иллюстративный
логические.
Формы проведения коррекционных занятий:
индивидуальные занятия
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.
Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.
Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.
Система оценки планируемых результатов
Безотметочная система обучения.
Формы и виды контроля:
Индивидуальные
Формы контроля ЗУН (ов)
наблюдение;
беседа;
игра;
диагностика;
тестирование.
Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
-Наблюдение в ходе занятий.
-Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)
-Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный,
промежуточный, итоговый.
Календарно-тематичекое планирование (литературное чтение) 3 класс – 1ч в неделю – 34 ч
№ п/п | дата | Кол-во часов | Тема занятия |
1-2 | 2 | Развитие плавного безошибочного чтения. | |
3-4 | 2 | Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. | |
5-6 | 2 | Развитие слухового восприятия. Обучение пересказу. | |
7-8 | 2 | Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте. Обучение пересказу. | |
9-10 | 2 | Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. | |
11-12 | 2 | Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по плану. | |
13-14 | 2 | Формирование навыков чтения. Работа с текстом. | |
15-16 | 2 | Развитие умения осознанного чтения. Составление плана текста. | |
17-18 | 2 | Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать лишнее. | |
19-20 | 2 | Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. | |
21-22 | 2 | Активизация мыслительной деятельности при чтении. | |
23-24 | 2 | Развитие навыков чтения. Работа с текстом. | |
25-26 | 2 | Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. | |
27-28 | 2 | Работа с деформированным текстом. Обучение пересказу. | |
29-30 | 2 | Развитие навыка плавного выразительного чтения. | |
31-32 | 2 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
33-34 | 2 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
Календарно-тематичекое планирование (русский язык) 3 класс – 2ч в неделю – 68 ч
№ п/п | дата | Кол-во часов | Тема занятия |
1-4 | 4 | Формирование навыков каллиграфического письма. | |
5-8 | 4 | Коррекция орфографической зоркости. Построение и запись предложений. | |
9-12 | 4 | Развитие слухового восприятия. Обучение изложению. | |
13-16 | 4 | Развитие умения устанавливать логические связи между событиями в тексте. Обучение изложению. | |
17-20 | 4 | Развитие памяти. Алгоритм запоминания стихотворений. Письмо по памяти. | |
21-24 | 4 | Развития функций внимания. Переключение. Составление рассказа по плану. | |
25-28 | 4 | Формирование навыков каллиграфического письма. | |
29-32 | 4 | Работа с деформированным текстом. | |
33-36 | 4 | Коррекция зрительно-моторной координации. Развитие умения исключать лишнее. | |
37-40 | 4 | Формирование умения строить высказывания в определённой композиции. Знаки препинания в предложении. | |
41-44 | 4 | Развитие орфографической зоркости. | |
45-48 | 4 | Развитие навыков каллиграфии. | |
49-52 | 4 | Развитие речи. Обогащение пассивного и активного словаря. | |
53-56 | 4 | Работа с деформированным текстом. Обучение изложению. | |
57-60 | 4 | Развитие навыка письма под диктовку. | |
61-64 | 4 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
65-68 | 4 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
Календарно-тематическое планирование (Математика) 3 класс -2 ч в неделю – 68 ч
№ п/п | дата | Кол-во часов | Тема занятия |
1-4 | 4 | Коррекция пространственных представлений. Определение места числа в натуральном ряду. Числа от 20-100. | |
5-8 | 4 | Коррекция мыслительных операций. Ориентировка в цифровом ряду. | |
9-12 | 4 | Коррекция навыков саморегуляции. Формирование двигательных навыков письма. | |
13-16 | 4 | Коррекция представления о геометрических фигурах. | |
17-20 | 4 | Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. | |
21-24 | 4 | Организация внутреннего плана действий. Восполнение пробелов в знаниях. | |
25-28 | 4 | Формирование понятий «величины». | |
29-32 | 4 | Формирование навыков устных вычислений в пределах 100. Состав числа. | |
33-36 | 4 | Коррекция логического мышления. Решение задач. | |
37-40 | 4 | Развитие мелкой моторики. Алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания. | |
41-44 | 4 | Коррекция саморегуляции. Развитие графических навыков. | |
45-48 | 4 | Коррекция и развитие смысловой памяти. Понимание связи между компонентами умножения и деления.. | |
49-52 | 4 | Коррекция долговременного запоминания. Таблица умножения и деления. | |
53-56 | 4 | Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. | |
57-60 | 4 | Коррекция мыслительных операций. Формирование устойчивых навыков счёта. | |
61-64 | 4 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | |
65-68 | 4 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"
Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......
Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения
Реферат на тему: "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"...
виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения
доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...
Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...
Рабочие программы для 3класса по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии
Рабочие программы по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству для 3класса...
Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения
Развитие речи - канал развития интеллекта...
Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....