Организация работы кружка «Умелые ручки» (из опыта работы)
статья (2 класс) по теме
В статье обобщается опыт работы по реализации программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_vasnetsova_s.g._-_kopiya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы кружка «Умелые ручки» (из опыта работы)
Особое место в становлении личности ребенка занимает декоративно-прикладное творчество. Этот вид деятельности формирует в детях чувство прекрасного, высокий эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Занимаясь в творческом объединении декоративно-прикладной направленности, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно-образное мышление. Занятость детей в кружке «Умелые ручки» - прекрасная возможность реализовать свои способности.
Программа кружка предполагает изучение разнообразных видов декоративно-прикладного искусства: аппликации, художественного конструирования из бумаги, бисероплетения, природного и бросового материалов. На занятиях дети знакомятся с историей возникновения народных ремесел и произведениями декоративно-прикладного искусства, изготавливают различные изделия прикладного творчества. На занятиях кружка дети могут выбрать приоритетное направление деятельности и максимум реализовать себя в нем.
На протяжении всех занятий раскрывается значение народного искусства как мощного эстетического, трудового, патриотического воспитания. Простые и красивые изделия помогают прививать детям любовь к родному краю, учат видеть и ценить природу, традиции родных мест.
Работа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Методика основывается на поэтапном формировании трудовых умений и навыков, на ежегодном повторении материала с его усложнением и углублением.
Главной задачей при проведении занятий, является развивающий характер обучения. Методическое решение этой задачи по ФГОС состоит в том, чтобы вовлечь детей в обсуждение. На занятиях дети высказывают свое мнение, не стремятся сразу обратиться за помощью, если что-то не получается. Им дается возможность пробовать преодолеть себя; они учатся быть самостоятельным, решать проблемы.
В процессе обучения и воспитания используются следующие методы и формы работы с детьми: практические занятия, консультации, беседы, просмотр фото, экскурсии на природу. Занятия обогащаются видеоматериалами, выставками декоративно-прикладного творчества. На занятиях используется наглядность и словесная информация: пословицы, поговорки, загадки, стихи и другие элементы народного творчества.
При проведении занятий ребенок получает не только определенные знания, но и активно развивается, что позволит ему приобрести способность выражать свои возможности и стать успешным и востребованным членом общества.
В системе обучения важное место занимает раздел «Бисероплетение». Этот вид деятельности многим детям Крайних народов Севера знаком с детства. На занятиях по бисероплетению воспитанникам кружка прививаются такие качества личности как усидчивость, трудолюбие, а так же у них формируется чувство цвета, целостности композиции. Самые первые работы воспитанников из бисера – это коллективные аппликации. Каждый ребенок, выполняя такую работу, чувствует свою значимость, и изделие получается интересным и красивым.
Труд по созданию изделий из бумаги наиболее доступен детям. Бумага и ее трансформация несет в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка. При работе с бумагой используются следующие техники – квиллинг, аппликация, папье-маше, изделия из газетных трубочек. Работая в данном направлении, воспитанники кружка сплети вазы из газетных трубочек, и украсили ими учебный кабинет, работами в технике «квиллинг» также были оформлены небольшие экспозиции. Для праздника Победы воспитанники своими руками изготовили цветы для украшения колонны школы и возложения к памятнику воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Особую заинтересованность у кружковцев вызывает работа из бросового материала. Они с большим интересом создавали интересные изделия из, казалось бы, уже совсем не нужных вещей. В 2017 году ребята увлеченно работали над реализацией проекта «Подарим пластиковым отходам вторую жизнь. Превратим мусор в красоту». Данный проект был представлен на 9 районном (заочном) конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь», где ребята заняли 2 место.
Значительная роль в воспитательном процессе кружка отводится родителям через привлечение их к совместным массовым мероприятиям, направленным на укрепление семейных ценностей. Наиболее эффективными можно назвать выставку «Моя семья».
Следующей эффективной формой работы с родителями стали открытые показы результатов обучения и воспитания кружковцев. Результаты творческого труда детей родители оценивают в декабре и апреле. При организации подобных выставок и родители, и ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.
В первый год обучения всем кружковцам вручается сертификат и присваивается звание «Подмастерье», в начале второго года обучения – звание «Мастеровой», это означает, что дети стремятся к лучшим результатам в своей работе, и в последний год обучения, когда ребята могут выполнять свою работу качественно и демонстрируют высокий уровень достижений, присваивается звание «Мастер».
Основные умения и навыки, полученные в процессе освоения содержания программы, отслеживаются в конце года по результативности участия воспитанников разного уровня конкурах, выставках, фестивалях. Итоговая проверка знаний воспитанников по освоению программы осуществляется в форме персональной выставки.
За период работы по данной программе подготовлены победители и призеры творческих конкурсов различных уровней.
№ п/п | Год | Название мероприятия | Результат |
1. | 2015 | XII районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества воспитанников интернатных организаций, посвящённая Роману Ругину | Участие |
2. | Муниципальный этап 7 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» | 1 место | |
3. | 2016 | Муниципальный этап XII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» | 1 место |
4. | Окружной конкурс детского творчества «Ямальские каникулы» | ||
5. | Межрегиональный виртуальный конкурс литературно-поэтического и изобразительного творчества «Мы гордимся Победой». | Победитель в номинации «Специальный приз» | |
6. | Выставка-конкурс декоративно-прикладного и фольклорного творчества воспитанников интерната общеобразовательных организаций, посвященной 70-летию С.Н. Няруя | 3 место | |
7. | Районный заочный конкурс творческого мастерства, детей с ограниченными возможностями здоровья, приуроченный Дню матери | Участие | |
8. | Районный конкурстворческих работ «Новогодняя ярмарка талантов» | Участие | |
9. | 2017 | Районный конкурс детского творчества «Всё в Человеке - всё для Человека!» | 2 место |
10. | Муниципальный этап Межрегионального экологического конкурса «Мы за чистые города России!» | 1 место 2 место | |
11. | IX районный (заочный) конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь» | 2 место | |
12. | Муниципальный этап 8 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала» | 1 место | |
13 | Муниципальный этап XIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» | Участие | |
14. | Окружной заочный дистанционный конкурс творческих работ «Гостеприимный Ямал» | 1 место |
В альбоме «Наше творчество» оформлены фотографии лучших работ детей.
Таким образом, реализация программы кружка «Умелые ручки» способствует формированию высоконравственной личности, формированию у младших школьников коммуникативных умений, адаптирует их в современной жизни, развивает творческие способности, память, интеллект, речевую деятельность, расширяет кругозор. Кроме того, дети на занятиях кружка приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Результаты реализации программы показали, что проводимая работа эффективна и способствует целенаправленному формированию трудовых умений и навыков у воспитанников кружка «Умелые ручки» средствами декоративно – прикладного творчества, а также нравственных и эстетических качеств личности.
Список литературы:
- Григорьева А. М. «Большая книга рукоделий» — М.: «Белый город», 2008
- Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе», - Волгоград. «Учитель», 2010 г.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование кружка "Умелые ручки"
Данная программа содержит тематическое планирование кружковой работы с 1 по 4 классы, пояснительную записку, цели и задачи курса. А так же дополнительный материал и список используемой литературы...
Тематическое планирование кружка «Умелые ручки» Руководитель: Усатая Татьяна Васильевна МБОУСОШ №2
Основными учебно-воспитательными задачами кружка является:- развитие творческой и трудовой активности кружковцев;- их стремление к самостоятельной деятельности. Работа тв...
"Советы по организации работы с гиперактивными детьми" ( из опыта работы)
В последнее время часто в классах стали появляться гиперактивные дети. Ко мне в первый класс таких деток пришло пятеро. Пришлось изучать много литературы, консультироваться со специалистами кафедры ТО...
Статья "Работа кружка "Умелые ручки" (из опыта работы)
В статье описывается опыт работы в кружке "Умелые ручки"...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КВИЛЛИНГУ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»»
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих о...
Анализ работы кружка «Умелые ручки». 2 класс.
Результаты и достижения членов кружка...
План работы кружка "Умелые ручки"
30 сентября.Тема занятия: Плетение браслетов из бисера.Цель занятия: научить различать виды бисера, работать с леской и бисером, подбирать необходимые материалы и инструменты для выполнения издел...