Организация работы кружка «Умелые ручки» (из опыта работы)
статья (2 класс) по теме

В статье обобщается опыт работы по реализации программы внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО  "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_vasnetsova_s.g._-_kopiya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы кружка «Умелые ручки» (из опыта работы)

        Особое место в становлении личности ребенка занимает декоративно-прикладное творчество. Этот вид деятельности формирует в детях чувство прекрасного, высокий эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Занимаясь в творческом объединении декоративно-прикладной направленности, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно-образное мышление. Занятость детей в кружке «Умелые ручки» - прекрасная возможность реализовать свои способности.        

         Программа кружка предполагает изучение разнообразных видов декоративно-прикладного искусства: аппликации, художественного конструирования из бумаги, бисероплетения, природного и бросового материалов. На занятиях дети знакомятся с историей возникновения народных ремесел и произведениями декоративно-прикладного искусства, изготавливают различные изделия прикладного творчества. На занятиях кружка дети могут выбрать приоритетное направление деятельности и максимум реализовать себя в нем.

        На протяжении всех занятий раскрывается значение народного искусства как мощного эстетического, трудового, патриотического воспитания. Простые и красивые изделия помогают прививать детям любовь к родному краю, учат видеть и ценить природу, традиции родных мест.

        Работа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Методика основывается на поэтапном формировании трудовых умений и навыков, на ежегодном повторении материала с его усложнением и углублением.

         Главной задачей при проведении занятий, является развивающий характер обучения. Методическое решение этой задачи по ФГОС состоит в том, чтобы вовлечь детей в обсуждение. На занятиях дети высказывают свое мнение, не стремятся сразу обратиться за помощью, если что-то не получается. Им дается возможность пробовать преодолеть себя; они учатся быть самостоятельным, решать проблемы.

          В процессе обучения и воспитания используются следующие методы и формы работы с детьми: практические занятия, консультации, беседы, просмотр фото, экскурсии на природу. Занятия обогащаются видеоматериалами, выставками декоративно-прикладного творчества. На занятиях используется наглядность и словесная информация: пословицы, поговорки, загадки, стихи и другие элементы народного творчества.

          При проведении занятий ребенок получает не только определенные знания, но и активно развивается, что позволит ему приобрести способность выражать свои возможности  и стать успешным и востребованным членом общества.

           В системе обучения важное место занимает раздел «Бисероплетение». Этот вид деятельности многим детям Крайних народов Севера знаком с детства.   На занятиях по бисероплетению воспитанникам кружка прививаются такие качества личности как усидчивость, трудолюбие, а так же у них формируется чувство цвета, целостности композиции. Самые первые работы воспитанников из бисера – это коллективные аппликации. Каждый ребенок, выполняя такую работу, чувствует свою значимость, и изделие получается интересным и красивым.

          Труд по созданию изделий из бумаги наиболее доступен детям. Бумага и ее трансформация несет в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка. При работе с бумагой используются следующие техники – квиллинг, аппликация, папье-маше, изделия из газетных трубочек. Работая в данном направлении, воспитанники кружка сплети вазы из газетных трубочек, и украсили ими учебный кабинет, работами в технике «квиллинг» также были оформлены небольшие экспозиции. Для  праздника Победы воспитанники своими руками изготовили цветы для украшения колонны школы и возложения к памятнику воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

            Особую заинтересованность у кружковцев вызывает работа из бросового материала. Они с большим интересом создавали интересные изделия из, казалось бы, уже совсем не нужных вещей. В 2017 году ребята увлеченно работали над реализацией проекта «Подарим пластиковым отходам вторую жизнь. Превратим мусор в красоту». Данный проект был представлен на 9 районном (заочном) конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь», где ребята заняли 2 место.

            Значительная роль в воспитательном процессе кружка отводится родителям через привлечение их к совместным массовым мероприятиям, направленным на  укрепление семейных ценностей. Наиболее эффективными можно назвать выставку «Моя семья».

            Следующей эффективной формой работы с родителями стали открытые показы результатов обучения и воспитания  кружковцев. Результаты творческого труда детей родители оценивают в декабре и апреле. При организации подобных выставок и родители, и ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе.

             В первый год обучения всем кружковцам вручается сертификат и присваивается  звание «Подмастерье», в начале второго года обучения – звание «Мастеровой», это означает, что дети стремятся к лучшим результатам в своей работе, и в последний год обучения, когда ребята могут выполнять свою работу качественно и демонстрируют высокий уровень достижений, присваивается звание «Мастер».

Основные умения и навыки, полученные в процессе освоения содержания программы, отслеживаются в конце года  по результативности участия воспитанников разного уровня конкурах, выставках, фестивалях. Итоговая проверка знаний воспитанников по освоению программы осуществляется в форме персональной выставки.

           За период работы по данной программе подготовлены победители и призеры творческих конкурсов различных уровней.

п/п

Год  

Название мероприятия

Результат

1.

2015

XII районная выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества воспитанников интернатных организаций, посвящённая Роману Ругину

Участие

2.

Муниципальный этап 7 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала»

1 место

3.

2016

Муниципальный этап XII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

1 место

4.

Окружной конкурс детского творчества «Ямальские каникулы»

5.

Межрегиональный виртуальный конкурс литературно-поэтического и изобразительного творчества «Мы гордимся Победой».

Победитель в номинации «Специальный приз»

6.

Выставка-конкурс декоративно-прикладного и фольклорного творчества воспитанников интерната общеобразовательных организаций, посвященной 70-летию С.Н. Няруя

3 место

7.

Районный заочный конкурс творческого мастерства, детей с ограниченными возможностями здоровья, приуроченный Дню матери

Участие

8.

Районный конкурстворческих работ  «Новогодняя ярмарка талантов»

Участие

9.

2017

Районный конкурс детского творчества «Всё в Человеке - всё для Человека!»

2 место

10.

Муниципальный этап Межрегионального экологического конкурса «Мы за чистые города России!»

1 место

2 место

11.

IX районный (заочный) конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Юный исследователь»

2 место

12.

Муниципальный этап 8 окружного детского фестиваля народного творчества «Все краски Ямала»

1 место

13

Муниципальный этап XIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

Участие

14.

Окружной заочный дистанционный конкурс творческих работ «Гостеприимный Ямал»

1 место

            В альбоме «Наше творчество» оформлены фотографии лучших работ детей.

            Таким образом, реализация программы кружка «Умелые ручки» способствует формированию высоконравственной личности, формированию у младших школьников коммуникативных умений, адаптирует их в современной жизни, развивает творческие способности, память, интеллект, речевую деятельность, расширяет кругозор. Кроме того, дети на занятиях кружка приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

            Результаты реализации программы показали, что проводимая работа эффективна и способствует целенаправленному формированию трудовых умений и навыков у воспитанников кружка «Умелые ручки» средствами декоративно – прикладного творчества, а также нравственных и эстетических качеств личности.

Список литературы:

  1. Григорьева А. М. «Большая книга рукоделий» — М.: «Белый город», 2008
  2. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе», - Волгоград. «Учитель», 2010 г.
  3. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружка "Умелые ручки"

Данная программа содержит тематическое планирование кружковой работы с 1 по 4 классы, пояснительную записку, цели и задачи курса. А так же дополнительный материал и список используемой литературы...

Тематическое планирование кружка «Умелые ручки» Руководитель: Усатая Татьяна Васильевна МБОУСОШ №2

Основными учебно-воспитательными задачами кружка является:- развитие творческой и трудовой активности кружковцев;- их стремление к самостоятельной деятельности.     Работа тв...

"Советы по организации работы с гиперактивными детьми" ( из опыта работы)

В последнее время часто в классах стали появляться гиперактивные дети. Ко мне в первый класс таких деток пришло пятеро. Пришлось изучать много литературы, консультироваться со специалистами кафедры ТО...

Статья "Работа кружка "Умелые ручки" (из опыта работы)

В статье описывается опыт работы в кружке "Умелые ручки"...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КВИЛЛИНГУ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»»

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих о...

Анализ работы кружка «Умелые ручки». 2 класс.

Результаты и достижения членов кружка...

План работы кружка "Умелые ручки"

30 сентября.Тема занятия: Плетение браслетов из бисера.Цель занятия: научить различать виды бисера, работать с леской и бисером, подбирать необходимые материалы и инструменты для выполнения издел...