Информационная карта инновационного опыта
опыты и эксперименты на тему

Шерстобитова Инна Эмильевна

Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию школьников через внеурочную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_innovatsionngo_opyta.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Шерстобитова Инна Эмильевна

Организация, в которой работает автор опыта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 » муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Адрес

г. Десногорск, 2 микрорайон

Номер контактного телефона

8 (48153)7-09- 52

Должность

учитель

Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

начальные классы

Стаж работы в должности

32 года

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Проектно-исследовательская  деятельность младших школьников духовно-нравственной направленности на внеурочных занятиях

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Государство стремится восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Встает вопрос - как обеспечить учебно-воспитательную работу в школе так, чтобы прививать учащимся с первых дней учебы правильные ценностные ориентации: гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Появление новых средств обучения. Новые условия образовательной деятельности. Новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Основная цель работы: воспитание гражданственности и патриотизма младшего школьника во внеурочной деятельности путем привлечения исторического и краеведческого материала.

Задачи:

  • обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
  • формирование у школьников важнейших качеств гражданина России - патриота Отечества: чувства любви к Родине и своему краю, гордости за свою страну;
  • развитие у учащихся потребности в познании культурно-исторических ценностей, стимулирование творческой активности;
  • знакомство с историей своего города, его  традициями и людьми, прославившими город;
  • доведение до учащихся школы  боевых традиций русской и советской армий, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков.

Концепция изменений

Воспитание патриотизма, формирование толерантного сознания; применение на внеурочных мероприятиях элементов дискуссий,  практические занятия в работе с документами; формирование навыка сбора и обработки информации, взаимодействия с социумом; участие в мероприятиях по  научно-исследовательской деятельности  в школе.

Сущность ИПО

В первый год обучения программа имела 33 часа. Было создано 3 проекта: “Ты и твое имя” (“Знакомьтесь: это я”); “Это – моя семья!”; “Десногорск- мой город детства”.

Во второй год обучения (34 часа) открывается долгосрочный проект, рассчитанный на 2-4 классы, - “Памятники моего города”. Кружок «Мой Десногорск» -34 часа.

 Всего во 2 классе реализовано 2 проекта: “В жизни всегда есть место подвигу” (Памятник милиционеру А. А. Федосову, погибшему при исполнении служебного долга); “Чернобыль- наша боль” (Памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы).

В третий год обучения реализовано 3 проекта: «Памятник Петру и Февронии», «Памятный знак первостроителям», «Памятный знак «Ангел мира».

В четвертый  год реализованы проекты «Поисковые отряды Десногорска», «История Кургана Славы», «История поднятого самолета».

Материал, самостоятельно собранный и систематизированный учащимися в сотрудничестве с родителями за 1-4 классы:

-участие моих родных в строительстве города;

-  участие моих родных в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;

- Материал о людях, ставших  прототипами скульптур на памятном знаке первостроителям: Лямцевой Н.Т., Зарипове И.Г.

Собранные материалы переданы в краеведческий отдел городской библиотеки.

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

Работа краеведческого кружка “Мой Десногорск”проходит под девизом: “Не мыслям следует учить, а мыслить” ( И. Кант).  Считаю, что эта идея отражает важнейшую задачу современного образования, выдвигая на первый план необходимость формирования личностных и метапредметных результатов.

Проектно- исследовательскую деятельность строю по принципу от простого к сложному, на высоком уровне эмоционального отклика школьника, с привлечением к работе родителей, библиотечных работников , представителей общественности.

Этапы работы над проектами:

Организационный этап:

Обсуждение целей и задач проекта.

Составление плана работы под руководством учителя.

 Установление сроков выполнения проекта.

Подготовительный этап:

Поисковая работа учащихся совместно с родителями и учителем.

Этап реализации:

Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных.

Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.

Заключительный этап:

1.Выступление на Дне науки. Предоставление собранного материала городской библиотеке.

Источником информации в первый год обучения в основном является учитель, родители, а во второй-четвертый год привлекаются работники библиотек, представители общественности, у которых учащиеся   берут интервью, ведут с ними беседы, с которыми делятся своими знаниями (представляют проекты). Учатся более полно работать с Интернет-ресурсами.

При построении программы работы кружка большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Первый год обучения (1 класс)- это обзорные экскурсии по городу, в  городской краеведческий музей, встречи с представителями клуба “Поиск”, виртуальные экскурсии по памятным местам Десногорска.

Второй, третий, четвертый годы обучения -это посещение памятников города с целью   фотографирования, знакомства с его историей, людьми, имеющими отношение к памятнику. В конце проекта учащиеся сами проводят экскурсию для одноклассников или другой группы учащихся. Различные экскурсии- это формы работы, способствующие развитию метапредметных результатов, в первую очередь-коммуникативных.

 Проектно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках внеурочной деятельности.

В условиях творческой мастерской, в коллективном обсуждении создается макет будущего проекта: просматривается портфолио проекта, отбирается материал, обговаривается форма презентации проекта (семейный праздник, родительское собрание, встреча в библиотеке, классный час…).

В конце занятия проводится рефлексия: что мне дала работа над проектом и что я смогу дальше сделать самостоятельно.

Для оценивания роста метапредметных результатов и коррекции работы над дальнейшими проектами ведутся Портфолио проектов. В начале проекта и в конце проводится анкетирование учащихся с целью изучения уровня роста метапредметных результатов. Эти материалы хранятся в портфолио проекта вместе с рабочими материалами.

К оформлению проекта привлекаем родителей, которые помогают создать печатный продукт. Учимся делать презентации. Защита проектов на Дне науки проходит в форме презентации. Трудоемкость связана с проектированием содержания, форм и способов организации учителем образовательного процесса. Отсутствие у педагога необходимого набора дидактического материала затрудняет достижение поставленных целей.

Трудоемкость: большие временные затраты на подготовку к урокам (работа в Интернете, связь с родителями, работниками музея, библиотек, художественной школы, жителями города; подбор интересного материала, текстов, выбор форм работы и т.д.).

Существует большое количество объективных и субъективных причин (школа, семья, окружение в целом), которые  влияют на развитие личности и усложняют целенаправленное воспитание; напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, понижение уровня общей культуры в обществе. Таким образом, формирование активной гражданской позиции школьника, его историческое воспитание необходимо начинать в  младшей школе, активно применяя  методики творческого характера с целью формирования ценностного отношения к историческому и культурному наследию нации.

Условия реализации изменений

Эффективность процесса обучения зависит от формирования любознательности, самостоятельной активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.

 Достичь желаемого помогло использование личностно-ориентированных технологий. Учитывая специфику психологии младшего школьника, невозможно отказаться от игровых форм занятий,  привлечения материала, связанного с личным опытом детей, историей семьи.

В результате учащиеся стали раскрепощёнными, речь более грамотная, логически построенная, вырос уровень интеллектуальных умений (сравнение, анализ, обобщение) и самооценки учащихся.

Результат, полученный автором в ходе реализации

Свидетельством высокого уровня знаний является активное участие учеников в школьных  Днях науки.

Начиная со 2 класса, они занимали 1 места. Всего выступило 15 учеников. Ребята научились создавать презентации, демонстрировать их. Материалы, собранные в результате исследовательской деятельности, переданы в краеведческий отдел городской библиотеки.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Планируется публикация в сборнике статей по итогам IV  региональных    педагогических чтений по теме «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС»

Ф.И.О. составителя карты

Шерстобитова Инна Эмильевна

Форма распространения представленного опыта, уровень распространения

Школьный уровень: выступление на педсовете «Проектная деятельность младших школьников на внеурочных занятиях» 2016г.

Городской уровень: открытый урок по внеурочной деятельности «Десногорск- мой город детства» 2013 г.

Региональный уровень: выступление на IV зональных педагогических чтениях «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС» 2016

Публикация в социальной сети работников образования «Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС» http:||nsportal.ru|node|2226475 Дата публикации: 03.04.2016

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

30.03.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Информационная карта инновационного опыта

Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...