Информационная карта инновационного опыта
опыты и эксперименты на тему
Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию школьников через внеурочную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта | Шерстобитова Инна Эмильевна | |
Организация, в которой работает автор опыта | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 » муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области | |
Адрес | г. Десногорск, 2 микрорайон | |
Номер контактного телефона | 8 (48153)7-09- 52 | |
Должность | учитель | |
Преподаваемый предмет или выполняемый функционал | начальные классы | |
Стаж работы в должности | 32 года |
II.Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Проектно-исследовательская деятельность младших школьников духовно-нравственной направленности на внеурочных занятиях | |
Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | Государство стремится восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Встает вопрос - как обеспечить учебно-воспитательную работу в школе так, чтобы прививать учащимся с первых дней учебы правильные ценностные ориентации: гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Появление новых средств обучения. Новые условия образовательной деятельности. Новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества. | |
Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Основная цель работы: воспитание гражданственности и патриотизма младшего школьника во внеурочной деятельности путем привлечения исторического и краеведческого материала. Задачи:
| |
Концепция изменений | Воспитание патриотизма, формирование толерантного сознания; применение на внеурочных мероприятиях элементов дискуссий, практические занятия в работе с документами; формирование навыка сбора и обработки информации, взаимодействия с социумом; участие в мероприятиях по научно-исследовательской деятельности в школе. | |
Сущность ИПО | В первый год обучения программа имела 33 часа. Было создано 3 проекта: “Ты и твое имя” (“Знакомьтесь: это я”); “Это – моя семья!”; “Десногорск- мой город детства”. Во второй год обучения (34 часа) открывается долгосрочный проект, рассчитанный на 2-4 классы, - “Памятники моего города”. Кружок «Мой Десногорск» -34 часа. Всего во 2 классе реализовано 2 проекта: “В жизни всегда есть место подвигу” (Памятник милиционеру А. А. Федосову, погибшему при исполнении служебного долга); “Чернобыль- наша боль” (Памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы). В третий год обучения реализовано 3 проекта: «Памятник Петру и Февронии», «Памятный знак первостроителям», «Памятный знак «Ангел мира». В четвертый год реализованы проекты «Поисковые отряды Десногорска», «История Кургана Славы», «История поднятого самолета». Материал, самостоятельно собранный и систематизированный учащимися в сотрудничестве с родителями за 1-4 классы: -участие моих родных в строительстве города; - участие моих родных в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС; - Материал о людях, ставших прототипами скульптур на памятном знаке первостроителям: Лямцевой Н.Т., Зарипове И.Г. Собранные материалы переданы в краеведческий отдел городской библиотеки. | |
Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски | Работа краеведческого кружка “Мой Десногорск”проходит под девизом: “Не мыслям следует учить, а мыслить” ( И. Кант). Считаю, что эта идея отражает важнейшую задачу современного образования, выдвигая на первый план необходимость формирования личностных и метапредметных результатов. Проектно- исследовательскую деятельность строю по принципу от простого к сложному, на высоком уровне эмоционального отклика школьника, с привлечением к работе родителей, библиотечных работников , представителей общественности. Этапы работы над проектами: Организационный этап: Обсуждение целей и задач проекта. Составление плана работы под руководством учителя. Установление сроков выполнения проекта. Подготовительный этап: Поисковая работа учащихся совместно с родителями и учителем. Этап реализации: Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных. Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей. Заключительный этап: 1.Выступление на Дне науки. Предоставление собранного материала городской библиотеке. Источником информации в первый год обучения в основном является учитель, родители, а во второй-четвертый год привлекаются работники библиотек, представители общественности, у которых учащиеся берут интервью, ведут с ними беседы, с которыми делятся своими знаниями (представляют проекты). Учатся более полно работать с Интернет-ресурсами. При построении программы работы кружка большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Первый год обучения (1 класс)- это обзорные экскурсии по городу, в городской краеведческий музей, встречи с представителями клуба “Поиск”, виртуальные экскурсии по памятным местам Десногорска. Второй, третий, четвертый годы обучения -это посещение памятников города с целью фотографирования, знакомства с его историей, людьми, имеющими отношение к памятнику. В конце проекта учащиеся сами проводят экскурсию для одноклассников или другой группы учащихся. Различные экскурсии- это формы работы, способствующие развитию метапредметных результатов, в первую очередь-коммуникативных. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках внеурочной деятельности. В условиях творческой мастерской, в коллективном обсуждении создается макет будущего проекта: просматривается портфолио проекта, отбирается материал, обговаривается форма презентации проекта (семейный праздник, родительское собрание, встреча в библиотеке, классный час…). В конце занятия проводится рефлексия: что мне дала работа над проектом и что я смогу дальше сделать самостоятельно. Для оценивания роста метапредметных результатов и коррекции работы над дальнейшими проектами ведутся Портфолио проектов. В начале проекта и в конце проводится анкетирование учащихся с целью изучения уровня роста метапредметных результатов. Эти материалы хранятся в портфолио проекта вместе с рабочими материалами. К оформлению проекта привлекаем родителей, которые помогают создать печатный продукт. Учимся делать презентации. Защита проектов на Дне науки проходит в форме презентации. Трудоемкость связана с проектированием содержания, форм и способов организации учителем образовательного процесса. Отсутствие у педагога необходимого набора дидактического материала затрудняет достижение поставленных целей. Трудоемкость: большие временные затраты на подготовку к урокам (работа в Интернете, связь с родителями, работниками музея, библиотек, художественной школы, жителями города; подбор интересного материала, текстов, выбор форм работы и т.д.). Существует большое количество объективных и субъективных причин (школа, семья, окружение в целом), которые влияют на развитие личности и усложняют целенаправленное воспитание; напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, понижение уровня общей культуры в обществе. Таким образом, формирование активной гражданской позиции школьника, его историческое воспитание необходимо начинать в младшей школе, активно применяя методики творческого характера с целью формирования ценностного отношения к историческому и культурному наследию нации. | |
Условия реализации изменений | Эффективность процесса обучения зависит от формирования любознательности, самостоятельной активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Достичь желаемого помогло использование личностно-ориентированных технологий. Учитывая специфику психологии младшего школьника, невозможно отказаться от игровых форм занятий, привлечения материала, связанного с личным опытом детей, историей семьи. В результате учащиеся стали раскрепощёнными, речь более грамотная, логически построенная, вырос уровень интеллектуальных умений (сравнение, анализ, обобщение) и самооценки учащихся. | |
Результат, полученный автором в ходе реализации | Свидетельством высокого уровня знаний является активное участие учеников в школьных Днях науки. Начиная со 2 класса, они занимали 1 места. Всего выступило 15 учеников. Ребята научились создавать презентации, демонстрировать их. Материалы, собранные в результате исследовательской деятельности, переданы в краеведческий отдел городской библиотеки. | |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Планируется публикация в сборнике статей по итогам IV региональных педагогических чтений по теме «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС» | |
Ф.И.О. составителя карты | Шерстобитова Инна Эмильевна | |
Форма распространения представленного опыта, уровень распространения | Школьный уровень: выступление на педсовете «Проектная деятельность младших школьников на внеурочных занятиях» 2016г. Городской уровень: открытый урок по внеурочной деятельности «Десногорск- мой город детства» 2013 г. Региональный уровень: выступление на IV зональных педагогических чтениях «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС» 2016 Публикация в социальной сети работников образования «Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС» http:||nsportal.ru|node|2226475 Дата публикации: 03.04.2016 | |
Дата составления информационной карты (число, месяц, год) | 30.03.2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/09/picture-91154.jpg)
Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов
Применение инновационных технологий в начальной школе...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
Предлагается информационная карта инновационного опыта "Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-213983-1385394548.jpg)
Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"
Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/21/picture-93388.jpg)
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.
Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-153867-1354113688.jpg)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры
Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...
Информационная карта инновационного опыта
Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...