Внеклассное мероприятие "Жила-была игрушка".
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Всю жизнь человек чему-то учится, черпая новые знания из окружающего мира. Взрослые люди осознают значимость образования, а вот маленькие дети пока еще нет. Поэтому они познают мир через игру. Не следует недооценивать роль игрушек в этом процессе, так как через них дети делают анализ событий, развиваются логически, отделяют одни предметы от других и прочее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Д. Березняки
Внеклассное мероприятие
«Жила-была игрушка».
1 класс
Воспитатель гпд
Ужастова И.М.
январь 2016
Задачи: познакомиться с разными видами игрушек и историей их происхождения; воспитывать бережное отношение к игрушкам; формировать навыки исследовательской деятельности; развивать речь, познавательный интерес; объединять усилия школы и родителей в развитии ребенка как личности.
Оборудование: презентация (приложение 1), выставка игрушек, которые принесли дети.
Ход мероприятия: рассказ воспитателя.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с вами о самом интересном, о самом забавном – об игрушках. Представьте, каким бы неинтересным был наш мир без игрушек.
Первые упоминания об игрушках можно отыскать в древних книгах. Изображения игрушек встречаются на древних сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные в разные времена археологами. Это деревянные фигурки коров, тигров, крокодилов. Древние мастера изображали животных в миниатюре с большим знанием их повадок и характера.
Во время раскопок археологи нашли много погремушек – трещоток, игрушечную посуду и кукол из глины.
В Древней Греции и Риме погремушки или трещотки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Сохранилось поверье с тех далеких времен, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
Еще во время раскопок найдено много игрушек, которые сделаны из бивня мамонта и из камня.
Игрушки – это очевидцы и свидетели времени. По игрушке можно читать историю человечества. И можно заметить, как похожи игрушки детей всех стран мира, в какое бы время они не жили.
Из глубокой древности известны и куклы. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Куклы были найдены разные: грубые чурбанки без рук и ног; с руками и ногами в виде тонких палочек, с нарезками на местах кистей. Были и с хорошо вырезанным туловищем, с руками и ногами. Головы их были украшены париками из деревянных и нитяных бус.
Затем кукол стали делать из тряпочек. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута. Когда шили женщины себе платье, оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.
Еще, чтобы сделать куклу брали обработанную палочку и обматывали ее тряпицей так, чтобы сверху и снизу торчали деревяшки: голова и ноги. Даже простое полено одевали в женский костюм.
Раньше куклам не давали имена. Считалось, что колдовством можно было нанести вред человеку с таким же именем. Их просто называли: лялька, манька, а чаще просто «кукла». К безымянной куколке обращались и в колыбельных песенках, и в сказках, и в детских считалках:
Куколка, ты куколка!
Где ж ты, куколка, была?
Где ж ты, барынька, была?
Или, когда ребенок долго не засыпал, к нему рядом клали куколку и говорили:
Сонница - бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Куколку могли сделать из простой тряпицы, связанной узелком, а узелок у русских до сих пор считается защитой от колдовства.
Так же из тряпочек шили небольшие мячики. Комок тряпья, ветоши или шерсти обшивали тряпкой без всякой выкройки.
Такие мячики шили здесь недалеко в Хотьково, в Покровском женском монастыре. Сейчас этот монастырь вновь возрождается. Его насельницы
снова занимаются рукоделием и обучают этому детей.
Если кто думает, что игрушки нужны только детям, так это не так. Бывают взрослые, которые до того обожают игрушки, что и не в силах это скрывать.
Сто лет назад жил в Москве художник Николай Дмитриевич Бартрам. Он придумывал и сам мастерил игрушки, и даже руководил целой мастерской по производству игрушек. И он их, конечно, коллекционировал. Бартраму хотелось собрать как можно больше разных игрушек. Особенно ему нравились такие, которые мастера из народа делали у себя в деревнях и селах из века в век: глиняные свистульки и куклы, резные деревянные медведи.
У нас в России много центров народных промыслов. В одних мастерят глиняные игрушки, в других – деревянные, в-третьих плетут из соломы. Некоторые народные мастера по-прежнему делают игрушки дома, всей семьей, как в старину. Иногда над игрушкой работает целая семья: муж точит, жена с дочкой расписывают.
Народные игрушки есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер. В нашей игрушке отразились лучшие черты русских людей: она простая, жизнерадостная и мирная. И вот одна из них.
Отгадайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская ….(матрешка)
Послушайте стихотворение «Матрешка».
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька – детеныш.
А там опять…Найденыш.
Умыты ручки, ножки,
У каждой у Матрешки
Поглажены сапожки…
Поют матрешки в хоре,
Живут, не зная горя:
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.
Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась более ста лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек. Нарисовал ей круглые голубые глаза, свесил из-под алого платочка толстую косу. Как же назвать красавицу? И назвали ее Матрешей – старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
Давайте с вами дадим каждой из матрешек русское имя (Дуняша, Маняша, Феклуша, т.д.)
А вот еще один вид игрушек (на руку). Есть четыре главных вида вождения кукол: на пальцах, на нитках, на тростях и теневые фигуры.
С куклами разыгрывали сказки, басни, разные смешные, а порой остросатирические сценки.
Главным героем таких сценок в России был Петрушка. Актер с куклой на пальцах стоит за ширмой, подняв руку. Кукла видна над ширмой. Куклой на нитках управляют сверху. Актер держит в руке перекрещивающиеся планочки, к которым привязаны нитки. Концы ниток прикреплены к голове куклы, к плечам, к локтям, к коленкам. Актер тянет за нитки или поворачивает планочки, и кукла ходит, размахивает руками, поворачивает голову.
Академический Центральный Театр кукол был создан по инициативе Дома Художественного Воспитания Детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 13 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства - Сергей Владимирович Образцов.
И вот, возвращаясь к Бартраму, скажу, что он объездил сначала всю Россию собирая игрушки, а потом отправился за границу и стал привозить оттуда разнообразные игрушки. И, в конце концов, стал обладателем такого количества игрушек, которое не снилось ни одному ребенку. Бартрам не думал прятать от всех свои «богатства», он мечтал создать музей игрушки. И когда он получил разрешение на открытие музея, то открыл его прямо у себя в квартире, в четырех комнатах.
В 1931г. музей переехал к нам, в Сергиев Посад, и сейчас он там.
Как я уже сказала, по игрушке можно изучать историю. Показала некоторые игрушки, в которые играли раньше.
А вот кукла, в которую играла я, когда была маленькой. А вот многие сегодняшние девочки играют в куклу Барби.
Послушайте стихотворение «Барби».
Барби – куколка милашка,
Золотистый завиток.
Платье в белую ромашку –
Ах как ей оно идет!
Мне тебя на день рожденья
Подарили той зимой.
Сразу стали мы друзьями,
Ты теперь всегда со мной.
Мы в свободные минуты
Говорим с ней обо всем,
Делим радости мы вместе
И грустим всегда вдвоем.
Кукле я сошью наряды,
Бусы, серьги смастерю.
Станет Барби первой дамой,
Средь игрушек на виду.
Дни идут за месяцами,
Но у детства краткий путь
Барби, куколка-подружка,
Наши игры не забудь!
Налетят метели злые
И с ручьями убегут.
Станут сверстники большими,
Наши дети подрастут.
И однажды в день рожденья
Я в коробку посмотрю…
Барби, куколку – красотку,
Своей дочке подарю.
Но родилась эта кукла не у нас, а в далекой Калифорнии в 1959 году. Барби знают и любят во всем мире.
А во что же играли и играют наши мальчики? Мои одноклассники играли в оловянных солдатиков.
Послушайте стихотворение «Оловянный солдатик».
Солдатик оловянный,
Мой неизменный друг,
Ты стал какой-то странный
Что приключилось вдруг?
Поведал воин славный:
-Признаться, старина,
Мой повелитель главный,
Противна мне война!
А с нею танки, пушки.
В расплавку их пора…
Я вижу – то игрушки,
И знаю, что игра.
Но повторяю снова
И снова, старина…
Претит само мне слово
Зловещее – «война»!
Патронов спрячь обоймы,
Мой убери мундир.
Давай играть с тобою
Не в войны – в добрый мир!
В истории человечества было множество войн, изобреталось оружие, а это значит: взрослые изобретали для своих детей игрушечное оружие.
Стихотворение «Вредная игра».
Мне купили пистолет-
Я мужчина или нет?
Забиваю ствол горошком,
И давай скорей по кошкам
Через форточку стрелять,
А потом в войну играть!
Бах-бах-бах по всем углам-
Бью горохом по «врагам»:
По матрешкам и по книжке,
По сестренкиному мишке,
По игрушкам, по портрету,
Бах-бах-бах: в утюг, в конфету!..
Вдруг – икона предо мной,
На иконе – лик родной…
И подумал я, друзья:
«Разве можно так? Нельзя!
По живым и по игрушкам:
Кошкам, мышкам и зверюшкам-
Разве хорошо стрелять?
Даже в шутку убивать?!»
Пистолет я опустил,
Бросил его где-то…
«Господи, - сказал, - прости
Ты меня за это!»
С той поры я ни в одну
Не стрелял матрешку.
Не играю и в войну,
Даже понарошку!»
Да, война – это очень страшно, тяжело. Но по игрушкам, по оружию и солдатикам, мы узнаем, какие были войны, битвы и сражения.
Однако жизнь продолжалась, развивалась техническая мысль человека, и это значит – появились машинки, корабли, самолеты,…. А затем появились конструкторы, роботы, трансформеры, я уже не говорю о компьютерных играх.
Сегодня, ребята, вы принесли свои игрушки. Давайте посмотрим во что играют современные дети.
А сейчас хочу загадать вам загадки об игрушках, о которых сегодня не упомянули.
Вот игра теперь для вас-
Стихи-загадки прочту сейчас.
Я начну, а вы кончайте –
Хором дружно отвечайте!
1.Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его … (Петрушка)
2.Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили… Глянь-ка!
Встал уж … (Ванька-встанька)
3.Серый байковый зверушка,
Косоглазый, длинноушка.
Ты морковку ему дайка!
Вот обрадуется … (Зайка)
4.Он и стройный, и красивый,
У него есть хвост и грива.
Но скакать не может… Жалко!
Лишь качает… (Конь-качалка)
5.Стреляет, как пушка,
Игрушка… «Хлопушка)
6.На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная… (Юла)
Молодцы, ребята. И так, мир меняется, но, наверное, девочки во все века играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики будут гонять мяч и пускать кораблики в ручейках. Какими станут игрушки в будущем, зависит от фантазии, от исторических событий и от желания взрослых приносить детям радость. Берегите, любите свои игрушки, и когда-нибудь вы скажете им спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Цвета. Игрушки. Игры."
Презентация к внеклассному мероприятию по английскому языку для 1 класса школ с углубленным изучением иностранных языков к учебнику Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. Тема внеклассного мероприятия "Цве...
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «Моя любимая игрушка»
Цель: - развивать коммуникативные умения учащихся;- способствовать укреплению единства класса;- учить строить дружеские отношения с одноклассниками;- дарить радость другим;-развивать творческие ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-199741-1361963945.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс
Сченарий по проведению внеклассного мероприяние. Предмет ОБЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-199741-1361963945.jpg)
Презентация к внеклассному мероприятию по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс
Презентация к внеклассному мероприятию по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-110000-1350211193.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия "Дымковская игрушка"
Сценарий внеклассного мероприятия "Дымковская игрушка"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-493451-1412687085.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия "Дымковская игрушка"
Сценарий внеклассного мероприятия "Дымковская игрушка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657407-1440498717.jpg)
Внеклассное занятие "Изготовление игрушки из бросового материала"
Адресованно детям младшего школьного возраста. Изготовление игрушкииз пластиковой бутылки....