Внеклассное мероприятие "Жила-была игрушка".
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Всю жизнь человек чему-то учится, черпая новые знания из окружающего мира. Взрослые люди осознают значимость образования, а вот маленькие дети пока еще нет. Поэтому они познают мир через игру. Не следует недооценивать роль игрушек в этом процессе, так как через них дети делают анализ событий, развиваются логически, отделяют одни предметы от других и прочее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhila-byla_igrushka.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Д. Березняки
Внеклассное мероприятие
«Жила-была игрушка».
1 класс
Воспитатель гпд
Ужастова И.М.
январь 2016
Задачи: познакомиться с разными видами игрушек и историей их происхождения; воспитывать бережное отношение к игрушкам; формировать навыки исследовательской деятельности; развивать речь, познавательный интерес; объединять усилия школы и родителей в развитии ребенка как личности.
Оборудование: презентация (приложение 1), выставка игрушек, которые принесли дети.
Ход мероприятия: рассказ воспитателя.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим с вами о самом интересном, о самом забавном – об игрушках. Представьте, каким бы неинтересным был наш мир без игрушек.
Первые упоминания об игрушках можно отыскать в древних книгах. Изображения игрушек встречаются на древних сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства – это сами игрушки, найденные в разные времена археологами. Это деревянные фигурки коров, тигров, крокодилов. Древние мастера изображали животных в миниатюре с большим знанием их повадок и характера.
Во время раскопок археологи нашли много погремушек – трещоток, игрушечную посуду и кукол из глины.
В Древней Греции и Риме погремушки или трещотки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Сохранилось поверье с тех далеких времен, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
Еще во время раскопок найдено много игрушек, которые сделаны из бивня мамонта и из камня.
Игрушки – это очевидцы и свидетели времени. По игрушке можно читать историю человечества. И можно заметить, как похожи игрушки детей всех стран мира, в какое бы время они не жили.
Из глубокой древности известны и куклы. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Куклы были найдены разные: грубые чурбанки без рук и ног; с руками и ногами в виде тонких палочек, с нарезками на местах кистей. Были и с хорошо вырезанным туловищем, с руками и ногами. Головы их были украшены париками из деревянных и нитяных бус.
Затем кукол стали делать из тряпочек. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута. Когда шили женщины себе платье, оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.
Еще, чтобы сделать куклу брали обработанную палочку и обматывали ее тряпицей так, чтобы сверху и снизу торчали деревяшки: голова и ноги. Даже простое полено одевали в женский костюм.
Раньше куклам не давали имена. Считалось, что колдовством можно было нанести вред человеку с таким же именем. Их просто называли: лялька, манька, а чаще просто «кукла». К безымянной куколке обращались и в колыбельных песенках, и в сказках, и в детских считалках:
Куколка, ты куколка!
Где ж ты, куколка, была?
Где ж ты, барынька, была?
Или, когда ребенок долго не засыпал, к нему рядом клали куколку и говорили:
Сонница - бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Куколку могли сделать из простой тряпицы, связанной узелком, а узелок у русских до сих пор считается защитой от колдовства.
Так же из тряпочек шили небольшие мячики. Комок тряпья, ветоши или шерсти обшивали тряпкой без всякой выкройки.
Такие мячики шили здесь недалеко в Хотьково, в Покровском женском монастыре. Сейчас этот монастырь вновь возрождается. Его насельницы
снова занимаются рукоделием и обучают этому детей.
Если кто думает, что игрушки нужны только детям, так это не так. Бывают взрослые, которые до того обожают игрушки, что и не в силах это скрывать.
Сто лет назад жил в Москве художник Николай Дмитриевич Бартрам. Он придумывал и сам мастерил игрушки, и даже руководил целой мастерской по производству игрушек. И он их, конечно, коллекционировал. Бартраму хотелось собрать как можно больше разных игрушек. Особенно ему нравились такие, которые мастера из народа делали у себя в деревнях и селах из века в век: глиняные свистульки и куклы, резные деревянные медведи.
У нас в России много центров народных промыслов. В одних мастерят глиняные игрушки, в других – деревянные, в-третьих плетут из соломы. Некоторые народные мастера по-прежнему делают игрушки дома, всей семьей, как в старину. Иногда над игрушкой работает целая семья: муж точит, жена с дочкой расписывают.
Народные игрушки есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер. В нашей игрушке отразились лучшие черты русских людей: она простая, жизнерадостная и мирная. И вот одна из них.
Отгадайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская ….(матрешка)
Послушайте стихотворение «Матрешка».
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька – детеныш.
А там опять…Найденыш.
Умыты ручки, ножки,
У каждой у Матрешки
Поглажены сапожки…
Поют матрешки в хоре,
Живут, не зная горя:
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.
Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась более ста лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек. Нарисовал ей круглые голубые глаза, свесил из-под алого платочка толстую косу. Как же назвать красавицу? И назвали ее Матрешей – старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
Давайте с вами дадим каждой из матрешек русское имя (Дуняша, Маняша, Феклуша, т.д.)
А вот еще один вид игрушек (на руку). Есть четыре главных вида вождения кукол: на пальцах, на нитках, на тростях и теневые фигуры.
С куклами разыгрывали сказки, басни, разные смешные, а порой остросатирические сценки.
Главным героем таких сценок в России был Петрушка. Актер с куклой на пальцах стоит за ширмой, подняв руку. Кукла видна над ширмой. Куклой на нитках управляют сверху. Актер держит в руке перекрещивающиеся планочки, к которым привязаны нитки. Концы ниток прикреплены к голове куклы, к плечам, к локтям, к коленкам. Актер тянет за нитки или поворачивает планочки, и кукла ходит, размахивает руками, поворачивает голову.
Академический Центральный Театр кукол был создан по инициативе Дома Художественного Воспитания Детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 13 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства - Сергей Владимирович Образцов.
И вот, возвращаясь к Бартраму, скажу, что он объездил сначала всю Россию собирая игрушки, а потом отправился за границу и стал привозить оттуда разнообразные игрушки. И, в конце концов, стал обладателем такого количества игрушек, которое не снилось ни одному ребенку. Бартрам не думал прятать от всех свои «богатства», он мечтал создать музей игрушки. И когда он получил разрешение на открытие музея, то открыл его прямо у себя в квартире, в четырех комнатах.
В 1931г. музей переехал к нам, в Сергиев Посад, и сейчас он там.
Как я уже сказала, по игрушке можно изучать историю. Показала некоторые игрушки, в которые играли раньше.
А вот кукла, в которую играла я, когда была маленькой. А вот многие сегодняшние девочки играют в куклу Барби.
Послушайте стихотворение «Барби».
Барби – куколка милашка,
Золотистый завиток.
Платье в белую ромашку –
Ах как ей оно идет!
Мне тебя на день рожденья
Подарили той зимой.
Сразу стали мы друзьями,
Ты теперь всегда со мной.
Мы в свободные минуты
Говорим с ней обо всем,
Делим радости мы вместе
И грустим всегда вдвоем.
Кукле я сошью наряды,
Бусы, серьги смастерю.
Станет Барби первой дамой,
Средь игрушек на виду.
Дни идут за месяцами,
Но у детства краткий путь
Барби, куколка-подружка,
Наши игры не забудь!
Налетят метели злые
И с ручьями убегут.
Станут сверстники большими,
Наши дети подрастут.
И однажды в день рожденья
Я в коробку посмотрю…
Барби, куколку – красотку,
Своей дочке подарю.
Но родилась эта кукла не у нас, а в далекой Калифорнии в 1959 году. Барби знают и любят во всем мире.
А во что же играли и играют наши мальчики? Мои одноклассники играли в оловянных солдатиков.
Послушайте стихотворение «Оловянный солдатик».
Солдатик оловянный,
Мой неизменный друг,
Ты стал какой-то странный
Что приключилось вдруг?
Поведал воин славный:
-Признаться, старина,
Мой повелитель главный,
Противна мне война!
А с нею танки, пушки.
В расплавку их пора…
Я вижу – то игрушки,
И знаю, что игра.
Но повторяю снова
И снова, старина…
Претит само мне слово
Зловещее – «война»!
Патронов спрячь обоймы,
Мой убери мундир.
Давай играть с тобою
Не в войны – в добрый мир!
В истории человечества было множество войн, изобреталось оружие, а это значит: взрослые изобретали для своих детей игрушечное оружие.
Стихотворение «Вредная игра».
Мне купили пистолет-
Я мужчина или нет?
Забиваю ствол горошком,
И давай скорей по кошкам
Через форточку стрелять,
А потом в войну играть!
Бах-бах-бах по всем углам-
Бью горохом по «врагам»:
По матрешкам и по книжке,
По сестренкиному мишке,
По игрушкам, по портрету,
Бах-бах-бах: в утюг, в конфету!..
Вдруг – икона предо мной,
На иконе – лик родной…
И подумал я, друзья:
«Разве можно так? Нельзя!
По живым и по игрушкам:
Кошкам, мышкам и зверюшкам-
Разве хорошо стрелять?
Даже в шутку убивать?!»
Пистолет я опустил,
Бросил его где-то…
«Господи, - сказал, - прости
Ты меня за это!»
С той поры я ни в одну
Не стрелял матрешку.
Не играю и в войну,
Даже понарошку!»
Да, война – это очень страшно, тяжело. Но по игрушкам, по оружию и солдатикам, мы узнаем, какие были войны, битвы и сражения.
Однако жизнь продолжалась, развивалась техническая мысль человека, и это значит – появились машинки, корабли, самолеты,…. А затем появились конструкторы, роботы, трансформеры, я уже не говорю о компьютерных играх.
Сегодня, ребята, вы принесли свои игрушки. Давайте посмотрим во что играют современные дети.
А сейчас хочу загадать вам загадки об игрушках, о которых сегодня не упомянули.
Вот игра теперь для вас-
Стихи-загадки прочту сейчас.
Я начну, а вы кончайте –
Хором дружно отвечайте!
1.Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его … (Петрушка)
2.Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили… Глянь-ка!
Встал уж … (Ванька-встанька)
3.Серый байковый зверушка,
Косоглазый, длинноушка.
Ты морковку ему дайка!
Вот обрадуется … (Зайка)
4.Он и стройный, и красивый,
У него есть хвост и грива.
Но скакать не может… Жалко!
Лишь качает… (Конь-качалка)
5.Стреляет, как пушка,
Игрушка… «Хлопушка)
6.На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная… (Юла)
Молодцы, ребята. И так, мир меняется, но, наверное, девочки во все века играли, играют и будут играть в куклы, а мальчики будут гонять мяч и пускать кораблики в ручейках. Какими станут игрушки в будущем, зависит от фантазии, от исторических событий и от желания взрослых приносить детям радость. Берегите, любите свои игрушки, и когда-нибудь вы скажете им спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Цвета. Игрушки. Игры."
Презентация к внеклассному мероприятию по английскому языку для 1 класса школ с углубленным изучением иностранных языков к учебнику Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. Тема внеклассного мероприятия "Цве...
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «Моя любимая игрушка»
Цель: - развивать коммуникативные умения учащихся;- способствовать укреплению единства класса;- учить строить дружеские отношения с одноклассниками;- дарить радость другим;-развивать творческие ...
Сценарий внеклассного мероприятия по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс
Сченарий по проведению внеклассного мероприяние. Предмет ОБЖ...
Презентация к внеклассному мероприятию по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс
Презентация к внеклассному мероприятию по ОБЖ. Агитбригада по пожарной безопасности "Спички детям не игрушка!". 2 класс...
Сценарий внеклассного мероприятия "Дымковская игрушка"
Сценарий внеклассного мероприятия "Дымковская игрушка"...
Сценарий внеклассного мероприятия "Дымковская игрушка"
Сценарий внеклассного мероприятия "Дымковская игрушка"...
Внеклассное занятие "Изготовление игрушки из бросового материала"
Адресованно детям младшего школьного возраста. Изготовление игрушкииз пластиковой бутылки....