Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья по теме

Ососкова Ольга Петровна

Публичное представление собственного инновационного  педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_opyta.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного  педагогического опыта

Учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г.о. Саранск

Ососковой Ольги Петровны

Тема  педагогического опыта: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания

 

1.   Актуальность и перспективность опыта

    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новойличностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. 

    Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

       Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая личность, готовая к жизни в современном обществе. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен  к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной изглавных целей системы образования.  

          И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.

 

2. Концептуальность опыта

     Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и  уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

      Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

    Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

 

3 . Наличие теоретической  базы опыта.

            В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых   актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

        Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».

Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством.

      Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. 

           Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:

  • Способность удивляться и видеть проблемы.
  • Любопытство и любознательность.
  • Способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов).
  • Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).
  • Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).
  • Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

 

4. Ведущая педагогическая идея.

 

     Ведущая педагогическая идея  – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами  является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

 

5. Оптимальность и эффективность средств.

      В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

        И с первых дней обучения  мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания. Сколько таких интересных  творческих заданий  для  первоклассников предлагает автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А.А.: подготовить фоторассказ  о своей малой родине, о жизни своей семьи, класса…Придумать сказочную  историю  по определенной тематике, вылепить из пластилина модель солнца, земли. Нарисовать словесный портрет  своего домашнего питомца, подготовить фоторассказ о своем любимце. Составить правила друзей природы. Придумать меню для зимующих у нас птиц, найти  в дополнительной литературе интересные факты по тематике.. и т.д...        Необходимость решать проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Работаю по УМК «Школа России».  Сколько интересных проектов предлагается детям!  Это и «Моя малая Родина»,  «Моя семья», «Родословная»,  «Города России», «Страны мира», «Профессии». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

           Активно включаются в урок сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы. Дети составляют кроссворды, загадки, живые цепочки связей, существующих в природе; пишут рефераты на интересующие темы:  «Растительный и животный мир Австралии», «Северные земли России»; микро научно - исследовательские работы: « Откуда берутся снег и лед?», «Какую воду мы пьём?»…работают  над исследовательскими работами: ««Как влияет цвет на настроение в рисунке?», «Княгиня кухни», «Построй свое будущее», «Шаги навстречу», «Живое чудо». Представляя эти работы  на городском конкурсе «Школьники города - науке 21 века», ребята стали призерами и победителями.

       Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

        Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время ( различные мероприятия, классные часы, факультативы...) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.  Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!

Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

     В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, цветотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни.

         Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

        Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

     Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.  Творчески развиваться просто и интересно. В этом я убеждаюсь каждый раз , когда провожу викторины, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки. Они стали традиционными в нашем классе.

   Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более  высоких результатов.

        

6. Результативность опыта

 

      Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы и города – кружки, секции, музыкальную и художественную школы. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе:

  -  повышение качества знаний учащихся;

  -  приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

  -  активизация творческой и познавательной активности учащихся;

  -  формирование положительных личностных качеств ученика;

   -  создание благоприятного психологического климата в классе.

- активное участие учащихся во внеклассной работе;

- высокий уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы;

- высокий уровень сплочённости детского коллектива.

   Мои ученики участвуют в школьных и городских олимпиадах, и творческих  конкурсах. Большой интерес учащиеся проявляют к конкурсам, дистанционным викторинам  и олимпиадам, которые расширяют кругозор, развивают творческое мышление, повышают самооценку. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.

Результатом систематической работы с обучающимися стало:

Участие в научно-практической конференции «Школьники города- наукеXXIвека»-2 призера;

Общероссийская олимпиада по русскому языку и математике (муниципальный уровень) – 2 призера;

---Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры-  5 призеров;

---Открытая всероссийская  интеллектуальная олимпиада « Наше наследие»--3 призера;

Неоднократно являются победителями и призерами Международных интернет-олимпиад..

Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

7. Возможность тиражирования

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах, ярмарке педагогических идей.

По распространению опыта проводятся семинары районного, и республиканского уровня, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой темы.

Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения, на личном мини-сайте  " http://nsportal.ru/ososkova-olga-petrovna”    в социальной сети работников образования

 

8.Список использованной литературы.

 

  • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
  • Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
  • Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.
  • Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
    выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.
  • А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2017г.
  • Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.
  • Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление

публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного инновационного опыта

  Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, ...