Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья по теме
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_opyta.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г.о. Саранск
Ососковой Ольги Петровны
Тема педагогического опыта: Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания
1. Актуальность и перспективность опыта
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новойличностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая личность, готовая к жизни в современном обществе. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной изглавных целей системы образования.
И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.
2. Концептуальность опыта
Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.
3 . Наличие теоретической базы опыта.
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».
Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством.
Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:
- Способность удивляться и видеть проблемы.
- Любопытство и любознательность.
- Способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов).
- Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).
- Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).
- Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.
Данные теоретические положения стали основой моего опыта.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.
Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.
5. Оптимальность и эффективность средств.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
И с первых дней обучения мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания. Сколько таких интересных творческих заданий для первоклассников предлагает автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А.А.: подготовить фоторассказ о своей малой родине, о жизни своей семьи, класса…Придумать сказочную историю по определенной тематике, вылепить из пластилина модель солнца, земли. Нарисовать словесный портрет своего домашнего питомца, подготовить фоторассказ о своем любимце. Составить правила друзей природы. Придумать меню для зимующих у нас птиц, найти в дополнительной литературе интересные факты по тематике.. и т.д... Необходимость решать проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Работаю по УМК «Школа России». Сколько интересных проектов предлагается детям! Это и «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Активно включаются в урок сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы. Дети составляют кроссворды, загадки, живые цепочки связей, существующих в природе; пишут рефераты на интересующие темы: «Растительный и животный мир Австралии», «Северные земли России»; микро научно - исследовательские работы: « Откуда берутся снег и лед?», «Какую воду мы пьём?»…работают над исследовательскими работами: ««Как влияет цвет на настроение в рисунке?», «Княгиня кухни», «Построй свое будущее», «Шаги навстречу», «Живое чудо». Представляя эти работы на городском конкурсе «Школьники города - науке 21 века», ребята стали призерами и победителями.
Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время ( различные мероприятия, классные часы, факультативы...) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!
Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, цветотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни.
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Творчески развиваться просто и интересно. В этом я убеждаюсь каждый раз , когда провожу викторины, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки. Они стали традиционными в нашем классе.
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
6. Результативность опыта
Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы и города – кружки, секции, музыкальную и художественную школы. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе:
- повышение качества знаний учащихся;
- приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
- активизация творческой и познавательной активности учащихся;
- формирование положительных личностных качеств ученика;
- создание благоприятного психологического климата в классе.
- активное участие учащихся во внеклассной работе;
- высокий уровень удовлетворённости родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы;
- высокий уровень сплочённости детского коллектива.
Мои ученики участвуют в школьных и городских олимпиадах, и творческих конкурсах. Большой интерес учащиеся проявляют к конкурсам, дистанционным викторинам и олимпиадам, которые расширяют кругозор, развивают творческое мышление, повышают самооценку. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.
Результатом систематической работы с обучающимися стало:
Участие в научно-практической конференции «Школьники города- наукеXXIвека»-2 призера;
Общероссийская олимпиада по русскому языку и математике (муниципальный уровень) – 2 призера;
---Всероссийская олимпиада по Основам православной культуры- 5 призеров;
---Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада « Наше наследие»--3 призера;
Неоднократно являются победителями и призерами Международных интернет-олимпиад..
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
7. Возможность тиражирования
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах, ярмарке педагогических идей.
По распространению опыта проводятся семинары районного, и республиканского уровня, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой темы.
Материалы опыта выставлены на сайте образовательного учреждения, на личном мини-сайте " http://nsportal.ru/ososkova-olga-petrovna” в социальной сети работников образования
8.Список использованной литературы.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
- Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.
- Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60. - А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2017г.
- Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.
- Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"
В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
Публичное представление собственного инновационного опыта Чубаевой Т.В.
Пкбличное представление инновационного опыта...
1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление
публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...
Публичное представление собственного инновационного опыта
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, ...