Конкурс по использованию ИКТ в образовательном процессе в 2018 г.
методическая разработка (3 класс) на тему

Елена Сергеевна Волошина

     Данный материал размещается на сайте для участия в конкурсе по использованию ИКТ в образовательном процессе.

    Материал состоит из трех файлов. В методической записке отражаются методические аспекты использования ИКТ, место урока в системе уроков, направленность и целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока, методические приемы, технологии.

     Технологическая карта интегрированного урока с подробным описанием деятельности учителя и учащихся на уроке, использование Интернет ресурсов, интерактивного оборудования, с  перечнем приемов, педтехник.

     Презентация для создания положительной мотивации обучения, активизации познавательной деятельности учащихся, для совершенствования навыка контроля и самопроверки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Направление

1

2

Номинация

1.2.  Интегрированный урок в начальной школе с использованием виртуальных сред, сетевых сервисов, ресурсов интернет; интерактивного, цифрового оборудования; планшетных и мобильных устройств.

3

Ф.И.О. автора

Волошина Елена Сергеевна

4

Наименование ОУ

Падунская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова, филиал  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г.Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

5

Название работы

«Кот Мурлыка»

6

Перечень используемых ЭОР с пометкой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР»

Авторский медиапродукт: слайдовая презентация  (среда Power Point),  технологическая карта интегрированного урока по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100»)

Тренировочные упражнения (работа в группах, в парах, индивидуальная работа) из учебников «Литературное чтение», «Русский язык»  3 класс, раздаточного материала, Интернет-ресурсов.

https://www.youtube.com/watch?v=H2K4YINEknE 

https://youtu.be/DMSSMhOgIl8 

Методическая записка

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

 Урок - актуализация

Форма проведения урока

Интегрированный урок

Интегрируемые предметы

Литературное чтение, русский язык, технология

Темы интегрируемых предметов

«Малиновая кошка» Ю. Мориц.

Обучающее изложение «Мурлыка».

Оригами «Котенок».

Общее количество часов

2 урока (1,5 часа)

Содержание и компоненты интеграции:

-внутрипредметная;

-межпредметная

межпредметная

Целеполагание – образовательный результат:

Цель урока:

Образовательная: создание образного представления о домашних питомцах - кошках на основе восприятия художественных текстов и создания творческого проекта (оригами «Котенок»).

Развивающая: создание условий для умения применять знания, полученные ранее, на практике.

Воспитательная: формирование чувства ответственности за тех, кого приручили, воспитание мотивов учения, труда, положительного отношения к знаниям; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Проектирование образовательных результатов:

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • умение быстро и слаженно работать в группе, в    паре, самоконтроль;
  • воспитание интереса к изучаемой теме.

Предметные:

  • Глубокое усвоение знаний  по изучаемой теме.

Метапредметные:

  • развитие речи и познавательного интереса учащихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков учащихся, как  сознательное чтение и умение строить собственное устное высказывание, письменно излагать текст).

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии и электронные средства обучения:

ИКТ

Интернет-ресурсы (видео-ролики, биография и портрет  поэтессы  Ю. Мориц, картинки и фото для слайдов презентации)

https://www.youtube.com/watch?v=H2K4YINEknE 

https://youtu.be/DMSSMhOgIl8 

Интерактивная доска, мультимедиапроектор

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

     

    Применение ИКТ на моем уроке позволило:

- создать положительную мотивацию обучения;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- использовать программный материал для решения учебных задач;

- повысить объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза (в т.ч. работа в парах и в группах);

- создать возможность самостоятельной деятельности учащихся;

- совершенствовать навык контроля и самоконтроля учащихся;

-реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • принцип равенства позиций
  • принцип доверительности
  • принцип обратной связи
  • принцип занятия исследовательской позиции.

Методические приемы, технологии.

Словесный: беседа, рассказ, дискуссия, устное изложение нового материала;

наглядный: наблюдение, демонстрация слайдов, видео-ролика;

практические: письменное изложение текста, сгибание бумаги (техника оригами), выполнение учебных заданий;

проблемный: постановка проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Технология продуктивного чтения, продуктивные технологии обучения (парная и групповая работа), здоровье-сберегающие технологии.




Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока в 3 классе  по УМК «Школа 2100»

учителя начальных классов Падунской СОШ, филиала МАОУ «СОШ № 4»

Заводоуковского городского округа

Волошиной Елены Сергеевны

Тема: Кот Мурлыка.

Интегрируемые предметы: Литературное чтение, русский язык, технология.

Тип урока: интегрированный

Цель:   создание образного представления о домашних питомцах - кошках на основе восприятия художественных текстов и создания творческого проекта (оригами «Котенок»).

Планируемые результаты:

Личностные: личностное самоопределение, способность к эмоциональному восприятию произведений, оценивание усваиваемого материала.

Метапредметные:

 Регулятивные: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; составлять последовательность действий; управлять и адекватно оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и в сборе информации; формирование умения выражать свои мысли, принимать разные мнения.

Познавательные: формировать умение работать с информацией; создать условия для формирования логических операций сравнения, анализа, обобщения, аналогий.

Предметные: формирование умение письменно излагать текст повествовательного содержания по плану и ключевым (опорным) словам на основе восприятия  художественных произведений и жизненного опыта.

 Методы обучения: наглядный, интерактивный, продуктивные методы обучения, метод рефлексии.

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая.

Этапы организа-

ции учебной деятельно-

сти

Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные)

Деятельность учителя

Учебная деятельность ребенка

(учебные задачи)

Учебный материал

 (тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо-производственные ресурсы)

Перечень приемов (педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребенка в учебной деятельности

1.

Этап целеполагания

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Учитель мотивирует учащихся на деятельность.

Сегодня утром, когда я собиралась на работу и вот-вот уже должна была выйти из дома, я увидела, что в мою сумку залез наш кот Максим и уснул в ней. Я поспешно стала будить его и вынимать из сумки, но кот вылезать не собирался. Я решила напугать его и стала застегивать молнию на сумке. Но кот только млел от умиления,  и, казалось, вправду хотел отправиться со мной на работу!

- Что было бы, если бы я сегодня пришла на работу со своим котом?

Организует условия для принятия и сохранения учебной задачи.

-Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- А в вашей жизни случались такие непредсказуемые истории?

Проявляют интерес к учебно-познавательной деят-ти. Слушают историю из жизни учителя.

Участвуют в обсуждении.

Принимают и удерживают учебную задачу.

«Яркое пятно»

2.

Продуктивная деятельность

Личностные:

Смыслообразование (установление границ собственного знания и «незнания»);

формирование способности к эмоциональному восприятию художественных произведений.

Познавательные:

установление причинно-следственных связей; сбор информации; осуществление смыслового чтения.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

выполнение учебных действий; предвосхищение результата действий; использование установленных правил в контроле способа решений.

Предметные:  воспринимать  на слух тексты, музыкальные произведения; представлять картины,

 устно выражать свои мысли и чувства;

формирование умение составлять текст повествовательного и описательного содержания по ключевым (опорным) словам на основе восприятия  поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.

Создает условия для самостоятельной работы в группе.

- Поднимитесь, у кого дома есть кот или кошка.

-Если бы я попросила вас рассказать о своем домашнем питомце, то рассказ каждого из вас получился бы долгим или даже бесконечным.

-Поэтому, я попрошу вас в группе рассказать о своем домашнем питомце по плану.

По этому же плану учитель рассказывает о своем питомце, демонстрируя фото кота на слайде.

Организует успешное восприятие информации и коллективное обсуждение.

Юнна Мориц-писательница с чувством юмора, придумала и описала смешную историю в стихотворении «Малиновая кошка».

– Бывают ли малиновые кошки? Как же могло случиться, что автор так назвала стихотворение?

Первичное чтение вслух.

 

– Почему кошку никто не заметил?

– Могла ли такая история произойти на самом деле?

– Какой характер был у кошки? (Хитрюга, лакомка.) Докажите словами из текста.

– А у Марфы? (Рассеянная, болтливая, но добрая.)

-Попробуйте пересказать содержание стихотворения.

-Было ли смешно? А вот талант и фантазия Юнны Мориц сумели вызвать улыбку у читателя. Что делает стихотворение смешным? (Сюжет, описание, повторяющиеся строчки)

Организует условия для восприятия текста изложения.

 - на стр. 54 учебника русский язык прочитайте историю про кота Мурлыку.

-Сколько частей в тексте?

Организует самостоятельную работу в группе по составлению плана. Создает условия для установления уч-ся границ между знаниями и «незнаниями».

Прочитайте текст еще раз и по ходу чтения определите, слова с какой орфограммой чаще всего встречается в тексте.

- Перескажите текст друг другу.

Работа в группе. Учащиеся по кругу рассказывают о домашнем питомце по плану:

  1. Кличка домашнего питомца.
  2. Внешнее описание.
  3. Любимые места и игры домашнего животного.
  4. Любимая пища.

Участвуют в обсуждении.

Слушают стихотворение,

Отвечают на вопросы после первичного чтения.

Творческий эксперимент.

Пересказ содержания стихотворения.

Физминутка "Танец с котом"

Самостоятельно читают текст.

Работа в группе по алгоритму.

Составляют план изложения.

Самостоятельная работа.

Работа в паре

Презентация  Power Point

Учебник лит. чтения, стр. 174-175

https://youtu.be/DMSSMhOgIl8 .

Учебник «Русский язык»

Презентация  Power Point

Лист А4

Текст учебника «Мурлыка».

Технология продуктивного чтения

.

Здоровье-сберегающая технология

Технология продуктивного обучения: прием поочередногопроговаривания.

Технология продуктивного обучения: прием поочередногопроговаривания

Творческая деятельность

Организует деятельность учащихся, связанную с  письменным изложением текста.

 

Создает условия для решения практической задачи урока - создания творческого проекта (оригами «Котенок»).

Фиксируют новое знание. Пишут изложение.

Планируют работу в группах, создают творческий проект под руководством учителя.

Рабочая тетрадь по русскому языку.

https://www.youtube.com/watch?v=H2K4YINEknE 

Технология сгибания бумаги – оригами.

3.

Рефлексивная деятельность

(оценочно-отметочная деятельность педагога, домашнее задание)

Личностные:

самоопределение (внутренняя позиция уч-ся, самооценка)

Регулятивные:

адекватное оценивание своих действий

Коммуникативные:

формулирование своего мнения

Познавательные:

Оценка процесса и результатов деятельности

Учитель организует работу по представлению работ в группе.

Учитель анализирует деятельность учащихся. Отмечает самые интересные моменты на уроке.

-Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?

- Было ли трудно? Почему возникали трудности на уроке?

Д.З.: вспомнить и рассказать смешной случай из вашей жизни или подготовить фотоотчет о своем домашнем питомце;

Выучить или проиллюстрировать стихотворение Юнны Мориц.

.

Учащиеся оценивают свою деятельность;  знакомят со своим бумажным питомцем.

Записывают домашнее задание в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок в 3 классе «Кот Мурлыка» Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4» Подготовила: учитель начальных классов Волошина Елена Сергеевна

Слайд 3

План рассказа: 1. Кличка домашнего питомца. 2. Внешнее описание. 3. Любимые места и игры домашнего животного. 4. Любимая пища.

Слайд 4

Любимые места Макса

Слайд 7

Алгоритм работы в группе: Участник № 1 читает вслух первую часть текста. Участник № 2 считает количество предложений в этой части. Участник № 3 рассказывает, о чем говорится в первой части. Участник № 4 озаглавливает часть. Далее: Участник №4 читает вслух вторую часть текста. Участник № 1 считает количество предложений во второй части. Участник № 2 рассказывает, о чем говорится в этой части. Участник № 3 озаглавливает часть.

Слайд 8

Больше всего на свете любил Мурлыка молоко.

Слайд 9

Завалинка - сооружение вдоль наружных стен по периметру деревянного дома.

Слайд 10

Лапки вверх, холодный живот на солнце греет.

Слайд 11

Сперва пенку съест…

Слайд 12

А потом сразу в снег, горячий живот остужать.

Слайд 13

Мышей ловить ему некогда.

Слайд 14

Мы в ответе за тех, кого приручили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Презентация - форма использования ИКТ в образовательном процессе

Использование презентаций на уроке в начальной школе - это одна из наиболее удачных форм ИКТ. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности, тем самым снимая эмоциональную и психологическ...

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников

Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения.     Основной целью работы учител...

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....

Использование ИКТ в образовательном процессе

Использование ИКТ в образовательном процессе...

Аналитическая справка. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Данная спавка поможет учителю описать технологии в портфолио в период аттестации...

"Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик".

В данном материале говорится об использовании учителем-логопедом коррекционной школы  в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....