Внеурочная деятельность в 4 классе
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 33.29 КБ |
puteshestvie_v_mir_ekologii.docx | 40.36 КБ |
shkola_gramoteev.docx | 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана для обучающихся 4 класса МКОУ «Рогачевская СОШ».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность программы заключается в создании на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, в реализации своих возможностей, приобретения уверенности в своих силах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в нее включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка используются принципы игр.
«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год. Срок реализации программы – 1 год.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа ставит перед собой следующие задачи:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-освоение эвристических приемов рассуждений;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, принимать решение.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- учиться работать по самостоятельно составленному плану.
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы и самостоятельной.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: словесную в знаково – символическую.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до одноклассников;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Числа. Арифметические действия. Величины. - 17 ч.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
2. Мир занимательных задач. - 11 ч.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
3. Геометрическая мозаика. - 6 ч.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Название раздела и тем занятий | Учебные часы |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | 17 |
2 | Мир занимательных задач | 11 |
3 | Геометрическая мозаика | 6 |
Итого | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2014. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2010.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2011.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1993.
Средства ИКТ
Интерактивная доска
Проектор
Ноутбук
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
5. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
6. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
7. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
8. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Числа. Арифметические действия. Величины. - 17 ч. | ||||
11 | Интеллектуальная разминка | 1 | ||
22 | Числа-великаны | 1 | ||
33 | Мир занимательных задач | 1 | ||
44 | Кто что увидит? | 1 | ||
45 | Римские цифры | 1 | ||
66 | Числовые головоломки | 1 | ||
77 | Секреты задач | 1 | ||
88 | В царстве смекалки | 1 | ||
99 | Математический марафон | 1 | ||
010 | «Спичечный конструктор» | 1 | ||
111 | «Спичечный конструктор» | 1 | ||
112 | Выбери маршрут | 1 | ||
113 | Интеллектуальная разминка | 1 | ||
114 | Математические фокусы | 1 | ||
115 | Занимательное моделирование | 1 | ||
116 | Занимательное моделирование | 1 | ||
117 | Занимательное моделирование | 1 | ||
Мир занимательных задач. - 11 ч. | ||||
118 | Математическая копилка | 1 | ||
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | ||
120 | «Математика — наш друг!» | 1 | ||
221 | Решай, отгадывай, считай. | 1 | ||
222 | В царстве смекалки | 1 | ||
223 | В царстве смекалки | 1 | ||
224 | Числовые головоломки | 1 | ||
225 | Мир занимательных задач | 1 | ||
226 | Мир занимательных задач | 1 | ||
227 | Математические фокусы | 1 | ||
228 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | ||
Геометрическая мозаика. - 6 ч. | ||||
229 | Интеллектуальная разминка | 1 | ||
3 30 | Интеллектуальная разминка | 1 | ||
3 31 | Математическая копилка | 1 | ||
332 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | ||
333 | Математический лабиринт | 1 | ||
334 3 | Математический праздник | 1 | ||
3 | Итого: | 34 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана для обучающихся 4 класса МКОУ «Рогачевская СОШ».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
Актуальность данной программы дополнительного образования детей заключается в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей и связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа «Путешествие в мир экологии» носит эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией.
Спецификой курса является реализация содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Курс направлен на создание на занятиях эмоционально-положительной творческой атмосферы, организацию диалогического общения с детьми.
Программа «Путешествие в мир экологии» содержит теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть программы направлена на знакомство с жизнью животных через диалог, чтение художественной литературы.
Практическая направленность курса, осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, в парах.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год. Срок реализации программы – 1 год.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты: развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.); воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, понимания информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты: сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства; элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Экология и экономика — две науки о доме (3 ч.)
Условия существования живых организмов. Обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека. Разнообразие потребностей (биологические и социальные; материальные и духовные). Мои личные потребности. Потребности — это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. «Экология» и «экономика» — две науки о доме (от греч. ойкос — дом). Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, включая человека, с окружающей средой. Экономика — «искусство ведения домашнего хозяйства». Взаимосвязь между экологией и экономикой. Четыре закона экологии Б. Коммонера, отражающие зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы.
Чтение фрагмента «Книги джунглей» Р. Киплинга. Беседа о том, почему волки приняли Маугли в свою стаю; о том, чему учили мальчика животные: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа. Обобщение результатов.
Все связано со всем (4ч.)
Проявление взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Беседа по стихотворению С. Маршака «Гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно- следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. Дом, в котором мы живем, — место для жизни семьи. Отношения, объединяющие (связывающие) членов семьи. Важность уюта, целесообразного порядка. Хозяйство — все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Все, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, идеи, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Заботливое отношение к своей и чужой собственности. Планета — наш общий большой дом, о котором нужно заботиться и поддерживать в нем порядок и равновесие. Как связаны уют и порядок в нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и «большом» доме (нашей планете)? Природа — всеобщее достояние. Почему проблема сохранения природы касается каждого из нас.
Все должно куда-то деваться (4ч.)
Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как человек решает проблему отходов. Путешествие на машине времени (первобытнообщинный строй, древний мир, Средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек, не включаются в природный круговорот? Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация? Лишайники — индикаторы чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Практические работы: Составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Занятие с элементами исследования «Знакомство с лишайниками».
Игра «Опасные цепочки». Подвижная игра, моделирующая накопление ядовитых веществ в цепях питания.
Природа знает лучше (5 ч.)
В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. Почему о человеке иногда говорят — «неразумное дитя природы»?
Гибель многих древних цивилизаций связана с нарушением законов природы. Древнейшие земледельческие цивилизации. Нарушения законов природы в истории нашей страны: осушение болот, распашка целины. Проекты, которые не были осуществлены: поворот северных рек, транспортировка айсбергов для пополнения запасов пресной воды и др. Безграничны ли возможности природы к самовосстановлению? Как человек помогает природе восстановиться?
Р и с у н о ч н ы й т е с т «Что бы я попросил у Золотой Рыбки?».
Т в о р ч е с к о е з ада н и е «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?».
За все надо платить (5 ч.)
Природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса) — источник богатства государства и благосостояния его населения. Природные богатства России. Источники богатства государства: природные ресурсы, результаты деятельности людей (интеллектуальной, творческой, трудовой). Источники богатства человека: результаты его деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы. Налоги на землю, природные ресурсы. Отчисления на охрану и восстановление природы. Закон разумного использования природы (рационального природопользования) — «за все надо платить». Ничто не дается нам даром: за ухудшение состояния окружающей среды человек расплачивается своим здоровьем; за повышение урожая — «платит» удобрениями; за рост отходов — природными территориями, на которых создаются свалки и полигоны для захоронения твердых отходов и др. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение разнообразия видов живых организмов — цена возрастающих потребностей человека. Необходимость разумного сокращения потребностей.
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). К чему приводит нарушение законов экологии. Как природа наказывает человека за его неразумные поступки в погоне за прибылью и нежелание ограничивать свои потребности.
Чем опасны отходы и как с ними бороться (9 ч.)
Увеличение количества промышленных и бытовых отходов. Способы утилизации отходов: сжигание и захоронение отходов. Повторное использование отходов (рециклинг). Вступительная беседа: что происходит с твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома. Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод (станцию по сортировке мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Как повторно используется утиль и макулатура. Утилизация и повторное использование стекла. Как получают и что изготавливают из алюминия. Применение алюминия в авиации. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок. Изучение состава пищевых отходов. Как могут использоваться пищевые отходы: биогаз, органические удобрения и т.д. Компостирование. Использование дождевых червей для получения органического удобрения — вермикультура. Утилизация бытовых приборов и техники: мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и др. Об акциях, проводимых магазинами бытовой техники (скидки при покупке, если сдан старый бытовой прибор). Программа утилизации старых автомобилей. Как каждый человек может уменьшить количество твердых бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами.
Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? (4 ч.)
Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими непосредственное отношение к экологии (специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища; промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод, агроном. Необычные профессии: эколог на таможне, эколог, заботящийся о здоровье китов во время морской нефтедобычи др. Правила, которые должен знать и соблюдать каждый человек, чтобы сохранить наш общий дом — нашу планету. Итоговое занятие по курсу: Защита проектов, викторина, КВН и т.п.).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Название раздела и тем занятий | Учебные часы |
1 | Экология и экономика — две науки о доме | 3 |
2 | Все связано со всем | 4 |
3 | Все должно куда-то деваться | 4 |
4 | За все надо платить | 5 |
5 | Природа знает лучше | 5 |
6 | Чем опасны отходы и как с ними бороться | 9 |
7 | Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? | 4 |
Итого | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1.Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе / Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.
2.Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам / Л. Д. Черемисина. – Москва: АРКТИ, 2006. – 88с.
3.Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры / М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с
Средства ИКТ
Интерактивная доска
Проектор
Ноутбук
Интернет-ресурсы
1.http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А.Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru— интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru— кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6.http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
7. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Fo-rest.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Экология и экономика: две науки о доме (3 ч.) | ||||
11 | Как мы взаимодействуем с окружающим миром | 1 | ||
22 | Потребности человека | 1 | ||
33 | «Мы все одной крови — ты и я!» | 1 | ||
Все связано со всем (4ч.) | ||||
44 | О чем гласит первый закон экологии? | 1 | ||
45-6 | Дом «маленький» и дом «большой». | 2 | ||
67 | Кому принадлежит природа? | 1 | ||
Все должно куда-то деваться (4ч.) | ||||
78 | Почему в природе не существует проблемы отходов. | 1 | ||
89 | Как человек поступал с отходами в разные периоды истории? | 1 | ||
910 | Как загрязнение окружающей среды влияет на живые организмы? | 1 | ||
011 | «Опасные цепочки». | 1 | ||
За все надо платить (5 ч.) | ||||
112 | Природа — основа благосостояния человека | 1 | ||
113 | Закон разумного природопользования | 1 | ||
114-15 | «Хочу, могу, надо» | 2 | ||
116 | К чему приводит нарушение законов экологии | 1 | ||
Природа знает лучше (5 ч.) | ||||
117 | Мудрость природы | 1 | ||
118 | От чего погибли древние цивилизации? | 1 | ||
19-20 | Проекты, которые не осуществились | 2 | ||
121 | Безграничны ли силы природы? | 1 | ||
Чем опасны отходы и как с ними бороться (9 ч.) | ||||
222 | Отходы — проблема №1 | 1 | ||
223-24 | Что происходит с твердыми отходами? | 2 | ||
225 | Бумага, утиль, стекло | 1 | ||
226 | Удивительный металл — алюминий | 1 | ||
227 | Пищевые отходы | 1 | ||
228 | Изготавливаем мини-компостер | 1 | ||
229 | От телефона до автомобиля | 1 | ||
230 | Азбука бережливости | 1 | ||
Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? (4 ч.) | ||||
331 | «Я б в экологи пошел, пусть меня научат…». | 1 | ||
3 32 | Правила на каждый день. | 1 | ||
3 33- 34 | Подведем итоги | 2 | ||
Итого: | 34 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа грамотеев» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана для обучающихся 4 класса МКОУ «Рогачевская СОШ».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Задача развитие личности ребёнка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности, где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые и нестандартные задачи, не связанные с учебным материалом, будут совершенствовать свои интеллектуальные возможности.
Курс «Школа грамотеев» разработан как дополнение к курсу «Русский̆ язык» в начальной школе, способствует общеинтеллектуальному развитию младших школьников. Он позволяет закрепить, дополнить и углубить знания по основным разделам русского языка: синтаксис и пунктуация, лексика, морфемика, морфология, орфография.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа направлена на реализацию средствами курса «Школа грамотеев» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Содержание курса представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» в 4 классе рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год. Срок реализации программы – 1 год.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: углубление в сущность предмета «русский̆ язык», воспитание интереса к его закономерностям, формирование творческой̆, активной̆ и свободомыслящей личности.
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определение понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
- формировать и развивать коммуникативные умения: общаться и
- взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнения других, объективно оценивать свою работу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
-эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, к чтению, к ведению диалога с автором текста;
-потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения, интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Сокровища родного языка (8 часов).
Подраздел «Связная речь».
Тема 1. Виды текстов (2 часа).
Средства связи в тексте.
Теория (1 час): развитие умения определять тип текста. Цепная и параллельная связи в тексте. Отличительные особенности каждой из данных связей.
Практическая работа (1 час): определение типов прочитанных текстов. Составление текстов данного типа. Коррекция текстов, описание картины природы с помощью рассказа-повествования с цепным построением и с помощью рассказа-описания с параллельной связью.
Тема 2. Стили речи. Речевой этикет (2 часа).
Теория (1 час): развитие умения определять стили речи; производить стилистическую редакцию текста.
Практическая работа (1 час): составление сочинения-миниатюры на тему «Роза» в научном, художественном и разговорном стиле. Упражнения в правильном использовании слов-обращений в диалоге. Составление и разыгрывание диалогов со знакомым и с незнакомым человеком. Обращение.
Подраздел «Украшения нашей речи».
Тема 3. Многозначные слова. Каламбуры. Фразеологизмы (2 часа).
Теория (1 час): роль многозначных слов в художественных текстах. Знакомство с каламбурами. Значение фразеологизмов в речи..
Практическая работа (1 час): нахождение в предложенных текстах многозначных слов. Определение значения многозначных слов с помощью толкового словаря.
Составление предложений с многозначными словами. Творческие упражнения. Постановка «живых картин». Сочинение-миниатюра «Когда мы так говорим?»
Тема 4. Пословицы и поговорки. Афоризмы. Устаревшие слова (2 часа).
Теория (1 час): употребление пословиц и поговорок в различных речевых ситуациях. Знакомство с афоризмами.
Практическая работа (1 час): нахождение в баснях И. А. Крылова выражений, ставших крылатыми. Игра «Продолжи пословицу».
Работа в группах. Игра «Умники и умницы». Кроссворды.
Раздел II. Искусство речи (7 часов).
Подраздел «Письменное творчество».
Тема 1. Композиция текста (2 часа).
|Теория (1 час): знакомство с элементами композиции текста. Повторение важнейших текстовых понятий: тема, основная мысль, опорные слова, цепная связь, типы текста.
Практическая работа (1 час): работа с русскими народными сказками. Определение темы, основной мысли, разделение ее на композиционные части. Придумывание своего варианта развязки.
Тема 2. Сочинение сказки (2 часа).
Практическая работа (2 часа): сочинение сказки по готовому началу и композиционной схеме.
Подраздел «Стили текста».
Тема 3. Научный стиль. Публицистический стиль (2 часа).
Теория (1 час): продолжение знакомства с научным стилем, с признаками научного стиля и заимствованных слов. Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.
Практическая работа (1 час): составление доклада к выступлению на конференции.
Нахождение в тексте терминов и указание признаков заимствования для каждого термина. Нахождение в газетах, журналах статьи публицистического стиля, указание признаков публицистического стиля в данной статье.
Тема 4. Деловая игра: верстка газеты (1час).
Практическая работа (1 час): просмотр газет. Наблюдение за размещением информации. Защита каждой мини-редакцией своей газеты. Оформление классной стенгазеты.
Раздел III. Чудесные превращения слов (11 часов).
Подраздел «Чудеса в Стране слов».
Тема 1. Слова-противники. Слова-друзья (2 часа).
Практическая работа (2 часа): дидактические игры, упражнения. Нахождение антонимов в загадках. Игры «Кто быстрее?», «Лишнее слово». Дидактические игры, упражнения. Разгадывание кроссвордов.
Тема 2. Слова-тезки (омонимы).Конкурс знатоков (2 часа).
Теория (1 час): изучение омонимов. Объяснение значения слов-омонимов.
Практическая работа (1 часа): шуточные вопросы, игры, разгадывание загадок.
Игра «Умники и умницы».
Подраздел «В ногу со временем».
Тема 3. Новорожденные слова. Слова-иностранцы (2 часа).
Теория (1 час): изучение неологизмов. Нахождение неологизмов в текстах.
Практическая работа (1 часа): игры «Угадай-ка», «Кто знает больше
неологизмов?». Работа со словарем иностранных слов. Определение значения и происхождения незнакомых слов из текстов.
Тема 4. Старый друг - словарь неологизмов. Конкурс знатоков (2 часа).
Теория (1 час): назначение и область применения словаря неологизмов. Структура
словаря.
Практическая работа (1 час): работа с текстами. Игра «Лингвист».
Подраздел «Юный грамотей».
Тема 5. Трудные слова. Незаменимые помощники - словари (2 часа).
Теория (1 час): слова, которые нельзя проверить. Необходимость запоминания
словарных слов. Назначение и область применения словарей. Рассказы о словарях, подготовленные обучающимися.
Практическая работа (1 час): игры «Кто правильнее?», «Проверь себя по словарю». Работа со словарями. Игра «Ответ в словаре».
Тема 6. «Копилка» трудных слов. Умеешь ли ты грамотно писать? (1 час).
Практическая работа (1 час): классификация слов по тематическим группам. Игры
«Отгадай слово», «На каждую букву». Творческие задания для формирования
орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие интереса к русскому языку.
Раздел IV. В Стране Сочинителей (8 часов).
Подраздел «Средства связи в тексте».
Тема 1. Лексические средства связи в тексте .Синонимы языковые и текстовые (2 часа).
Теория (1 час): лексические средства связи в текстах художественного и научного стилей.
Объяснение необходимости терминологических повторов в научном стиле. Умение
различать языковые и текстовые синонимы.
Практическая работа (1 час): творческая доработка текста научного стиля. Наблюдение за применением синонимов в научном и художественном текстах.
Тема 2. Творческие текстовые упражнения. Оформление «уголка русского языка» (2 часа).
Практическая работа (2 часа): творческая доработка текстов научного и художественного стилей. Работа в группах.
Подраздел «Написание сочинений».
Тема 3. Сочинение-миниатюра в деловом стиле (2 часа).
Теория (1 час): углубление знаний детей об официально-деловом стиле.
Практическая работа (1 час): написание сочинения-миниатюры «Автобиография» в
деловом стиле.
Тема 4. Для чего надо изучать русский язык? (2часа).
Практическая работа (2 часа): работа в группах. Игра «Что? Где? Когда?».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Название раздела и тем занятий | Учебные часы |
1 | Сокровища родного языка | 8 |
2 | Искусство речи | 7 |
3 | Чудесные превращения слов | 11 |
4 | В Стране Сочинителей | 8 |
Итого | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1988.
6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
11. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
13. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова-М: Просвещение 1984
Средства ИКТ и интернет-ресурсы:
1.Интерактивная доска
2.Проектор
3.Ноутбук
4.Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
5.Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
6.Олимпиада для младших школьников: русский язык.
(http://www.prioritetschool.ru/olimp.html)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
1.Сокровища родного языка – 8 ч | ||||
1 | Подраздел «Связная речь» | 4 | ||
11-2 | Виды текстов. Средство связи в тексте | 2 | ||
23-4 | Стили речи. Речевой этикет | 2 | ||
3 | Подраздел «Украшение наше речи» | 4 | ||
45-6 | Многозначные слова. Каламбуры. фразеологизмы | 2 | ||
77-8 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. Устаревшие слова | 2 | ||
2. Искусство речи (7 ч) | ||||
7 | Подраздел «Письменное творчество» | 4 | ||
89-10 | Композиция текста | 2 | ||
911-12 | Сочинение сказки | 2 | ||
Подраздел «Стили текста» | 3 | |||
113-14 | Научный стиль. Публицистический стиль | 2 | ||
115 | Деловая игра: Верстка газеты. Деловой стиль | 1 | ||
3. Чудесные превращения слов (11 ч) | ||||
1 | Подраздел «Чудеса в стране слов» | 4 | ||
116-17 | Слова-противники. Слова-друзья | 2 | ||
118-19 | Слова-тезки (омонимы). Конкурс знатоков | 2 | ||
1 | Подраздел «В ногу со временем» | 4 | ||
220-21 | Новорожденные слова. Слова иностранцы | 2 | ||
222-23 | Стрый друг-словарь неологизма. Конкурс | 2 | ||
Подраздел «Юный грамотей» | 3 | |||
124-25 | Трудные слова. Незаменимые помощники | 2 | ||
126 | «Копилка» трудных слов. Умеешь ли ты | 1 | ||
4. В стране сочинителей ( 8 ч ) | ||||
2 | Подраздел «Средства связи в тексте» | 4 | ||
227-28 | Лексические средства связи в тексте. | 2 | ||
229-30 | Синонимы языковые и текстовые. | 2 | ||
2 | Подраздел «Написание сочинений» | 4 | ||
331-32 | Сочинение-миниатюра в деловом стиле | 2 | ||
333-34 | Для чего надо изучать русский язык? | 2 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""
внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...