программа Литературного кружка "В гостях у сказки"
рабочая программа на тему
программа внеуроной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_kruzhok_v_gostyah_u_skazki.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Литературный кружок «В гостях у сказки»
(в соответствии с ФГОС)
1 класс
Литературный кружок «В гостях у сказки»
Направления:
- Театральная деятельность
Цель занятий: развивать интеллектуальную и психоэмоциональную сферу личности средствами театрального искусства, развитие творческих способностей.
Задачи:
- комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
- создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
- обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
- развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;
- повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.
Пояснительная записка.
Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.
Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися начальной школы.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.
В первом полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть занятия посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения |
1. | Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) | Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др. | |
2. | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). | Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». | |
3. | Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). | Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. | |
4. | Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | Упражнения для языка. Упражнения для губ. «Радиотеатр»; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). | |
5. | Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). | Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. | |
6. | Упражнения на развитие произвольного внимания. | Упражнения «Летает – не летает», «День и ночь», «Совушка» и т. д. | |
7. | Упражнения на развитие памяти. | Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?» | |
8. | Упражнения на формирование умения выполнять звуко – буквенный анализ. | Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась». | |
9. | Упражнения на ПФД (память физических действий) – действия с воображаемыми предметами. | Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию». | |
10. | Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии. | Этюды, сценки, «Сочиняем сказку», «Бином – фантазия и т. д. | |
11. | Упражнения на согласованность коллективных действий. | Задания на время получить тот или иной результат | |
12. | Сочинение сценария «Сказки лесной феи» | Коллективное обсуждение сценария после осенней экскурсии. | |
13. | Изготовление персонажей, составление композиций. | Придумывание персонажей, их костюмов. действий. | |
14. | Игра – драматизация | Постановка спектакля. | |
15. | Изготовление персонажей сказки «Теремок» | Продумывание внешнего вида персонажей сказки. | |
16. | Репетиция спектакля «Теремок». | Постановка сказки. | |
17. | Подготовка спектакля по сказке «Лисичка со скалочкой». | Изготовление персонажей. Репетиция. | |
18. | Премьера спектакля «Лисичка со скалочкой». | Показ спектакля. | |
19. | Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Изготовление костюмов. Репетиция. | |
20. | Подготовка спектакля по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Работа над декорациями. Репетиция. | |
21. | Премьера спектакля . | Показ спектакля . | |
22. | Изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр» | Изготовление персонажей, декораций, афиши. Подготовка спектакля. | |
23. | Репетиция спектакля. | Подготовка к выступлению. | |
24. | Премьера спектакля «Мойдодыр» | Выступление перед классом | |
25. | Изготовление декораций и костюмов к спектаклю по сказке «Гуси – лебеди» | Подготовка к спектаклю. | |
26. | Подготовка к спектаклю. | Репетиция. | |
27. | Подготовка к спектаклю. | Репетиция. | |
28. | Премьера спектакля «Гуси – лебеди» | Выступление перед классом. | |
29-33. | Резерв |
2.Образовательное (предметное)
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развитие эмоционально – чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыка чтения.
Пояснительная записка
В качестве учебного материала для формирования первоклассников – читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения |
1. | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». | |
2. | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | |
3. | Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | |
4. | Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
5. | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. | |
6. | Сказки про зайцев. | Подбор сказок про эайцев. Викторина. | |
7. | Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | |
8. | Чукотская сказка «Хвост». | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | |
9. | Удмуртская сказка «Как произошли медведи» | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. | |
10. | Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. | |
11. | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. | |
12. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | |
13. | Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Чтение сказки. Иллюстрирование. | |
14. | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. | |
15. | Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | |
16. | Сказки про зайца, лису и медведя. | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. | |
17. | Мордовская сказка «Разудалый петушок». | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. | |
18. | Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей» | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. | |
19. | Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | |
20. | Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Чтение сказки. Анализ прочитанного. | |
21. | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник | |
22. | Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Чтение сказки. Работа над текстом. | |
23. | Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. | |
24. | Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Чтение и инсценирование сказки. | |
25. | Русская сказка «Лиса и тетерев». | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. | |
26. | Сказки про птиц. | Выставка книг. Чтение. Сравнение. | |
27. | Моя любимая сказка о животных. | Чтение и пересказ любимых сказок. | |
28. | Итоговое занятие | Литературная викторина | |
29-33. | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс кружка "В гостях у сказки"
Срок реализации программы кружка -1 годРезультатом работы кружка является создание проекта "В гостях у сказки" ( презентации, рисунки, поделки)...
Программа литературного кружка 2 класс
Программа Литературного кружка во 2 классе соотавлена в соответствии с требованиями ФГОС, содержит цели и задачи курса, учебно-тематический план, содержание программы, планируемые результаты...
Рабочая программа литературного кружка «В гостях у сказки» (внеурочная деятельность)
Рабочая программа литературного кружка «В гостях у сказки» (внеурочная деятельность) ...
Программа литературного кружка "Почитай-ка"
Предлагаю Вам для работы программу литературного кружка для учащихся 2-4 классов "Почитай-ка", которая была мною успешно реализована на протяжении нескольких лет. Обязательное условие - посещение библ...
Программа литературного кружка для 1-4 классов « ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС
Программа литературного кружка "Литературная гостинная" по фгос...
Программа литературного кружка "Клуб любителей книги"
В мире современных информационных технологий и Интернета книги перестают быть актуальной потребностью ребенка. Не случайно была организована разработка и реализация целого ряда правительственных прогр...
Рабочая программа литературного кружка «Книголюб» для 3 класса
Рабочая программа литературного кружка «Книголюб» для 3 класса...