Программа кружка по русскому языку "Весёлая грамматика"
методическая разработка на тему
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Весёлая грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vesyolaya_grammatika.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка " Весёлая грамматика"
3 класс
Составитель: учитель начальных классов
Гетьман Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Весёлая грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения “Весёлая грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
∙ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
∙ приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
∙ пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
∙ развитие мотивации к изучению русского языка;
∙ развитие творчества и обогащение словарного запаса;
∙ совершенствование общего языкового развития учащихся;
∙ углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
∙ воспитание культуры обращения с книгой;
∙ формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
∙ развивать смекалку и сообразительность;
∙ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
∙ развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
∙ учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Весёлая грамматика»
3кл. «Занимательное словообразование»
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
∙ лекции;
∙ практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
∙ анализ и просмотр текстов;
∙ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
∙ игровая;
∙ теоретическая;
∙ практическая.
V. Основные методы и технологии
∙ технология разноуровневого обучения;
∙ развивающее обучение;
∙ технология обучения в сотрудничестве;
∙ коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на детей 3 класса. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
VII. Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Тематическое планирование.
3 класс «Занимательное словообразование» (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Многозначные слова. | 1 | |
2 | Игра «Вставь словечко». Омонимы, омофоры. | 1 | |
3 | Фразеологизмы. Не всякое слово в строчку пишется. Игра «Угадай – ка» | 1 | |
4 | Сравнения. Анаграмма. | 1 | |
5 | Олицетворение. Игра «Угадай название» | 1 | |
6 | Изобразительно –выразительные средства. Эпитеты. Игра «Кто больше?» | 1 | |
7 | Откуда приходят слова? Игра «Волшебная фраза» | 1 | |
8 | Этимология. Шарады. | 1 | |
9 | Происхождение и употребление имён. Игра «Какое имя появилось раньше» | 1 | |
10 | Происхождение и употребление имён. Игра «Какое имя появилось раньше» | 1 | |
11 | Наши фамилии. Игра «Кто больше» | 1 | |
12 | Топонимика – наука изучающая происхождение географических названий. Игра «Найди ошибку» | 1 | |
13 | Устаревшие слова. Игра «Отгадай словечко» | 1 | |
14 | Викторина «Загадка с догадкой» | 1 | |
15 | Разные типы текстов и их признаки. Игра «Узнай слово» | 1 | |
16 | Опорные слова. | 1 | |
17 | Игра «Он. Она» | 1 | |
18 | Связь слов в предложении. Игра «Отгадай словечко» | 1 | |
19 | Цепкая связь слов в предложении. Игра «два слова в одно» | 1 | |
20 | Крылатые слова | 1 | |
21 | Игра «Умеете ли вы здороваться?». | 1 | |
22 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | |
23 | Новые слова в русском языке. | 1 | |
24 | Игра «Шесть и шесть». | 1 | |
25 | Параллельная связь слов. Игра «Как зовут мальчика?» | 1 | |
26 | Единый временный план. Игра «Какое слово?» | 1 | |
27 | Единый временный план. Сравнение признаков. Игра «Слово за словом» | 1 | |
28 | Стили речи. Игра «Из двух – третье» | 1 | |
29 | Стили речи. Игра «Волшебный квадрат» | 1 | |
30 | Культура общения | 1 | |
31 | Игра «Четыре по пять» | 1 | |
32 | Словари | 1 | |
33 | Викторина. Решение грамматических задач | 1 | |
34 | Подведение итогов. «Играем сами, играем с друзьями» | 1 |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"
Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"
Материал содержит задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс
Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Увлекательная грамматика", 2 класс
Пояснительная записка и план работы кружка...
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" .
Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика" для 1,2,3,4 классов....
Программа кружка по русскому языку для 1 класса "Весёлая грамматика"
Программа кружка по русскому языку для 1 класса "Веселая грамматика" предназначена для работы с детьми 7-8 лет , расчитана на 15 часов....