Рабочая программа кружка по русскому языку "Увлекательная грамматика", 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Пояснительная записка и план работы кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_2.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Увлекательная грамматика», 2 класс
Ахметзяновой Венеры Нурутдиновны,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №49» г.Казань.
Пояснительная записка.
Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Изучение лингвистических интересов обучающихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Это свидетельствует о любознательности, о той необходимой предпосылке, которая позволяет воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Увлекательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
Содержание курса ориентировано на связь с программным материалом по русскому языку. Данная программа также позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слов в контексте ребята могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников универсальных учебных действий:
- Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- Познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной познавательности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- Регулятивных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий,);
- Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
Коммуникативных (организовывать сотрудничество).
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Дети активно включаются в работу, тем самым обогащая свой язык, а это значит, ребенок будет вдумчивым, увлекающимся учеником в настоящем, и интересным и внимательным собеседником в будущем.
На изучение курса «Увлекательная грамматика » отводится 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Этапы реализации программы:
- подготовительный;
- непосредственно реализация (план прилагается);
- оценка эффективности;
- коррекция в соответствии с анализом эффективности;
- дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы:
- диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
- анализ занятий проведенных по плану;
- разработка рекомендаций.
Курс изучения “Увлекательной грамматики” рассчитан для учащихся 2 класса.
По окончании курса ученик должен:
Различать:
- Звуки и буквы; слово и предложение; слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета; текст и не текст.
Знать:
- Корень, суффикс, окончание;
- Лексическое значение слова;
- Основную мысль текста;
- Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Уметь решать практические задачи:
- Составлять слово по модели;
- Подбирать заголовок к тексту.
Применять правила правописания:
- жи –ши, ча –ща, чу – щу;
- гласные и согласные в корне;
- разделительные ь и ъ.
Дидактические принципы:
1. Воспитывающее обучение.
2. Научность материала.
3. Наглядность.
4. Принцип сознательности и активности.
5. Принцип систематичности и последовательности.
6. Прочность усвоения знаний.
7. Доступность.
Методические приёмы: работа со схемой, выполнение упражнений, наблюдение за языковым явлением, проблемные ситуации, сравнение, деловая игра, работа в группах, парах, составление диалогов
План реализации
программы “Увлекательная грамматика” 2 класс (34часа)
№ | Тема занятия, виды работ |
1. | Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. |
2. | Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. |
3. | Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. |
4. | Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. |
5. | Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. |
6. | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки” |
7. | “Грамматическое домино”. |
8. | Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)” |
9. | Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?” |
10. | Легкие головоломки. Технология составление головоломок. |
11. | Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса. |
12. | Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. |
13. | Играем в загадки. Технология составления загадок. |
14. | Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения” |
15. | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. |
16. | Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова) |
17. | Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. |
18. | Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. |
19. | Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. |
20. | Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”” |
21. | Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово” |
22. | Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов) |
23. | Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. |
24. | Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное”” |
25. | Дружба имени существительного с прилагательным. |
26. | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! |
27. | Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …” |
28. | Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря. |
29. | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. |
30. | Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов. |
31-32. | Крылатые слова и выражения. |
33. | Итоговое занятие. |
34. | Анкетирование. |
Список литературы
- Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: 1963 г.
- Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002г.
- Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
- Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
- Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс
Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...
Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс
Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Грамотей" для 3 класса.
Рабочая программа по русскому языку для кружковой работы учащихся 3 классов по русскому языку....
Рабочая программа кружка «Тайны русского языка» ( общеинтеллектуальное направление) 2 класс
кружок...
Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"- 4 кл.
Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"....
Рабочая программа кружка " Занимательный русский язык . 3 класс"
Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык" для обучающихся 3 класса. Кружок проводится в рамках углублённого изучения русского языка....