Рабочая программа кружка по русскому языку "Увлекательная грамматика", 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Пояснительная записка и план работы кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_2.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Увлекательная грамматика», 2 класс

Ахметзяновой Венеры Нурутдиновны,

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №49» г.Казань.

Пояснительная записка.

Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Изучение лингвистических интересов обучающихся начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском языке. Это свидетельствует о любознательности, о той необходимой предпосылке, которая позволяет воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Увлекательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

Содержание курса ориентировано на связь с программным материалом по русскому языку. Данная программа также позволяет показать обучающимся как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слов в контексте ребята могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

 Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников универсальных учебных действий:

  • Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • Познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной познавательности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • Регулятивных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий,);
  • Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

Коммуникативных (организовывать сотрудничество).

 Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Дети активно включаются в работу, тем самым обогащая свой язык, а это значит, ребенок будет вдумчивым, увлекающимся учеником в настоящем, и интересным и внимательным собеседником в будущем.

На изучение курса «Увлекательная грамматика » отводится 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Этапы реализации программы:

  • подготовительный;
  • непосредственно реализация (план прилагается);
  • оценка эффективности;
  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
  • анализ занятий проведенных по плану;
  • разработка рекомендаций.

Курс изучения “Увлекательной грамматики” рассчитан для учащихся 2 класса.

 По окончании курса ученик должен:

Различать:

- Звуки и буквы; слово и предложение; слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета; текст и не текст.

Знать:

- Корень, суффикс, окончание;

- Лексическое значение слова;

- Основную мысль текста;

- Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Уметь решать практические задачи:

- Составлять слово по модели;

- Подбирать заголовок к тексту.

Применять правила правописания:

- жи –ши, ча –ща, чу – щу;

- гласные и согласные в корне;

- разделительные ь и ъ.

Дидактические принципы:

1. Воспитывающее обучение.

2. Научность материала.

3. Наглядность.

4. Принцип сознательности и активности.

5. Принцип систематичности и последовательности.

6. Прочность усвоения знаний.

7. Доступность.

Методические приёмы: работа со схемой, выполнение упражнений, наблюдение за языковым явлением, проблемные ситуации, сравнение, деловая игра, работа в группах, парах, составление диалогов 

План реализации

программы  “Увлекательная грамматика” 2 класс (34часа)

Тема занятия, виды работ

 1.

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.

 2.

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

3. 

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

 4.

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

 5.

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются.

 6.

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”

7. 

“Грамматическое домино”.

8. 

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”

 9.

Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в алфавите живет?”

 10.

Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

 11.

Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.

 12.

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

 13.

Играем в загадки. Технология составления загадок.

 14.

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”

 15.

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

 16.

Игра “ Волшебный клубок орфограмм” (безударная гласная в корне слова)

 17.

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

 18.

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

 19.

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

 20.

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””

 21.

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”

 22.

Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов)

 23.

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

 24.

Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное””

 25.

Дружба имени существительного с прилагательным.

 26.

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

 27.

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

 28.

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

 29.

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

 30.

Для чего нужно изучать грамматику. Мастерская “Учусь составлять кроссворд” Технология составления кроссвордов.

 31-32.

Крылатые слова и выражения.

33.

Итоговое занятие.

 34.

Анкетирование.

Список литературы

  1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.:  1963 г.
  2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
  4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
  5. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  6. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
  7. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
  8. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
  9. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
  10. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
  11. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
  12. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: Астрель, 2002г.
  13. Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
  14. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
  15. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: Просвещение,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык", 4 класс

Данный документ поможет учителю в составлении рабочей программы кружка "Занимательный русский язык" для 4 класса...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Занимательная грамматика». 1 класс

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательный...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Грамотей" для 3 класса.

Рабочая программа по русскому языку для кружковой работы учащихся 3 классов по русскому языку....

Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"- 4 кл.

Рабочая программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"....

Рабочая программа кружка " Занимательный русский язык . 3 класс"

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык" для обучающихся 3 класса.  Кружок проводится в рамках углублённого изучения русского языка....