План работы с одарёнными детьми
методическая разработка (3 класс) на тему
План работы с одарёнными детьми на 2018-2019 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
План работы
с одарёнными учащимися
3 Б класс
на 2018-2019 учебный год
учитель начальных классов
Сыренова Наранма Сергеевна
г.Северобайкальск,
2018г.
Пояснительная записка
Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одарённости ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее:
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять
высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием
заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей
развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –одарённый ученик», « одарённый ученик – ученик», «одарённый ученик – родитель».
Задачи развития:
- развитие личности одарённых учащихся;
- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
- развитие позитивной Я-концепции;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность;
- объединения дополнительного образования;
- факультативы;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах.
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе
Урочная деятельность
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- видом одарённости;
- возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка;
- уровнем одарённости;
- активностью самого ребёнка;
- профессиональной подготовкой педагога.
Главные принципы реализации программы
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ даётся 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, Всероссийского уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
- Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
- Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
- Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.
Банк данных одарённых детей класса
№ | Фамилия, имя ученика | Способности | Учеба |
1 | Харюшин Александр | Математические, творческие, спортивные | Учится на «4» и «5» |
2 | Амелина Вероника | Гуманитарные, творческие | Учится на «4» и «5» |
3 | Кондабаева Анна | Математические, творческие | Учится на «4» и «5» |
4 | Вертинская Алёна | Гуманитарные, артистические, творческие | Учится на «4» и «5» |
5 | Скуратова Александра | Спортивные, творческие | Учится на «4» |
6 | Максимова Ангелина | Творческие | Учится на «3» и «4» |
7 | Красильнкова Ангелина | Творческие | Учится на «3» и «4» |
8 | Максимов Роман | Творческие | Учится на «3» и «4» |
9 | Пустынцев Матвей | Спортивные | Учится на «3» и «4» |
План работы с одарёнными детьми
3Б класс
на 2018-2019 уч. год
№ | Время проведения | Направление работы | Ответственные |
1 | сентябрь | Проведение диагностики. Дополнение банка данных | Классный руководитель, психолог |
2 | октябрь | Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя | Классный руководитель, родители |
3 | ноябрь | Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным олимпиадам | Классный руководитель |
4 | декабрь | Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным конкурсам, викторинам, научным проектам | Классный руководитель |
5 | январь | Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам. | Классный руководитель |
6 | февраль | Подготовка презентаций по исследованным материалам. Участие в муниципальных научно- практических конкурсах, конференциях. | Ученики |
7 | март | Профильная работа | Родители, классный руководитель |
8 | апрель | Подведение итогов Недели по предметам | Классный руководитель |
9 | май | Подведение итогов деятельности. Ведение портфолио ученика. Составление плана на следующий год. | Классный руководитель |
Используемая литература:
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.
2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.
3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М.: АСТ:Астрель,2000.-223с.
4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.
5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.
6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одарёнными детьми
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя....
План работы с одарёнными детьми 2 класса
Цель работы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей....
План работы с одарёнными детьми.
Одарённые дети требуют особой организации учебного процесса.Важно их вовремя выявить и с успехом развиваить положительные результаты в области знаний....
План работы с одарёнными детьми.
Работа представляет собой материал необходимый для работы со способными детьми....
план работы с одарёнными детьми на 2014-2015 учебный год
данный материал цель, задачи, принципы работы с одарёнными детьми, план работы на год...
план работы с одарёнными детьми
план работы...
План работы с одарёнными детьми в начальных классах на 2015-2016 учебный год.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями....