Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знакомые незнакомцы»
рабочая программа (1 класс) по теме
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из одной части. Содержание программы выстроено в рамках единой логики и рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
- Цель и задачи курса «Знакомые незнакомцы»
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к природе.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
- Особенности программы.
Программа «Знакомые незнакомцы», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из одной части. Содержание программы выстроено в рамках единой логики и рассчитана на 66 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по два академических часа.
Новизна программы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.
Основные принципы содержания программы:
- Принцип единства сознания и деятельности;
- Принцип наглядности;
- Принцип личностной ориентации;
- Принцип системности и целостности;
- Принцип экологического гуманизма;
- Принцип краеведческий;
- Принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание эко знаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Знакомые незнакомцы» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают - Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
- Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1х классов.
- Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение животных в жизни человека, правила ухода за ними;
- многообразие животных, экологические связи между ними;
- основные виды животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за домашними животными (посильное участие);
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- Тематическое планирование. Содержание программы.
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 66 часов
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. Введение (2 часа) | 2 | ||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 2 | |
2. Дикие животные (38 часов) | 18 | 20 | |
2 | Заяц - «Длинное ухо» | 1 | 1 |
3 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | 1 |
4 | Серый хищник - волк | 1 | 1 |
5 | Хозяин леса - медведь | 1 | 1 |
6 | Любознательный зверёк - белка | 1 | 1 |
7 | Куница - охотник на белок | 1 | 1 |
8 | Лесной красавец - лось | 1 | 1 |
9 | Сердитый недотрога - ёж | 1 | 1 |
10 | Подземный житель - крот | 1 | 1 |
11 | Всеядное животное - барсук | 1 | 1 |
12 | Бобр-строитель | 1 | 1 |
13 | Запасливый бурундук | 1 | 1 |
14 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 | 1 |
15 | Мышка-норушка | 1 | 1 |
16 | Рысь - родственник кошки | 1 | 1 |
17 | Соболь - «дорогой» зверёк | 1 | 1 |
18 | Тигр - самая большая кошка на Земле | 1 | 1 |
19 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | 1 |
20 | Обобщающие занятие о диких животных | 1 | |
3. Пернатые жители (28 часов) | 14 | 14 | |
21 | Воробей - самая распространённая птица на Земле | 1 | 1 |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица | 1 | 1 |
23 | Ворон - красивая, умная птица | 1 | 1 |
24 | Сорока-белобока - «лесная сплетница» | 1 | 1 |
25 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | 1 |
26 | Соловей - «великий маэстро» | 2 | |
27 | Галка - городская птица | 1 | 1 |
28 | Загадочная птица - кукушка | 1 | 1 |
29 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | 1 |
30 | Любимая птица - снегирь | 1 | 1 |
31 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | 1 | 1 |
32 | Наш добрый сосед - скворец | 1 | 1 |
33 | «Золотая птица» — иволга | 1 | 1 |
34 | Обобщающее занятие о птицах | 2 | |
34 | 34 | ||
Итого: | 68 |
- Содержание курса
«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» - 68 часов
«ВВЕДЕНИЕ». (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(2 часа)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (38 часов)
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (2 часа)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (2 часа)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (2 часа)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В. Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (2 часа)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В. Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (2 часа)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В. Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (2 часа)
Знакомство с куницей, рассказ В. Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (2 часа)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (2 часа)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Подземный житель – крот (2 часа)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В. Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»
Тема 11. Всеядное животное — барсук (2 часа)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 12. Бобр-строитель (2 часа)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 13. Запасливый бурундук (2 часа)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (2 часа)
Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.
Тема 15. Мышка-норушка (2 часа)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 16. Рысь - родственник кошки (2 часа)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.
Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (2 часа)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (2 часа)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (2 часа)
Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (2 часа)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (2 часа)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (2 часа)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (2 часа)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (2 часа)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещотка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (2 часа)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (2 часа)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (2 часа)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (2 часа)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (2 часа)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 30. Любимая птица – снегирь (2 часа)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (2 часа)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 32. Наш добрый сосед - скворец. (2 часа)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 33. «Золотая птица» — иволга. (2 часа)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Тема 34. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (2 часа)
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».
- Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Знакомые незнакомцы» необходимы следующие принадлежности:
- набор рабочих инструментов для практических занятий;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по окружающему миру.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
- Литература
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
- Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
- Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
- Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
- Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
- Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
- Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
- Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
- Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008.
- Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-512622-1420283822.jpg)
Занятие по курсу внеурочной деятельности "Знакомые незнакомцы". 2 класс.
Занятие по курсу внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-512622-1420283822.jpg)
Тест по курсу внеурочной деятельности "Знакомые незнакомцы". 2 класс.
Окружающий мир. Раздел "Дикие животные"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-979982-1511970908.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Знакомые незнакомцы"
Ø Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знакомые-незнакомцы"
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В ...