Программа курса внеурочной деятельности "Краеведение"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Круль Е. Ю.

Программа курса внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.odt47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Краеведение» в начальной школе.

  1. Пояснительная записка

        Наша малая родина носит несколько названий: Пермский край, Прикамье, Парма… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

        Актуальность программы заключается в том, что недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Пермского края в начальной школе;
                
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Пермского края, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по «Историческому краеведению» осуществляются во второй половине дня.

Задачи:

Образовательные:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Прикамья в историко-культурное наследие региона;
  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  • привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Пермского края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

Воспитательные:

  • содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  • сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
  • приобщить учеников к богатой культуре Пермского края.

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

  • Беседы;
  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев;
  • Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

        Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
        Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
        В основе реализации программы «Историческое краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
        В результате обучения по программе «Историческое краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

        Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Пермского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Пермского края;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:
        

        Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

        Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:
        

        Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Пермского края, Перми;
  • описывать достопримечательности  Пермского края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Пермского края и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

        Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

        Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

        Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

        Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Историческое краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
        

        В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

        Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Пермского края, контурные карты.
        Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
        Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями Прикамских писателей (повестями, рассказами, стихами и т.д.).
        Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
        Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов.

Отслеживание результатов

        Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.

2.Содержание программы «Историческое краеведение» и примерное тематическое планирование

1 класс

Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края».

№ раздела

Название раздела

Всего часов

1.

Моя маленькая родина

5 часов

2.

Наш город

5 часов

3.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).

18 часов

4.

Люди нашего края

4 часов

5.

Итоговое занятие

1 часов


итого

33 часа

        Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
        Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Пермского края, о богатстве растительного и животного мира.

№ занятия в учебном году

№ урока в теме

Тема занятия


Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения



^ Моя маленькая родина (5ч)


1.

1.

Моя школа – мой дом

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

2.

2.

Из истории школы. Традиции школы

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.

3.

3.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)

4.

4.

Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил

Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.

5.

5.

Мой район

Дать представления об истории названий улиц нашего района. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.


^ Наш город (5ч)


6.

1.

Где мы живем (Россия, город Пермь) Имя моего города

Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.

7.

2.

Символы нашего города

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Перми. Работа в парах.

8.

3.

Культурно – просветительные учреждения нашего города

Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию.

9.

4.

Профессии города. Где работают родители

Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

10.

5.

Конкурс рисунков «Наш город»

Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса



Наш край(18 ч)


11.

1.

Географическое положение Пермского края. Наш край  на карте России

Беседа. Сформировать представление о территории края, городах и поселках. Практическая работа: Пермь на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашего края (на усмотрение учителя) Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

12.

2.

История возникновения Пермского края

Сформировать представление об истории возникновения Пермского края  Работа в парах: вопросы по содержанию

13.

3.

Символика  Пермского края

Практическая работа: раскрашивание герба Пермского края. Работа в парах.

14.

4.

Коренные жители нашего края

Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края. Познакомить с национальным составом населения Прикамья.

15.

5.

Богатства нашей земли.

Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

16.

6.

Традиционные ремесла моего края

Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края.

Практическая работа: расписывание посуды национальным орнаментом нашего края.

17.

7.

Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений

Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне нашего края. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории нашего края.

18.

8.

Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека

Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

19.

9.

Животный мир. Животный мир Пермского края. Разнообразие животного мира

Беседа: животные, обитающие на территории Пермского края.

20.

10.

Животный мир. Животный мир Пермского края. Охрана и значение животного мира

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Пермского края, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

21.

11.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.

22.

12.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов

Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

23.

13.

Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае

Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

24.

14.

Полезные ископаемые. Нефть – черное золото Прикамья.

Беседа: о местах и способах добычи нефти, о практическом значении.

25.

15.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Пермского края.

Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории края

26.

16.

Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего края.

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих)

27.

17.

Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса.

28.

18.

Викторина «Почемучек»

Викторина «История города Перми»



Люди нашего края (4ч)

29.

1.

Труд людей нашего края.

30.

2.

Люди, прославившие Пермь. (Герои – земляки)

Знакомство с людьми прославивших наш край.

31.

3

Экскурсии на предприятия города

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.
Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятия нашего края. Подведение итога конкурса.

32.

4.

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …) Защита проекта.



^ Резервные занятия (1ч)


33.

1.

Мы хотим Вам рассказать…

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.

2 класс

        Программа второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш город

8 часов

2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

18 часов

3.

Люди нашего края

5 часов

4.

Итоговое занятие

3 часа

Итого

34 часа

        Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Пермском крае и его столице. Дети продолжают знакомиться с символикой края, города, с этапами становления города Перми, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Прикамья. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.

№ занятия в учебном году

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения



Наш город (8ч)


1.

1.

Пермь - столица Прикамья.

Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города»

2.

2.

Из истории образования города

3.

3.

Главные исторические и культурные памятники

Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?»

4.

4.

Достопримечательности нашего города

Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города».
Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение.

5.

5.

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу

Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.

6.

6.

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу

Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.
Социальный паспорт районов. Практическая работа: показать индивидуальность каждого района города.

7.

7.

Предприятия города. Значение для края и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей)

Знакомство с крупными предприятиями области, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей.

8.

8.

Игра – викторина

Практическая работа: Викторина «Почемучек» (приложение 2)



Наш край (18ч)

9.

1.

Географическое положение Пермского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)

Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории края, географических объектах
Практическая работа с контурной картой: обозначить Пермь на карте России, наших соседей.

10.

2.

Пермская Земля в древности

Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить Пермскую землю в древности и до наших дней.

11.

3.

История создания и исследования Земли Пермской (проектная деятельность)

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города)

12.

4.

Народы Прикамья. Национальный состав Пермского края.

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

13.

5.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

14.

6.

Экскурсия в краеведческий музей

Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества.
Практическая работа: обобщение и оформление материала.

15.

7.

Города Пермского края. История возникновения городов

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

16.

8.

Водные ресурсы. Реки Пермского края на карте России.

Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

17.

9.

Водные ресурсы. Реки Пермского края. Откуда берут начало и где заканчиваются

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

18.

10.

Водные ресурсы. Озера Пермского края. Флора и фауна

Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов

19.

11.

Рельеф. Рельеф Прикамья.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников.

20.

12.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги

Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира тайги.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края.

21.

13.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу»

Знакомство с «Красной книгой», заповедниками края. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.
Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Прикамья.

22.

14.

Животный мир. Животный мир Пермского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

Знакомство учащихся с птицами нашего края.
Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Пермского края.

23.

15.

Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира

Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашего края. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.

24.

16.

Экскурсия в краеведческий музей.

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов.

25.

17.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны

Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Пермского края месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны

26.

18.

Игра «Цветик - семицветик»

Игра «Цветик - семицветик»



Люди нашего края (5ч)


27.

1.

Василий Татищев – первооткрыватель Земли Пермской

Беседа по содержанию.

28.

2.

Герои – прикамцы в годы Великой Отечественной войны

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города)

29.

3.

Поэты, писатели Прикамья (участие обучающихся в классной конференции)

30.

4.

Поэты, писатели Прикамья (участие обучающихся в классной конференции)

Познакомить со знаменитыми людьми Перми. (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа: конкурс стихов поэтов Прикамья.

31.

5.

Художники нашего края

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Прикамья.



Резервные занятия (3ч)


32.

1.

Игра – викторина «Это было интересно»

Викторина «Страницы истории родного края»

33.

2.

«Город будущего». Организация исследовательской работы

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

34

3.

Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы)

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

3 класс

Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш город

7 часов

2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

3.

Путешествие вглубь веков.

6 часов

4.

Люди нашего края

6часов

5.

Итоговые занятия

1часа

Итого

34 часа

        Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашего края.

№ занятия в учебном году

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения


Наш город (7ч)


1

1.

Появление Егошихинского поселения.

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении деревни Егошиха.

2

2.

Истории названий улиц и площадей города .

Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города)

3

3.

Храмы и церкви нашего города .


4

4.

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города.

Практическая работа: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.

5

5.

Организация исследовательской работы «Что бы я сделал для своего города, если бы был мэром».

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах.

6

6.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром»Брейн - ринг «Мой город»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город»

7

7.

Брейн - ринг «Мой город»

Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город»



Наш край (8ч)


8

1.

Пермская Земля в древности

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Пермской Земле в прошлом.

9

2.

История создания и исследования Земли Пермской

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

10

3.

Рельеф. Знакомство с рельефом  Пермского края.

Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

11

4.

Рельеф. Особенности рельефа

Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа . Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

12

5.

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Прикамья.

Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

13

6.

Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Нефтяная, химическая, металлургия, машиностроение, лесная промышленность.

Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Пермского края месторождения полезных ископаемых.

14

7.

Полезные ископаемые. Вклад края в хозяйство страны. Крупные  предприятия нашего края. Значения для края и страны

Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

15

8.

Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашего края.

Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

16

9.

Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов

Практическая работа: Тест « Реки, озера нашей области». Работа в группах: дать характеристику о водных объектах.

17

10.

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашем крае. Мир растений тайги и лесов

Фронтальная беседа.

18

11.

Растительность. Мир растений тайги и лесов

Формирование представлений об особенностях природных комплексов края.

19

12.

Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

20

13.

Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны

Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах.

21

14.

Самое интересное о природе Пермского края

Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Пермского края» (Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах



Путешествие вглубь веков (6ч)


22

1.

Палеонтологические находки на территории Пермского края

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: « Палеонтологические находки на территории Пермского края»

23

2.

Рисунки в пещерах, на скалах

Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах.

24

3.

Экскурсия в музей Пермских древностей

Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музея.

25

4.

Коренные жители Прикамья.

Беседа по содержанию.

26

5.

Жилища народов, проживающих на территории края

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

27

6.

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта народов Прикамья.

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.



Люди нашего края (6ч)


28

1.

Первые исследователи земли Пермской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первых исследователях земли Пермской.

29

2.

Пермяки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

30

3.

Экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия.

31

4.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке), (участие обучающихся в классной конференции)

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

32

5.

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)

33

6.

Почетные граждане нашего края.

Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края»

Резервное занятие (1ч)

34

1.

Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Пермской"

Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край» (приложение 1) . Игра "История земли Пермской"

4 класс

Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Мифы и легенды Прикамья», «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш город

7 часов

2.

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

3.

Мифы и легенды Прикамья

6 часов

4.

Люди нашего края

5 часов

5

Итоговое занятие

2часа

Итого

34 часа



Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Прикамья». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...