Рабочая программа курса «Краеведение» в начальной школе.
- Пояснительная записка
Наша малая родина носит несколько названий: Пермский край, Прикамье, Парма… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Актуальность программы заключается в том, что недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Пермского края в начальной школе;
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Пермского края, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа «Историческое краеведение» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия по «Историческому краеведению» осуществляются во второй половине дня.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Прикамья в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Пермского края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
Воспитательные:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
- приобщить учеников к богатой культуре Пермского края.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
- Беседы;
- Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев;
- Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Историческое краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Историческое краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Пермского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Пермского края;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Пермского края, Перми;
- описывать достопримечательности Пермского края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Пермского края и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Историческое краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Пермского края, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями Прикамских писателей (повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
2.Содержание программы «Историческое краеведение» и примерное тематическое планирование
1 класс
Программа содержит четыре раздела: «Моя маленькая родина», «Наш город», «Наша область», «Люди нашего края». |
№ раздела | Название раздела | Всего часов |
1. | Моя маленькая родина | 5 часов |
2. | Наш город | 5 часов |
3. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир). | 18 часов |
4. | Люди нашего края | 4 часов |
5. | Итоговое занятие | 1 часов |
| итого | 33 часа |
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Пермского края, о богатстве растительного и животного мира.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия |
|
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения
|
|
| ^ Моя маленькая родина (5ч) |
|
1. | 1. | Моя школа – мой дом | Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. |
2. | 2. | Из истории школы. Традиции школы | Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения. |
3. | 3. | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. | Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет) |
4. | 4. | Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил | Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах. |
5. | 5. | Мой район | Дать представления об истории названий улиц нашего района. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. |
|
| ^ Наш город (5ч) |
|
6. | 1. | Где мы живем (Россия, город Пермь) Имя моего города | Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
7. | 2. | Символы нашего города | Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Перми. Работа в парах. |
8. | 3. | Культурно – просветительные учреждения нашего города | Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. |
9. | 4. | Профессии города. Где работают родители | Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии. |
10. | 5. | Конкурс рисунков «Наш город» | Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса |
|
| Наш край(18 ч) |
|
11. | 1. | Географическое положение Пермского края. Наш край на карте России | Беседа. Сформировать представление о территории края, городах и поселках. Практическая работа: Пермь на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашего края (на усмотрение учителя) Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
12. | 2. | История возникновения Пермского края | Сформировать представление об истории возникновения Пермского края Работа в парах: вопросы по содержанию |
13. | 3. | Символика Пермского края | Практическая работа: раскрашивание герба Пермского края. Работа в парах. |
14. | 4. | Коренные жители нашего края | Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края. Познакомить с национальным составом населения Прикамья. |
15. | 5. | Богатства нашей земли. | Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. |
16. | 6. | Традиционные ремесла моего края | Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края.
Практическая работа: расписывание посуды национальным орнаментом нашего края. |
17. | 7. | Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений | Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне нашего края. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории нашего края. |
18. | 8. | Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека | Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах |
19. | 9. | Животный мир. Животный мир Пермского края. Разнообразие животного мира | Беседа: животные, обитающие на территории Пермского края.
|
20. | 10. | Животный мир. Животный мир Пермского края. Охрана и значение животного мира | Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Пермского края, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса. |
21. | 11. | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера | Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. |
22. | 12. | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов | Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
23. | 13. | Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае | Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
24. | 14. | Полезные ископаемые. Нефть – черное золото Прикамья. | Беседа: о местах и способах добычи нефти, о практическом значении. |
25. | 15. | Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Пермского края. | Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории края |
26. | 16. | Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего края. | Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих) |
27. | 17. | Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. | Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса. |
28. | 18. | Викторина «Почемучек» | Викторина «История города Перми»
|
|
| Люди нашего края (4ч) |
|
29. | 1. | Труд людей нашего края. |
|
30. | 2. | Люди, прославившие Пермь. (Герои – земляки) | Знакомство с людьми прославивших наш край. |
31. | 3 | Экскурсии на предприятия города | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения. Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятия нашего края. Подведение итога конкурса. |
32. | 4. | Профессии и предприятия, на которых работают наши родители | Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему: «Моя мама (папа) работает - …) Защита проекта. |
|
| ^ Резервные занятия (1ч) |
|
33. | 1. | Мы хотим Вам рассказать… | Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление. |
2 класс
Программа второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 8 часов |
2. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 18 часов |
3. | Люди нашего края | 5 часов |
4. | Итоговое занятие | 3 часа |
| Итого | 34 часа |
Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Пермском крае и его столице. Дети продолжают знакомиться с символикой края, города, с этапами становления города Перми, с историческими событиями, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Прикамья. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
|
| Наш город (8ч) |
|
1. | 1. | Пермь - столица Прикамья. | Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» |
2. | 2. | Из истории образования города |
|
3. | 3. | Главные исторические и культурные памятники | Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?» |
4. | 4. | Достопримечательности нашего города | Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города». Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение. |
5. | 5. | Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу | Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города. |
6. | 6. | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу | Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов. Социальный паспорт районов. Практическая работа: показать индивидуальность каждого района города. |
7. | 7. | Предприятия города. Значение для края и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей) | Знакомство с крупными предприятиями области, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей. |
8. | 8. | Игра – викторина | Практическая работа: Викторина «Почемучек» (приложение 2) |
|
| Наш край (18ч) |
|
9. | 1. | Географическое положение Пермского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб) | Фронтальная беседа об истории своего края, символах области. Сформировать представление о территории края, географических объектах Практическая работа с контурной картой: обозначить Пермь на карте России, наших соседей. |
10. | 2. | Пермская Земля в древности | Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить Пермскую землю в древности и до наших дней. |
11. | 3. | История создания и исследования Земли Пермской (проектная деятельность) | Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города) |
12. | 4. | Народы Прикамья. Национальный состав Пермского края. | Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды. |
13. | 5. | Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества | Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр. |
14. | 6. | Экскурсия в краеведческий музей | Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества. Практическая работа: обобщение и оформление материала. |
15. | 7. | Города Пермского края. История возникновения городов | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
16. | 8. | Водные ресурсы. Реки Пермского края на карте России. | Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера |
17. | 9. | Водные ресурсы. Реки Пермского края. Откуда берут начало и где заканчиваются | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов. |
18. | 10. | Водные ресурсы. Озера Пермского края. Флора и фауна | Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов |
19. | 11. | Рельеф. Рельеф Прикамья. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников. |
20. | 12. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги | Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира тайги. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. |
21. | 13. | Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу» | Знакомство с «Красной книгой», заповедниками края. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток. Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Прикамья. |
22. | 14. | Животный мир. Животный мир Пермского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. | Знакомство учащихся с птицами нашего края. Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Пермского края. |
23. | 15. | Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира | Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашего края. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых. |
24. | 16. | Экскурсия в краеведческий музей. | Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов. |
25. | 17. | Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны | Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Пермского края месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для области и страны |
26. | 18. | Игра «Цветик - семицветик» | Игра «Цветик - семицветик» |
|
| Люди нашего края (5ч) |
|
27. | 1. | Василий Татищев – первооткрыватель Земли Пермской | Беседа по содержанию. |
28. | 2. | Герои – прикамцы в годы Великой Отечественной войны | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города) |
29. | 3. | Поэты, писатели Прикамья (участие обучающихся в классной конференции) |
|
30. | 4. | Поэты, писатели Прикамья (участие обучающихся в классной конференции) | Познакомить со знаменитыми людьми Перми. (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа: конкурс стихов поэтов Прикамья. |
31. | 5. | Художники нашего края | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Прикамья. |
|
| Резервные занятия (3ч) |
|
32. | 1. | Игра – викторина «Это было интересно» | Викторина «Страницы истории родного края» |
33. | 2. | «Город будущего». Организация исследовательской работы | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
34 | 3. | Выставки и защита проекта «Город будущего» (пригласить родителей, учителей школы) | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
3 класс
Программа третьего класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 7 часов |
2. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 14 часов |
3. | Путешествие вглубь веков. | 6 часов |
4. | Люди нашего края | 6часов |
5. | Итоговые занятия | 1часа |
| Итого | 34 часа |
Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашего края.
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
|
| Наш город (7ч) |
|
1 | 1. | Появление Егошихинского поселения. | Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении деревни Егошиха. |
2 | 2. | Истории названий улиц и площадей города . | Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города) |
3 | 3. | Храмы и церкви нашего города . |
|
4 | 4. | Экскурсия. Храмы и церкви нашего города. | Практическая работа: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии. |
5 | 5. | Организация исследовательской работы «Что бы я сделал для своего города, если бы был мэром». | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. |
6 | 6. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром»Брейн - ринг «Мой город» | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город» |
7 | 7. | Брейн - ринг «Мой город» | Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город» |
|
| Наш край (8ч) |
|
8 | 1. | Пермская Земля в древности | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Пермской Земле в прошлом. |
9 | 2. | История создания и исследования Земли Пермской | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
10 | 3. | Рельеф. Знакомство с рельефом Пермского края. | Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
11 | 4. | Рельеф. Особенности рельефа | Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа . Фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
12 | 5. | Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Прикамья. | Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. |
13 | 6. | Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Нефтяная, химическая, металлургия, машиностроение, лесная промышленность. | Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Пермского края месторождения полезных ископаемых. |
14 | 7. | Полезные ископаемые. Вклад края в хозяйство страны. Крупные предприятия нашего края. Значения для края и страны | Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
15 | 8. | Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашего края. | Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. |
16 | 9. | Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов | Практическая работа: Тест « Реки, озера нашей области». Работа в группах: дать характеристику о водных объектах. |
17 | 10. | Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашем крае. Мир растений тайги и лесов | Фронтальная беседа. |
18 | 11. | Растительность. Мир растений тайги и лесов | Формирование представлений об особенностях природных комплексов края. |
19 | 12. | Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
20 | 13. | Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны | Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах. |
21 | 14. | Самое интересное о природе Пермского края | Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Пермского края» (Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах |
|
| Путешествие вглубь веков (6ч) |
|
22 | 1. | Палеонтологические находки на территории Пермского края | Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: « Палеонтологические находки на территории Пермского края» |
23 | 2. | Рисунки в пещерах, на скалах | Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах. |
24 | 3. | Экскурсия в музей Пермских древностей | Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях музея. |
25 | 4. | Коренные жители Прикамья. | Беседа по содержанию. |
26 | 5. | Жилища народов, проживающих на территории края | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
27 | 6. | Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта народов Прикамья. | Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. |
|
| Люди нашего края (6ч) |
|
28 | 1. | Первые исследователи земли Пермской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первых исследователях земли Пермской. |
29 | 2. | Пермяки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу) | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
30 | 3. | Экскурсия в краеведческий музей. | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия. |
31 | 4. | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке), (участие обучающихся в классной конференции) | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) |
32 | 5. | Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции) | Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение) |
33 | 6. | Почетные граждане нашего края. | Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края» |
|
| Резервное занятие (1ч) |
|
34 | 1. | Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Пермской" | Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край» (приложение 1) . Игра "История земли Пермской" |
4 класс
Программа четвертого класса содержит четыре раздела: «Наш город», «Наш край», «Мифы и легенды Прикамья», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 7 часов |
2. | Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 14 часов |
3. | Мифы и легенды Прикамья | 6 часов |
4. | Люди нашего края | 5 часов |
5 | Итоговое занятие | 2часа |
| Итого | 34 часа |
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Прикамья». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.