Коммуникация – в процессе игровой деятельности.
материал на тему
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… »
Выготский Л. С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikatsia-v_protsesse_igrovoy_deyatelnosti.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникация – в процессе игровой деятельности.
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… »
Выготский Л. С.
Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию программы и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам.
(Слайд № 2)
В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предметно-развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:
- Физическому развитию
- Познавательно-речевому развитию
- Художественно-эстетическому развитию
- Социально-личностному развитию.
(Слайд № 3)
И содержать 10 образовательных областей:
- Физическая культура
- Здоровье
- Безопасность
- Социализация
- Труд
- Познание
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
- Художественное творчество
- Музыка
(Слайд № 4)
Все 10 образовательных областей должны ежедневно затрагивать 4 направления развития детей и интегрировать между собой.
Сегодня мы поговорим об области «Коммуникация».
«Коммуникация» – новая образовательная область. Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений.
Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ.
(Слайд № 5)
Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- способствовать практическому овладению воспитанниками норм речи.
Согласно ФГТ, основным организующим моментом работы с детьми является игра. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Возникает вопрос: как же они будут реализованы, если каждый ребенок будет заниматься тем, чем ему хочется в данную минуту? Система обучения есть, и слово «занятие» в программе, конечно же, присутствует, но необходимо отличать его от занятия урочного типа.
Игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности. Снова вопрос, - в каких формах организовать занятия с детьми? На интегративной основе. Необходимо создать условия для того, чтобы полученные в процессе образовательной деятельности знания ребенок использовал на практике в повседневной жизни.
(Слайд № 6) Формы работы
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы работы | |||
|
|
|
|
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
- активно вступать в диалог,
- задавать вопросы,
- слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт,
- ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета,
- регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Нужно отметить, что основная задача игр в общении – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Поэтому занятия должны быть фронтальными, что ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
(Слайд № 7) Заключение.
- Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. Под воздействием воспитателей – игры детей обогащаются эпизодами и дают простор для развития воображения. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
- В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, чтобы у детей была возможность находиться в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточен...
Нравственное воспитание детей с ОВЗ в процессе игровой деятельности
Статья раскрывает принципы и подходы к нравственному воспитанию в школе, осуществляющей образование по адаптированным основным общеобразовательным программам, определяет деятельностный подход как наиб...
Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе игровой деятельности.
Выступление на ШМО учителей начальных классов. Подготовила: Афанасьева Н.Ф....
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности
Формирование мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями. Сег...