Система мониторинга результатов обучающихся начальных классов
материал на тему
Система мониторинга результатов
обучающихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_monitoringa_rezultatov_obuchayushchihsya_nachalnyh_klassov_.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей им. Героя Советского Союза В. В. Гусева»
городского округа Рошаль Московской области
Система мониторинга результатов
обучающихся начальных классов
Подготовила:
учитель начальных классов
Головина Е.Н.
2017 – 2018
учебный год
Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД), необходимо показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.
Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы:
- во-первых, он должен быть межпредметным,
- во-вторых, позволять, отделять знание или не знание фактической информации от владения или не владения, так сказать, «способом обращения» с этим знанием (УУД),
- в - третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Мониторинг — это длительное отслеживание каких-либо объектов или явлений для выявления их соответствия нормам, или стандартам, или желаемому результату.
Педагогический мониторинг — это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Функции мониторинга:
Диагностическая
- Определение уровня развития того или иного умения.
- Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом.
Оценочная
- Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).
Контрольная
- Описание и определение критериев успешности работы учителя.
Виды:
- промежуточная диагностика (конец 1, 2, 3 класса)
- итоговая диагностика (конец 4 класса)
Особенность подхода к мониторингу.
Направления:
- мониторинг предметных результатов (система предметных знаний и система предметных действий);
- мониторинг метапредметных результатов (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
- мониторинг личностных результатов (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
1) смыслоообразование -поиск и установление личностного смысла учения;
2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;
3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
∙сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
∙сформированности основ гражданской идентичности;
∙сформированности самооценки;
∙сформированности мотивации учебной деятельности;
∙знания моральных норм и сформированности морально- этических суждений.
Оценка личностных результатов осуществляется:
- рамках системы внутренней оценки по методикам психолого-педагогических диагностик
- Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант) (Т.А. Нежнова)
- Беседа «Выявление характера атрибуции успеха/неуспеха»
- Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием
- Тест. Выявление отношения родителей к образовательному процессу
- Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже)
- Опросник мотивации
- Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием
- Тест. Выявление отношения родителей к образовательному процессу
- Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже)
Результаты личностных достижений учащихся не подлежат итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования. Итогом мониторинговых исследований является обобщённая оценка личностных результатов.
ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Поэтапность процедуры оценивания
Мониторинг организуется на основе диагностических методов по этапам.
Стартовая диагностика (предварительный контроль) (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса (инструментальная готовность, личностная готовность). По результатам диагностики ставятся педагогические задачи на адаптационный период.
Итоговая диагностика - оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в основной школе. Представляет собой комплексные работы на межпредметной основе, работу с тетрадью «Учимся учиться и действовать».
Инструментарий для оценки метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных, регулятивных)
Оценка уровня освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий осуществляется на материалах тетрадей «Школьный старт», «Учимся учиться и действовать 1, 2, 3, 4 класс» (Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т. В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, под редакцией кандидата психологических наук М. Р. Битяновой, Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва, к.п.н. С. Г. Яковлевой.)
- пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолов.
В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на базовом уровне сформированности, в 3-м и 4-м на базовом и повышенном.
Постепенное увеличение количества универсальных учебных действий и повышение требований к уровню их сформированности – не единственное, что меняется от 1 к 4 классу. Если в 1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты в 3 и 4 классах уже позволят сделать вывод о работе учителя по формированию универсальных учебных действий, дать прогноз относительно достижения или недостижения учащимися конкретного класса метапредметных образовательных результатов начальной школы.
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
При оценке предметных результатов на каждом этапе мониторинга используется уровневый подход в достижении планируемых результатов и соответствующий для этого инструментарий в оценке достижений.
Обязательный уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
В повышенном уровне достижения планируемых результатов оценка достижения осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый.
В решении задач, поставленных перед современной школой стандартами второго поколения, большое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного систематического отслеживания качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы и определить пути её дальнейшего развития.
Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями.
- Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.
- Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация школы.
Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:
- стартовую диагностику,
- текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и
- итоговое оценивание.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по учебным предметам, представленным в учебном плане образовательного учреждения.
В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля в качестве инструментария используются уровневые контрольные работы по русскому языку, математике и другим предметам учебного плана, включающие проверку сформированности базового уровня.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования на ступени среднего образования.
Итоговая оценка складывается на основе итоговых комплексных работ и итоговых контрольных работ по отдельным предметам, а также совокупности материалов, составляющих Портфель достижений обучающегося и характеристика на каждого ученика.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе учащихся на следующую ступень общего образования
Таким образом, необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Нужно точно воспроизводить инструкции, не нарушая порядка и предложенного регламента, чтобы не исказить процедуру и, соответственно результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...
Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.
Как развивать технику чтения ....
Виды мониторинга учителя начальных классов
Диагностика качества знаний и уровня успеваемости обучающихся в течение учебного года...
Характеристика диагностических процедур и этапы проведения мониторинга в начальных классах.
В докладе автор останавливается на характеристике диагностических процедур и основных этапах проведения мониторинга в начальных классах....
Педагогический мониторинг учителя начальных классов как инструмент повышения качества образования
Сегодня мы поведём разговор о мониторинге, осуществляемом учителем начальных классов, так как именно мониторинг обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждог...
Мониторинг в начальных классах.
Методическая разработка мониторинга в начальных классах.Составители: Альмухаметова Рамиля Рахматулловна, Гиззатуллина Эльвира Минрахмановна...