Программа кружка «Уроки доброты»
рабочая программа (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 41.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Уроки доброты» разработана для обучающихся 4 класса МБОУ «Екимовичская средняя школа» в соответствии с
- законом Российской Федерации «Об образовании» (ФЗ- 273 «Об образовании в Российской Федерации»);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- Основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Екимовичская средняя школа» Рославльского района Смоленской области
- Планом внеурочной деятельности школы.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор.: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.
Цели изучения программы:
выработка основных этических понятий;
усвоение нравственных норм, правил, требований;
ознакомление с культурными традициями родного края;
выработка оценочных моральных принципов, представлений;
формирование культуры нравственного поведения;
выработка нравственных основ мировоззрения и навыков самовоспитания.
Основные задачи программы:
- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, исторически и традиционно действующих в обществе;
- познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
- сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия и поведения;
- дать школьникам представления о критериях оценок нравственных явлений;
- помочь ребенку младшего школьного возраста сознательно вырабатывать нравственные позиции;
- прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их способами нравственного взросления;
- сформировать уважение к труду человека и выработка собственных трудовых навыков.
Все задачи в процессе их решения пронизанные единой сверхзадачей: понимание другого человека, постижение его внутреннего мира, формирование представлений о самом себе.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Описание места учебного курса
Программа разработана на 1 год обучения и даёт целостное представление о моральных нормах, традициях, мировоззрении нашего общества.
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых
программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
• Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Обучающийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
• Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
• Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
• Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Книга моих размышлений». А.А. Логинова, А.Я. Данилюк.
Содержание программы «Уроки доброты» 4 класс
Раздел 1. Правила общения (8 часов)
Тема 1. Узнай себя.(1ч)
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 2. Слова приветствия(1ч)
Приветствие как установление контакта. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.
Тема 3. Толерантность(1ч)
Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны к культуре мира».
Тема 4. Веселые правила хорошего тона.(1ч)
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.
Тема 5. Дружим с добрыми словами.(1ч)
Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.
Тема 6. Умеем общаться.(1ч)
Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.
Тема 7. Слово утешает.(1ч)
Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит-стараясь преуменьшить неудачу(Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.)
Тема 8. Обращение к собеседнику.(1ч)
Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.
Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)
Тема 9. Мы идем в гости.(1ч)
Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.
Тема 10. Подари дело и слово доброе.(1ч)
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.
Тема 11. Подарок коллективу.(1ч)
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.
Тема 12. Каждый интересен.(1ч)
Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 13. Будем знакомы.(1ч)
Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.
Тема 14. Когда рядом много людей.(1ч)
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.
Тема 15. Чтобы быть коллективом.(1ч)
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.
Тема 16. Коллектив начинает меняться.(1ч)
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.
Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)
Тема 17.Школьные правила этикета.(1ч)
Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.
Тема 18. Простые правила этикета.(1ч)
Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.
Тема 19. Если радость на всех одна.(1ч)
Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».
Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.(1ч)
Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.(1ч)
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».
Тема 22. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.(1ч)
Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.
Тема 23. Делу – время, потехе – час.(1ч)
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.
Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.(1ч)
Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.
Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.(10ч)
Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.(1ч)
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.
Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.(1ч)
Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.
Тема 27. Любим добрые поступки.(1ч)
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.
Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.(1ч)
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.
Тема 29. Тепло родного дома.(1ч)
Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 30. Как решать семейные проблемы.(1ч)
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.
Тема 31-34. Доброта что солнце.(4ч)
Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «УРОКИ ДОБРОТЫ»
№ | Название темы | Дата | Форма деятельности |
Правила общения. 8ч. | |||
1 | Узнай себя | 07.09 | Путешествие в сказку. Игра |
2 | Слова приветствия | 14.09 | Познавательная беседа. Конкурсы |
3 | Толерантность | 21.09 | Разговор. |
4 | Веселые правила хорошего тона. | 28.09 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улице. |
5 | Дружим с добрыми словами | 05.10 | Игра. Познавательная беседа |
6 | Умеем общаться | 12.10 | Рассказ. Беседа. Игры |
7 | Слово утешает | 19.10 | Познавательная беседа |
8 | Обращение к собеседнику | 26.10 | Беседа. Решение задач |
Этика отношений в коллективе. 8ч. | |||
9 | Мы идем в гости | 02.11 | Ответы на вопросы. Игры |
10 | Подари дело и слово доброе | 16.11 | Путешествие в сказку |
11 | Подарок коллективу | 23.11 | Урок – сюрприз. |
12 | Каждый интересен | 30.11 | Познавательная беседа. Игры |
13 | Будем знакомы | 07.12 | Познавательная беседа. Игры. |
14 | Чтобы быть коллективом | 14.12 | Познавательная беседа. Практическое занятие. |
15 | Коллектив начинает меняться | 21.12 | Беседа. |
16 | Когда рядом много людей | 28.12 | Праздник Новый год. Ролевые игры. |
Школьный этикет. 8ч. | |||
17 | Школьные правила этикета | 11.01 | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. |
18 | Простые правила этикета | 18.01 | Беседа. Решение задач. |
19 | Если радость на всех одна | 25.01 | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. |
20 | Мой класс – мои верные друзья | 01.02 | Познавательная беседа. Игра. Работа в парах. |
21 | О дружбе мальчиков и девочек | 08.02 | Познавательная беседа. Работа с таблицами. |
22 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 15.02 | Работа в группах. Беседа. Изготовление значков |
23 | Делу – время, потехе – час. | 22.02 | Игра. Конкурсы |
24 | Вот школа, дом, где мы живем. | 07.03 | Сценки-миниатюры. Праздничное чаепитие для мам и бабушек. |
Доброе слово, что ясный день. 10ч. | |||
25 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | 15.03 | Познавательная беседа. Игры. |
26 | Хорошие песни к добру ведут. | 22.03 | Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильмов. |
27 | Любим добрые поступки. | 05.04 | Познавательная беседа. Разучивание песни. |
28 | Добрым жить на белом свете радостно. | 12.04 | Путешествие в сказку. Конкурсы. |
29 | Тепло родного дома. | 19.04 | Познавательная беседа. |
30 | Как решать семейные проблемы. | 26.04 | Беседа. Игры. |
31-34 | Доброта, что солнце. | 03.05 10.05 17.05 24.05 | Игры. Разучивание песен. Подготовка к празднику. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка" Уроки духовной жизни"
Программа содержит:пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, методическое обеспечение программы...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
Пояснительная записка к программе кружка «Уроки театра» 4 класс.
Пояснительная записка к программе кружка «Уроки театра»...
Программа кружка «Уроки здоровья» 4 класс
Программа кружка «Уроки здоровья»4 класс Составитель: Куталина В. Б., учитель начальных классов МБОУ средней общеобразовательной школы №62 Ленинского района г. Нижнего Новгорода.Срок реализ...
Рабочая программа кружка "Уроки здоровья"
Программа внеурочной деятельности «Урок здоровья» содержит спортивно – оздоровительное направление, что является одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования. И поэт...
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...