Рекомендации
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методический комплекс
«Повышение качества образования»
Составители:
Рабочая группа учителей начальных классов
под руководством руководителя МО,
Асташовой Е.В.
Г.Новосибирск
Пояснительная записка
Цель:
- Создание условий для совершенствования мастерства и самообразовательной деятельности учащихся и педагогов;
- Активация познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений путем повышения эффективности педагогического процесса;
- Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитание учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС начального и общего образования.
Задачи:
- Вести целенаправленную систематическую деятельность по освоению и внедрению современных образовательных технологий. Продолжить работу по гармоничному развитию личности ребенка через учебно-воспитательный процесс.
- Отрабатывать учебные и образовательные программы, ориентированные на развитие индивидуальности ученика.
- Оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обучаемости.
- Вести просветительскую работу с родителями по вопросу обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся.
- Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
-создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
-выявление затруднений, и оказание практической помощи учащимся в рамках ФГОС
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Ключевой вопрос – новое понимание качества образования. Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования – успешная социализация учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (для начальной школы –универсальных учебных действий). Понятно, что такая целевая установка требует модернизации образования. Для этого и были выбраны инновационные технологии, для эффективности и качества образования.
Причины выбора инновационных технологий.
*образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно – урочной системы.
*позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
* они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно – ориентированного подхода.
* они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
* образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
* они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
* образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств; эмоционально –ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно – ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Для этого необходимо организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентности ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни.
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаются обязательно в комплексе со здоровьезберегающими технологиями (физминутки, гимнастика для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально –ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подростающего поколения –важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Технологии внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, дает им ощущение « классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно –исследовательских работ.
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы.» В.А. Сухомлинский
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооруженная знаниями, может оказаться опасной для общества.
При грамотном применении инновационных технологий существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируется интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
План работы по основным направлениям деятельности:
1. Информационное обеспечение. Работа с документами.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Изучение методических рекомендаций учителям начальных классов на 2017 - 2018 учебный год | сентябрь | Руководитель МО |
2 | Составление календарно-тематических программ по предметам, кружкам. | сентябрь | Учителя МО |
3 | Составление текстов олимпиадных работ. | сентябрь | Руководитель МО |
4 | Отчет об участии учащихся в школьных предметных олимпиадах. | в течение года | Руководитель МО Учителя МО |
5 | Знакомство с новинками методической литературой. | в течение года | Учителя МО |
2. Научно-методическая и экспериментальная работа.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | ответственные | ||||
1 | Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий, позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей у учащихся. | в течение года | Учителя МО | ||||
2 | Взаимное посещение уроков. | в течение года | |||||
3 | Проведение открытых уроков учителей МО | в течение года | |||||
4 | Участие учителей МО в муниципальных, региональных конкурсах. | в течение года |
3. Диагностическое обеспечение. Внутришкольный контроль.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные | ||||
1 | Утверждение рабочих программ. | август | Руководитель МО | ||||
2 | Контрольное тестирование по проверке знаний учащихся 4 класса (проверка степени готовности выпускников начальной школы к переходу в среднее звено) | в течение года | Зам. директора по УВР Учителя МО | ||||
3 | Проведение и анализ итогового контроля по предметам | май |
4. Работа с обучающимися.
№/п | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Организация и проведение предметных олимпиад | в течение года | Учителя МО Руководитель МО |
2 | Организация участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах | в течение года | |
3 | Организация и проведение предметной недели начальных классов | в течение года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации ролевых и коллективных игр
"Путешествие в мир сказок". Каждая группа выбирает сказку и разыгрывает её, а зрители должны отгадать, какая это сказка. "Мы ждём гостей". школьники выбирают хозяйку, хозяина, детей семьи, которые г...
Требования и рекомендации к ведению классного журнала
Очень полезный материал для каждого учителя, особенно молодого специалиста. При заполнении журнала иногда возникают вопросы, ответы на которые можно найти в этом материале. ...
Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"
Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...