Развитие творческих способностей уч-ся во внеурочной деятельности
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Низовцева Галина Михайловна

Развитие творческих способностей уч-ся во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

        Низовцева Г.М.

учитель начальных классов

                                                                  МАОУ «Школа № 59

                                                    г. Нижний Новгород

Развитие  творческой  личности  во внеурочной

деятельности

  (Кружок «Умники  и   умницы")       

Основой содержания кружка является программа «Развитие творческих

 способностей в процессе общения с литературным произведением» (см.приложение 8)

Подробнее остановимся на конкретном дидактическом материале.

  • ПРИЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  НА  ЛИТЕРАТУРНОМ   МАТЕРИАЛЕ

1.Игра «Подумай!» (способность действовать в уме).  Для формирования этой способности являются игры в анаграммы, например:

  а) реши анаграммы и исключи лишние  слова:

аалтерк       кожал          дмончеа        шкаач

 б) Прочитай анаграмму.  Какое слово соответствует ей по смыслу.

      Поставь знак.

                          сад           =

                             

                          поле         =

                             

                          лес            =

                             _________________                              

                          нябяло      =        ?

2.Игра «Наоборот» (учитель называет слово, а ребёнок читает наоборот).  

  Дед, заказ, казак.  

  Кит на море романтик.  

  На доме чемодан.

  А роза упала на лапу Азора.

3.Игра «Добавь слово»

 Игра направлена на развитие умения слушать и запоминать то, что говорят  другие.

Класс делится на команды по 5 человек.

Учитель говорит короткое предложение, например:  Я увидел.

Первый член команды добавляет одно слово  и говорит: «Я увидел дерево».

Второй должен повторить всё, что было сказано  и добавить одно своё слово,  например:  Я видел большое дерево.

Третий  - Я увидел большое зелёное дерево.  И т. д.

Называя своё слово, каждый участник должен точно повторить, что сказали до него. Выигрывает команда, в которой не сбилось  большее количество участников.

2. Цепочка слов.

Сентябрь.

Сентябрь, школа.

Сентябрь, школа, класс.

Сентябрь, школа, класс, ученик.

Сентябрь, школа, класс, ученик, урок.

Сентябрь, школа, класс, ученик, урок, знания.  И т. д.

4.Усвоение классификационных отношений

  1. Найти лишнюю картинку, остальные назови одним словом.
  2. Придумай слова на букву «М», а затем их распредели их в группы  на основе  классификации.

5.«Почему это случилось» (поиск причин)

Детям предлагается не совсем обычная ситуация, выраженная одним или несколькими предложениями, например: «Щенок во время прогулки был очень встревожен».  Победителем будет тот, кто найдёт больше причин.

                          (ответы детей:  впервые попал под дождь;

                                                     испугался  большой собаки;

                                                     звук транспорта;

                                                     потерялся, заблудился).

6.Расскажи своими словами

Детям  предлагается  несложная фраза, например: «Миша сегодня хорошо подготовился к урокам». Вариантов высказываний должно быть много. Оцениваем не только их количество  (продуктивность мышления), но и то, насколько кратко и точно высказана мысль.

(ответы детей: Сегодня Миша выполнил все домашние задания.

                          Сегодня Миша решил правильно все задачи, выучил    

                           правила и стихи.

                           Сегодня Миша готов к урокам.)

7.Работа над предложением

Составь предложение, используя слова

-Котёнок, любовь, мальчик.   (Мальчик любит играть с котёнком.)

-Заяц, завод, земляника, завтрак, рабочий.  (Только хотел заяц позавтракать земляникой у завода, но пришли рабочие.)

-Компьютер, пчела, галактика.  (Компьютеры, как пчёлы, трудятся в Галактике.)

7. «Распутай» предложение

  • Свернулся клубочком экскурсионный автобус.
  • Над лесом взошло кривое подлежащее.
  • По морю плывут голубые топорики.
  • На дереве каркает зелёная ворона.

8. Бесконечные рассказы  (умение сочинять рассказы, сказки)

На столе  картинки, сложенные друг на друга. Первый участник поднимает  первую картинку и сразу, без паузы, начинает рассказ. Составляет 1-2 предложения по картинке. Следующий ученик поднимает вторую картинку и продолжает рассказ, после него третий и т.д. Дети внимательно слушают, отмечают наиболее интересные, логические продолжения рассказа. Учитель даёт вариант своего рассказа.

9.Сколько значений у предмета

Ребёнку предлагается хорошо знакомый  предмет, со свойствами также хорошо известными, например:  мел  - для письма, лекарства, побелка;

                                                          лимон – жёлтый, кислый, душистый.

10.Тема одна, а сюжетов много

    Придумайте как можно больше сюжетов на одну тему, например:

   «Зимние забавы»

  • Дети катаются с горки.
  • На катке.
  • Танец вокруг новогодней ёлки.    И т.д.

«Поход в лес».   

  • Встреча белки.
  • Привал.
  • Сбор грибов и ягод.  

                                     

11. Сколько групп можно составить из слов ЯБЛОКО, КЛЁН, СЛОН, ДУБ,    СОБАКА, БАНАН.

1 вариант -  категориальное объединение:

яблоко, банан   -  фрукты;

клён, дуб – деревья;

слон, собака –  животные;

автомобиль, самолёт  - транспорт.

2 вариант -  функциональное объединение:  

яблоко, банан, самолёт, автомобиль – неживые предметы;

клён, дуб, слон, собака  -  живые существа.

3 вариант -  пространственное объединение:

яблоко, банан, клён, дуб, слон – живут в природе

собака, автомобиль, самолёт – имеют специальные помещения

4 вариант -  аналитическое объединение:

яблоко, клён, банан, дуб, самолёт, автомобиль – могут быть жёлто-зелёного цвета;

слон, собака – имеют 4 ноги;

яблоко, слон, собака, автомобиль  - могут иметь округлые формы.

12.Подбери нужные слова  (имена существительные, имена прилагательные, отвечающие ощущениям тепла, холода и т.п.).

Тепло – лето, солнце, ласковый, яркий, чай.

Холод – зима, снег, мороз, лёд, ночь, айсберг.

13. Найди общие признаки  для непохожих предметов

Мама  -  папа  (родители, люди, нижегородцы).

Шкаф – телевизор  (предметы домашнего обихода, подставка для других предметов, предметы любования).

14. Замени меня

В предложении «Пришла весна» заменить слово пришла  на  более яркое, образное (прилетела, явилась, нагрянула).

15. Укрась слово

Дети учатся составлять словосочетания, развивается образное воображение.

Озеро - …  (глубокое, синее, прозрачное, лесное …).

Лесное прозрачное озеро спасло туристов от жажды в знойный летний день.

 Снег - … (мягкий, пушистый, глубокий, искристый …).

Пушистый, мягкий, искристый снежок  украсил каждую ёлочку в лесу к Новому году.

16. Объясни  образное сравнение

  • Мальчик, как медведь.
  • Человек, как стена.

17. С чем (кем)можно сравнить:

  • ёлку               (с цыганкой -  такая же нарядная;

                          домиком для клестов; зонтиком.)

  • снежинку     (с пухом, с салфеткой, с брошкой).

 

18. Неоконченные рассказы  (дети учатся  смотреть на мир  с точки зрения различных  персонажей)

1 вариант. Учитель читает тексты:

К вечеру небо покрылось тяжёлыми  серыми  тучами и пошёл снег. Медленно падали вниз большие белые снежинки. . .

-Продолжи рассказ с точки зрения:

  • Детей, гуляющих во дворе;
  • Водителя грузовика;
  • Дворника.

2 вариант. Жил писатель и была у него семья. В семье была собака. Прошло много лет. Жена  умерла, дети разъехались. Писатель остался с собакой. Они жили дружно, но у писателя заболели ноги, он еле-еле передвигался по комнате, тогда собака научилась ходить в магазин. В зубах она держала сумку с запиской и деньгами и приносила  в дом продукты, открывала лапой дверь, когда приходили гости. Так они жили себе и  жили,  но вот   прошло время,  и собака состарилась. Однажды пошла в магазин и заблудилась. Гости пришли, а  дверь не открыла.

Тогда хозяин сел на диван и сказал собаке: «………….».

-Что сказал хозяин?

Дети придумывают продолжение и говорят  учителю шепотом или пишут.

(Ответы детей:

  • Я отвезу тебя в лечебницу;
  • Я выгоню тебя из дома;
  • Я тебя не брошу и буду кормить до смерти.
  • Приведу щенка, ты её научишь всему, что умеешь сама,  и мы

    опять будем жить дружно)  

   

3 вариант. Бабочка-однодневка проснулась ранним утром и поняла, что в жизни ей крупно не повезло: всё небо в тучах, шёл грустный затяжной дождик. Похоже, что дождь будет идти весь день, всю жизнь!... А как хочется полетать, мир посмотреть, прожить жизнь ярко и радостно!....

-Что же делать?

1.Мы выяснили, почему бабочка не может летать во время дождя:                    -Крылья намокнут, станут тяжёлыми  и ей не хватит сил ими махать.  Да ещё красивый узор пыльцы на крыльях дождь смоет...

2.Стали думать, как решить проблему.

Для этого рассмотрели из чего состоит бабочка  (тельце, лапки, крылья), рассмотрели,  что   же  есть  вокруг бабочки  (земля, воздух, ветер, тучи, капли дождя, трава, листья, деревья, насекомые, животные, люди.

3.Потом стали думать, как же использовать каждый из этих элементов, чтоб бабочка смогла попутешествовать и посмотреть мир.

Вот какие идеи получились у ребят:

  • Летать под цветами. Тогда она небо запомнила бы как разноцветный ковёр!
  • Не летать, а ходить лапками, сложив крылья. Тоже можно немало интересного  увидеть…
  • Покрыть крылья плёнкой жира (попросить у кого-нибудь из животных), чтобы капельки скатывались
  • Прикрыть крылья тонким листочком.
  • Попросить облако, чтоб её покатало!
  • Летать под зонтиком человека.

19. Составление рассказа

Детям предлагается предмет, например: ЯБЛОКО

Опишите  этот  предмет от имени инопланетян;

                                                    жадины;

                                                    яблоньки;

                                                    червяка.

Рассказ от имени инопланетянина

      Приземлился инопланетянин на нашу землю, вышел из корабля, а навстречу ему катится яблоко. Вытащил инопланетянин антенну и стал подавать сигналы на свою планету: «Вижу объект – круглый, напоминает планету, по цвету красный, но не опасный  для жизни, его клюют птицы, значит он съедобный.

Рассказ от имени червяка

       Ползу я как-то между грядок  и вижу О! Яблоко! Большое! Ну думаю дожил. Осень! Ура! Приближаюсь, обползаю кругом, радуюсь! И надо же как ошибся. Крепкое как камень, румяное как пирожок. Об такое только зубы сточишь. Тьфу, когда же оно будет мягким, коричневым, сочным, уютным. Остаётся только ждать, ждать, ждать, ждать…

2.2. САМОВЫРАЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  (СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК,  НАПИСАНИЕ СТИХОВ, СКАЗОК, СОЧИНЕНИЙ, ЭССЕ).

1.Составление загадок

Сочинение загадки про ежа

-Что такое загадка?  (это маленький секрет, тайна, которую надо разгадать).

-Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное (маленький, спинка вся покрыта иголками, часто сворачивается и становится круглым колючим шариком, недотрога,  носит еду себе в нору).

-На что похож ёжик?  (На мешок с иголками, на иголки на ножках, портного, шар с иголками, колючий клубок, кактус, словно ёлка).

-Подберите слова, обозначающие действие ежа.  (Катится, бежит, укатился, шуршит, семенит, фырчит, пыхтит, несёт, свернулся).

-В загадках часто есть рифма. Давайте придумаем рифмы для загадки для ежа. (Катится – прячется, комочек – клубочек, бежит – шуршит – шипит).

-Сочините загадку про ежа.

(Колючий, а не кактус,

Круглый, а не мячик,

Катится, а не колобок.

Зимой впадает в спячку.)

2.Сочинение  стихов

Чтобы  сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова и уметь рифмовать.

2.1. Учимся рифмовать.

Ша – ша – ша    -   Наша  Маша хороша.

Та  -    та -   та    -   Будет в мире красота.

На  -    на -  на    -   После бури тишина.

2.2. скажи в рифму.

Слон шагает по дороге,

Вот так хобот!

Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост,

У слона огромный …   (рост).

  1. Ученикам по силам и творческие задания на подбор рифмы

День  -  набекрень  -  тень  -  лень:

Надел я шапку набекрень.

Учиться стало лень.

Нашёл под деревом я тень.

И пролежал весь день.

2.4. С удовольствием учащиеся выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение, например:

     Плачет киска в коридоре

     У неё большое горе.

    Злые люди бедной киске

    Не дают украсть сосиски…

Детские варианты продолжения стихотворных строк.

  1. Положу я киске в миску

       Колбасу  и две сосиски.

       Кушай кисонька, не плачь

       Вот тебе ещё калач.

  1.  Изловчилась наша киска

       И украла все сосиски.

  1.  А дают ей молока

       Выпей ты его сперва.

 3.Работа над сочинением     

        Сочинения в начальной школе занимает особое место. Начинаясь в первом классе в виде небольших устных упражнений или эмоциональных рассказов. Сочинение постепенно перерастает в серьёзную умственную работу, планируемую учителем. Сочинение возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося.

         Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиций рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил».

         При подготовке к сочинению школьники развивают и совершенствуют свои творческие навыки, они учатся:

  • понимать заданную тему, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего сочинения;
  • подходить оценочно к материалу, выражать своё отношение к изображаемому передавать в тексте сочинения свою собственную позицию;
  • накапливать материал, наблюдать, выделять главное, описывать, передавать свои чувства и намерения;
  • последовательно описывать события в сочинениях;
  • отбирать нужные слова и другие средства языка, строить связный текст, делить текст на абзацы;                              
  • обнаруживать недочёты и ошибки в своих сочинениях, а также в речи других учащихся.

          Пример работы над сочинением-описанием на основе наблюдений по теме «Осенний день». 

Перед написанием сочинения  проводится экскурсия в парк.

Цель экскурсии:  наблюдение  за  осенними  изменениями в природе.

В первом классе составляется  коллективный устный рассказ по вопросам учителя:

  • Какое время года? (осень)
  • Какая сегодня погода? (дождливая, пасмурная)
  • А какой день? (хмурый, холодный)
  • Что можно сказать про небо? (низкое, серое, в тучах)
  • Какой бывает ветер осенью? (сильный, холодный)
  • Что можно сказать про солнышко?
  • Какое настроение бывает в такие дни? (на этот вопрос дети отвечают самостоятельно).

Лучшие предложения проговариваются хором. После ответов на вопросы детям предлагается рассказать по порядку какая сегодня погода (дождь, ветер, небо, настроение). Получается примерный рассказ:

          В город пришла осень. Стоит хмурый день. По небу плывут серые низкие тучи. Дует холодный, северный  ветер.  Солнышка спряталось. В такой день я не гуляю, скучно.

         Сегодня осенний день. Идёт дождь. Дует резкий ветер. По небу плывут огромные  тучи. Солнышко спряталось. А я не боюсь  дождя. Мне купили  новые резиновые сапоги. Пойду гулять и измерю все лужи.

Во втором классе по готовому заголовку определяется  тема текста, определяется тип текста.

В беседе о погоде организуется подбор слов, с помощью  которых можно описать:

осенний дождь  (нудный, надоедливый, частый, мелкий, не льёт, а сеет);

ветер (резкий, порывистый);

небо (затянуто тучами, низкое, хмурое);

погода (дождливая, пасмурная, ненастная, скучная).

 

Работа выполняется самостоятельно, без устного проговаривания текста.

                                                     Осенний день.

День сегодня хмурый. Стоит пасмурная погода. Все небо закрыто тучами. Сеет мелкий надоедливый дождик. Иногда дует резкий ветер. Везде лужи. Парк имеет скучный вид.

В третьем классе учащимся даётся задание описать сегодняшний день, используя сравнения. Предварительно на уроках литературного чтения по теме «Глухая пора листопада», отыскиваются яркие образные выражения,  сравнения, которые используют авторы в своих произведениях. Обращается внимание  на слова: словно, как будто, как, точно. Дополнение к тексту по творчеству

                                                      Осенний день.

         Сегодня холодный день. На небе серые тучи, но в некоторых местах голубые просветы, словно оконца. Дождя пока нет. С утра подморозило. Лужи блестят, как стекло. Дует резкий ветер. Природа ждёт зимы.

 

В четвертом классе  дети пишут про «Осенний день» самостоятельно и выбирают различные формы написания – сочинение,  стихотворение.

 

2.3.Применение здоровьесберегающих упражнений на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как условие  развития творческих способностей

     Учебная деятельность в младшем возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются учащиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические формы и имеет специфические задачи. Особенности игровой деятельности младших школьников заключаются в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности. Использование игры способствует формированию у учащихся психологических предпосылок теоретического сознания, изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил, становление которых происходит в русле учебной деятельности.

  1. Упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения
  • качание головой ( упр. стимулирует  мыслительные процессы);
  • ленивые восьмёрки  (упр. активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания);
  • моргания (полезно при видах нарушения зрения);
  • стрельба глазами (движение глаз влево, вправо, вниз, вверх);
  • палец двоится (облегчает зрительную работу на близком расстоянии);
  • зоркие глазки  (глазами рисуют 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки);
  • письмо носом (снижает напряжение  в области глаз).

  1. Упражнения для работы левого и правого полушарий (повышают работоспособность, помогают лучше усвоить материал)                                   скороговорка + движение рук

- Опять 5 ребят нашли 5 опят  - Белая берёза стояла в лесу. Зоя под берёзой поймала стрекоз  (интонирование;  движение рук – печём                                                                                          пирожки);

(интонирование; движение рук – руки ставим на стол ладонями к лицу, левая рука сжимается в кулак, а правая делает резкое касание в  ребро   кулака    и наоборот, сначала медленно, потом быстро).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Статья будет интересна учителям начальных классов. Дети младшего школьного возраста – это самый благоприятный период для развития творческих способностей. В статье приведены примеры упражнений, которы...

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...