Экскурсия-квест по Гатчинскому парку "Гатчинские императоры"
план-конспект на тему

Мирзаянова Ирина Викторовна

Интересная квест-экскурсия на тему "Гатчинские императоры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.po_gatchinskomu_parku_2.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ОУ «ШКОЛА ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III»

Экскурсия – квест

по Гатчинскому парку

 «Гатчинские императоры»

Автор: Мирзаянова Ирина Викторовна

учитель начальных классов

Соавтор: Кебрякова Наталья Владимировна

учитель ОДНКР и МХК

Гатчина 2018 г.

Цель: содействовать духовно-нравственному воспитанию личности

Задачи: познакомить с историей гатчинского дворца и парка, дать представление о русских императорах Павле I и Александре III в сравнении лучших качеств их характеров.

Идея: Павла I называли рыцарем на русском троне, Александра III – богатырем на троне, что общего между этими образами и между императорами, как воспитывались эти качества в царской семье.

Форма: пешеходная экскурсия с элементами игры

Методы: рассказ, показ, викторина, игра.

Маршрут экскурсии:

Дворцовая площадь Гатчины Голландские сады Карпин мост Адмиралтейство, колодец «Иордань» Водный лабиринт Березовый домик Павильон Венеры

Ход квеста:

- Здравствуйте! Мы с вами находимся в городе, который больше 100 лет был царской резиденцией, кто-то из монархов любил его больше, кто-то меньше. Это любимое детище цесаревича Павла Петровича, через 80 лет после его смерти Гатчинский дворец стал приютом для семьи Александра III. На что похож этот дворец? (замок) А кто жил в замках? (рыцари). Вот и императора Павла I называли рыцарем на русском троне. А какие качества характера присущи рыцарю?

Рыцарские доблести:
мужество, отвага (фр. prouesse)
верность, преданность (фр. loyauté)
великодушие (фр. largesse)
благоразумие (фр. le sens)
учтивость, куртуазность, хорошие манеры вообще (фр. courtoisie)
честь (фр. honneur)
вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) (фр. franchise)

Рыцарские заповеди
 — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Павел в детстве много слышал и читал о рыцарях. Особенно восхищали его рыцари-госпитальеры католического Мальтийского ордена, которые ставили своей задачей заботу о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. На орден была возложена обязанность охранять и защищать Святую землю. Уже будучи императором Павел возьмет на себя заботу об ордене и станет его Великим магистром. А вот его правнука Александра III народ называл богатырем на троне. А какие качества присущи богатырю? Вот видите, качества рыцаря и богатыря во многом похожи, так похожи были и Павел со своим правнуком, разве что доброты, открытости, широты души и внутреннего спокойствия гораздо больше было у Александра III, тех самых черт, что характерны для русского характера. Наша с вами сегодня задача понять как воспитывались рыцарско-богатырские качества в наших царях. Мы разделимся на команды, каждая команда получит маршрутный лист и папку с заданиями. В ходе экскурсии-игры вы должны выполнить задания, за которые будете получать на каждом пункте маршрута часть записки, собрав и прочитав записку, вы узнаете о местонахождении клада.

Дворцовая площадь.

Вам нравится наш дворец? Он огромный, в нем много парадных залов и галерей, Павел Петрович предпочитал жить в центральной части дворца, а Александр с семьей в небольших комнатах антресольного этажа, там очень уютно. Дворец строили еще при Екатерине II для графа Григория Орлова, она даже сама в этом парке цветы сажала. Камень для строительства добывали здесь рядом, в Пудости, оттого его и называют пудостским известняком, он мягкий и легко режется при добыче. А потом твердеет на воздухе! А еще он меняет цвет, на солнце – теплый желтый, в дождь – серый, холодный. А это памятник Павлу I, после графа Орлова он в этом дворце жил, правда, маловат он ему показался, пришлось просить архитектора Бренну его достроить и немного переделать. А сначала-то его знаменитый архитектор Ринальди строил, он из Италии в Россию приехал. А здесь, на этом плацу солдаты маршировали, учились воинской дисциплине, тренировались в стрельбе из пушек. Это была потешная армия, ведь Павел еще не был императором, но потешная не значит игрушечная, Павел считал, что России нужна сильная армия, чтобы защищаться. Его правнук Александр говорил, что у России есть только два союзника – ее армия и флот. И тоже укреплял армию. Павел Петрович очень хорошо в артиллерии все понимал, сам подбирал металл для ядер. Его артиллерия побеждала французов в войне 1812 года, уже Павла убили, а армия его жила и крепла. Пушки стояли на площади и стреляли в сторону Балтийского вокзала, проверяли дальность и точность стрельбы.

(Задание. Пушек у нас сейчас на площади нет, но мы с вами будем соревноваться на точность попадания. Ядра – мячи, мишень – круг, начерченный на земле, каждое попадание – балл. Для получения части записки необходимо набрать 10 баллов, сюда же плюсуются баллы за ответы на вопросы)

Павел был очень честный и любил Россию, заботился о ней, много хороших законов придумал. Александр в этом похож на него, все его близкие отмечали его честность, он и детей своих этому учил. А еще оба императора были очень трудолюбивы, Павел вставал в 5 утра и трудился до вечера, Александр же вставал в 8, но спать ложился далеко за полночь, его называли самым занятым человеком в России. Законы важные принимал, чтобы простым людям, крестьянам легче жилось, чтобы Россия была сильной и богатой. А вот как наши цари относились к войне, вы узнаете в следующем пункте маршрута. Не забудьте выполнить задание. (На схеме голландских садов расположить и подписать название статуй, нарисовав в квадрате предмет, характеризующий данного мифологического героя)

Голландские сады.

Вы уже выполнили первое задание и познакомились с оформлением Голландских садов. Почему голландских? Вспомните, чем знаменита Голландия. (Цветами). Да, кругом цветы, а статуи говорят нам о войне. Попытайтесь придумать версию, почему Павел Петрович велел поставить здесь именно эти скульптуры. Афина – богиня войны и мудрости, Марс – бог войны, Амазонка – воительница и Сатир – злой дух, обманщик. В средние века сатира изображали с копытами и рогами, здесь же это юноша со свирелью. (Выслушать версии). И Павел, и Александр воевали еще до восшествия на трон, они знали, что война – это горе, ужас и обман, в войне не бывает правых, потому что всегда гибнут люди. Возможно, именно этот смысл и заключен в скульптурной композиции Голландских садов. Александр III старался всеми способами избежать войны, за 13 лет его правления не воевали ни разу, народ прозвал его Миротворцем. Его прадед отправил всем правителям крупных держав предложение решать все конфликты не в сражениях армий, а в поединке правителей. Над предложением посмеялись, воевать продолжали. Но, несмотря на такое миролюбие императоров, и русская армия, и русский флот были сильны. А чтобы сделать армию сильной, нужны были учения. Павел как генерал-адмирал русского флота имел на Белом озере свой потешный флот. Давайте спустимся к озеру.

Карпин мост.

Мост получил свое название от Карпина пруда, это искусственный водоем. Землю, выкопанную при создании водоема, складывали тут же у берега, потом разровняли и получилась высокая двухступенчатая насыпь, на которой и разбиты Голландские сады. В пруду разводили карпов, кормили их строго по часам, звонили в колокольчик, и рыба подплывала к берегу за кормом. Здесь на этом пруду любил посидеть с удочкой Александр III, да и его супруга Мария Федоровна со старшей дочерью Ксенией были увлечены рыбной ловлей. А зимой на озере устраивали каток, и лучшей фигуристкой на катке была Мария Федоровна. Почему именно она? (Родом из Дании). Во времена Александра III здесь царил мир и покой. А вот при Павле Петровиче по Белому озеру плавала маленькая флотилия состоявшая из 24 судов – яхт, фрегатов, трешкоутов, яликов, гондол, лодок и плотов, шестнадцатипушечный фрегат назывался Эмпренабль (Неприступный), а название яхты зашифровано в ребусе. (Миролюб). Построенные суда спускались со стапелей в Адмиралтейский ковш, после чего по протоку выходили в Белое озеро. Те, что были поменьше, использовались для романтических и развлекательных водных прогулок. Суда более крупные, вооружённые настоящими медными пушками, принимали участие в потешных «морских» сражениях, которые длились порой не один день и сопровождались высадкой десантов, взятием «вражеских» судов на абордаж, боевой стрельбой и другими подобными мероприятиями. Манёвры велись с таким азартом, что сын Павла Петровича, будущий император Александр I, оглох от стрельбы на одно ухо. Но именно в маневрах воспитывались мужество и отвага, столь свойственные как рыцарям, так и богатырям.

Гатчинская флотилия была не только развлечением: она являлась также непременной декорацией Дворцового парка.

Например, обветшавшая яхта «Миролюб», которая была обычно пришвартована возле Большой террасы-пристани и ставшая достопримечательностью Гатчины, в 1868 году была заменена абсолютно идентичной копией. Копия парусника, придававшая этому уголку парка своеобразный колорит, простояла до 1895 года – когда постепенно был разобран весь устаревший флот. Дети императора Александра III любили тайком забираться на яхту и играть.

А сейчас вам предстоит изготовить и спустить на воду игрушечный флот (делают кораблики из бумаги или коры деревьев и спускаются под мост. Кораблики плывут в озеро (бумажные надо будет выловить, нужны ловкость и сноровка).

А теперь вам предстоит найти на маршруте ответ на загадку

Ведерко звонко, спускаясь скачет,

А поднимаясь, скрипит и плачет.

В глубокой шахте вода хранится,

Чтоб летом знойным ты мог напиться.

Адмиралтейство. Колодец «Иордань»

Все заглянули в колодец? Вода там чистая и необыкновенно вкусная, раньше этой водой всю Гатчину поили. Приезжали сюда на повозках с бочками, набирали воду и развозили по городу. А колодец называли Иорданью. Знакомо ли вам это слово? Откуда это название? (Иордан – река, где крестился Иисус Христос и израильский народ, иордань – прорубь в водоеме, сделанная для освящения воды на Крещение Господне). Зачем люди окунаются в прорубь на Крещение? Как вы думаете, рыцари были верующими людьми? А русские цари? Павел был человеком глубоко религиозным, исполненным истинного благочестия и страха Божия. Это был человек... великодушный, готовый прощать обиды и повиниться в своих ошибках. Он высоко ценил правду, ненавидел ложь и обман, заботился о правосудии и беспощадно преследовал всякие злоупотребления, в особенности же – лихоимство и взяточничество. В бытность свою наследником цесаревичем Павел часто проводил всю ночь на молитве. Хранившийся в Гатчине коврик, на котором он молился, протерт коленями. Александр III тоже был глубоко верующим человеком, воспитывавшим в вере и благочестии своих детей, старший же его сын – святой царь Николай II. В годы царствования Александра III ежегодно возводилось до 250 церквей и основывалось по 10 монастырей, повсеместно открывались церковно-приходские школы.

Русские цари много трудились, но очень любили отдых на природе в этом парке, оттого и парк создавали с большой любовью. Здесь когда-то стояло деревянное Адмиралтейство, там хранили и ремонтировали суда потешного флота. Через пруд Ковш они выплывали в Белое озеро. Александр III любил лучить рыбу, он плыл на лодке ночью с фонарем, рыба поднималась на свет фонаря, и он ловил ее с помощью гарпуна. Сотни километров в месяц проходил этот царь по дорожкам Гатчинского парка, часто гулял с младшими детьми, учил их понимать следы животных, ориентироваться по звездам, разжигать костры.

Задание. У вас в папках план этого места с указанием местоположения записки, вам предстоит выловить свою рыбку и узнать дальнейший путь следования. Будьте внимательны! По дороге вы должны отыскать на деревьях, растущих вдоль дорожки, изображение того зверя, чьи следы нарисованы на карточке у вас в папках.

Водный лабиринт

Лабиринты были неотъемлемой частью парков 18 века. Считалось, что гуляя по лабиринту, человек задумывается о важных вещах и может приблизиться к пониманию истины. Водный лабиринт был излюбленным местом гостей гатчинского парка, за каждым поворотом открывался новый прекрасный вид. Деревья подбирались и высаживались в определенном порядке по форме и цвету, вернее оттенку кроны. Кто знает, в какой природной зоне находится Гатчина? Здесь тайга переходит в смешанный лес. Если тайга – какие деревья должны расти? Как вы думаете, какие из этих деревьев посажены человеком? А лабиринт – это природное творение или дело рук человеческих? Почему вы так решили? Зачем Павел I создает в парке этот лабиринт? Современники отмечали, что Павел был человеком очень чувствительным, сентиментальным, много думал о смысле жизни. Образ его правнука не столь таинственен, но и Александр часто думал о смысле жизни и понимал его как служение Богу и своему народу.

Задание. В папках задание – от местоположения экскурсовода по компасу в определенном направлении отсчитать шаги и найти дерево с запиской. (В записке направление движения и просьба остановиться, как только увидите издалека поленницу дров).

Березовый домик

Перенесемся вновь в конец 18в и представим, что перед нами простирается поле с золотистой рожью и васильками, а за  ним на горке поленница березовых дров. Представили? Именно такую картину увидел Павел Петрович в тот день. Мария Федоровна с самого утра звала его сюда, ее вдохновение и нетерпение были необычны и необъяснимы. Поднявшись на горку и подойдя к поленнице, супруга цесаревича распахнула незаметную дверцу и Павел вошел в удивительной красоты маленький дворцовый зал. Сюрприз удался! Супруги были счастливы. Это было удивительное время в их жизни, когда в семье царили доверие, любовь и взаимопонимание. Именно в Гатчине Павел чувствовал себя, как дома, довольно свободно и безопасно, находясь в кругу своей семьи и друзей. Огорчала супругов только разлука со старшими сыновьями, которых на воспитание забрала Екатерина II. За год до появления здесь березового домика Павел Петрович и Мария Федоровна  путешествовали по Европе, тогда в моде была пасторальная тема в оформлении парков – милые пастушки и пастухи, сельские постройки. Особенно их впечатлил прием Принца Конде, его удивительная деревушка под вязом, где все сооружения были деревянные, оштукатуренные, с соломенными крышами. Очень непритязательные внешне они внутри поражали богатством отделки и убранства. Видимо там и родилась идея Березового домика, а осуществил ее придворный художник Франсуа Виолье. Особое место в его оформлении занимают зеркала.Они увеличивают пространство, таят в себе сюрпризы. Поставленные под прямым углом зеркала отражают  четверти деревянных столиков и они кажутся круглыми. Часть зала – альков- оформлена в виде уютной садовой  беседки. Небольшие квадратики зеркал и трельяжной решетки, расписанной цветами, украшают стены алькова. Благодаря удачному подбору красок, цветочные гирлянды выглядят, как настоящие сплетения роз, которые очень любила Мария Федоровна. В  вазах стояли букеты бумажных роз, сделанные ее руками. Этот домик – символ нежной супружеской любви , он из непрочного материала- неочищенные от коры стволы берез, был утрачен в войну и вновь воссоздан, чтобы напоминать нам о том, как важно проявлять свою любовь нежной заботой о супруге. Когда Павел стал императором, парк изменился, стал более величественным. Под руководством архитектора В. Бренны Берёзовый домик, как за ширмой был спрятан за каменным порталом, который получил название «Маска».  Изменились и отношения между супругами.

Кстати, принц Конде, у которого Павел с супругой гостили во Франции был приором(первым) рыцарского Мальтийского ордена госпитальеров. Когда настали трудные времена для ордена и рыцари вынуждены были покинуть Мальту и искали пристанище, именно Павел принял их и даже построил для приора дворец – какой? (Приоратский).

Задание. В ребусах зашифрованы только что прозвучавшие в рассказе слова. Вам предстоит их расшифровать.

Павильон Венеры на Острове Любви

Перед нами Остров Любви. Кто знает, как рождаются острова? (Они могут быть созданы Творцом – Богом, или человеком. А как рождается Любовь? Что значит – любить? Любить – это заботиться, отдавать, жертвовать и при этом испытывать радость, чувствовать себя счастливым. Можно сидеть вот там на скамеечке, смотреть на заходящее солнце или на проплывающие мимо лодочки и ощущать спокойствие и единение с природой и миром. Когда человек любит, он хочет всех видеть счастливыми, хочет делиться своей радостью, творить, создавать что-то красивое. Так было и с Павлом Петровичем, очарованный парком принца Конде в Шантильи, он решил и в своем парке воспеть Любовь, как наивысшую добродетель, как дар Божий через рукотворную красоту острова и маленького очаровательного павильона. Павильон омывается с трех сторон водой, и кажется, будто поднимается со дна озера, напоминая нам легенду о рождении вечно юной и прекрасной богини из пены морской.

Павильон Венеры полностью выполнен из дерева, поставлен на деревянное свайное основание, а на фундамент и на цоколь использовали местный известняк – парицкую плиту и пудостский камень. Он чудом пережил два предшествующих века, разрушительные годы революций и войн. Сегодня, возможно, это архитектурное сооружение является единственным деревянным парковым павильоном на тему античной мифологии с подлинной живописью не только в дворцово-парковых ансамблях Санкт-Петербурга, но и в целом в России, которое нам подарил ХVIII век. Два века стоит. За это время сильно пострадал во время Великой Отечественной войны дворец, был уничтожен Березовый домик, а этот маленький храм Любви сохранился.

Небесный покровитель Павла I апостол Павел прекрасно сказал о любви:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Письма и дневники наших последних императоров Александра III и его сына Николая II красноречиво свидетельствуют о том, они обладали этим даром любви к Богу, Отечеству, семье и народу русскому.

Задание. Решить кроссворд. Получают последнюю часть записки, собирают картинку и ищут клад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 3 классе "Император освободитель"

Урок истории в 3 классе "Император освободитель" по ОС "Школа 2100"...

Виртуальная экскурсия "Император - освободитель"

Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Император - освободитель" (3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё От...

Презентация "Русские императоры"

Фото из театра восковых фигур...

Золотые зерна веры и благочестия семьи Императора Николая II .

Конспект по внеклассному занятию. Предназначено для расширение знаний учащихся 4 классов по предмету "Основы Православной культуры"...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Император освободитель"

Презентация создана к уроку окружающего мира по УМК "Школа2100"  3 класс по теме:  "Император освободитель"Цели:– ознакомить учеников с важным событием в жизни страны – отменой крепостного п...

Урок. Окружающий мир. 3 класс. Школа 2100 Раздел "Моё Отечество". Тема: "Император - освободитель".

Технологическая карта урока иприложения с дидактическими материалами к уроку....