Проектная деятельность.Конспект занятия "Что такое эксперимент?"
проект (1 класс) на тему

Тинчурина Лилия Задитовна

Внеурочная деятельность.Проектная деятельность. Конспект занятия " Что такое эксперимент?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tehn_karta.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Что такое эксперимент?

Тема

Что такое эксперимент?

Цель темы

познакомить с понятием «эксперимент», «экспериментирование».

воспитывать способствовать осознанию необходимости овладения исследовательскими умениями.

Развивать  умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

Планируемый результат

Знать методы исследования,  подводить под понятие, выводить следствия;

Усвоить, что наблюдательность - неотъемлемое качество исследователя

Научиться самостоятельно проводить простейшие эксперименты.

Основные понятия

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, изобразительное искусство, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-ёмкость с водой, металлическая крышка, пластмассовая ложка, скрепка, монета, бумажные цветы.  

-экран, презентация

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Настроиться на работу и доброжелательное отношение друг к другу и к гостям

Настроить на работу и доброжелательное отношение друг к другу и к гостям

I этап.  Организационный момент.

Ребята, вы видите , что сегодня у нас гости. Я прошу вас сейчас повернуться к ним, приветливо улыбнуться, ведь мы с вами очень гостеприимные хозяева и всегда бываем рады гостям.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Нравственно-этическое-оценивание

II этап. Актуализация знаний.

Цель: выявить уровень усвоенности  прошедшей темы, вспомнить ранее изученные понятия, необходимые для изучения новой темы.

ПР: Знать методы исследования и качества исследователя.

Работать с информацией, представленной в форме картинок.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по развитию  наблюдательности и умения анализировать.

II этап. Актуализация знаний.

А теперь все повернитесь ко мне, внимательно на меня посмотрите, и начнём наше занятие.

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Исследование) Какие методы исследования вы знаете? (Наблюдение)(Карточки с этими понятиями выставляются на доску слева)

-Как называется человек, занимающийся исследовательской работой? (Исследователь)(Карточка с понятием по центру доски)

-Какими качествами , по вашему мнению, должен обладать настоящий исследователь? Я предлагаю вам выбрать из предложенных самые важные необходимые для исследователя качества (ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ЧУВСТВО ЮМОРА,  ЩЕДРОСТЬ - дети выбирают из предложенного списка)(карточки с выбранными качествами справа на доске)

-А как вы думаете, можно ли вас назвать исследователями? (Внимательность на уроках -есть, терпение -есть, а наблюдательность?)

-Вот сейчас мы и выясним, насколько вы наблюдательны.

Задание1. «Найди спрятанное имя» Слайд

Задание2. «Сосчитай котиков» Слайд

Задание3.

В начале нашего занятия я просила вас  внимательно на меня посмотреть? Ещё раз внимательно на меня посмотрите и скажите , какие изменения произошли в моей внешности (исчез крупный браслет).

-Какое задание было трудным для выполнения? (у детей право выбора степени трудности. По кол-ву поднятых рук видно, какое задание было самым сложным) Почему? (объяснения детей)

Познавательные УУД

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

III этап. Формулировка темы и постановка цели занятия.

Цель – Познакомить учащихся с новым понятием ПР: запомнить новое понятие

Участвовать в работе в постановке основной цели занятия

Помочь в формировании умения ставить перед собой цель 

III этап. Изучение нового материала.

- Наблюдение - самый доступный из всех методов исследования. Перед вами на партах стоит ёмкость с водой и лежат предметы…Давайте понаблюдаем за ними. Вот вода, вот предметы… и предлагаю вам  сейчас ответить мне совершенно правильно и точно, какие из предложенных вам предметов утонут, если опустить их в воду, а какие будут плавать на поверхности…(невозможно ответить совершенно точно, только наблюдая за предметами, нужно провести какое-то действие с ними)

Вывод:  не всегда простым наблюдением можно найти причину какого-то явления или установить истину. Значит, кроме наблюдения, должен быть и другой метод исследования. Что нужно проделать с нашими предметами? (Произвести какие-то действия, для подтверждения или опровержения своих предположений.) Как называется метод, кода мы производим с предметами необходимые нам действия? Значит о чём пойдёт речь на нашем занятии.

-Сегодня мы поговорим о таком методе исследования,  как эксперимент.

Познавательные УУД

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

IV этап.  Работа над основными понятиями Цель – Научиться давать определение понятию «эксперимент»

ПР: развивать  умение подводить под понятие

Работать с информацией,.

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу  

Включить учащихся

в обсуждение

IV этап. Закрепление изученного.

- Попробуйте сами дать определение понятию «Эксперимент».

 Обратимся к словарю. Слайды

Эксперимент- это

«Попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное)…»    

Толковый словарь Ожегова

«Научно поставленный опыт…»  

Толковый словарь русского языка

 Ефремовой Т.Ф

«Эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) -один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания…

В отличие от наблюдения, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Эти действия называются экспериментированием». Психологический словарь

-И сейчас я предлагаю вам заняться экспериментированием самим.

Познавательные УУД

- смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации .

- подведение под понятие, выведение следствий;

V.Упражнение на развитие исследовательских умений.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Организовать практическую исследовательскую работу .

Организовать работу  в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

Эксперимент 1. Определение плавучести предмета.

Перед детьми лежат пять предметов: спичка, металлическая крышка, пластмассовая ложка, скрепка.

-Как вы думаете, какой предмет утонет?(Выдвижение гипотезы)

Проверка гипотезы.

Вывод. Не все можно предугадать, поэтому мы и проводим эксперимент, так как не все можно проверить словами.

Продолжим эксперимент.

-Все ли предметы одинаково держатся на воде? От чего это зависит? Почему металлическая крышка не тонет, а скрепка- тонет?

- Что произойдет, если соединить плавающий и неплавающий предметы? ( крышка и скрепка, крышка и несколько скрепок) От чего зависит плавучесть?

Эксперимент 2.Слайд-видео

-А теперь, прежде чем приступить к следующему эксперименту, прошу вас взглянуть на экран. (На экране видео распускающегося лотоса)

Вам понравилось?

Лотос, кувшинка- цветы растущие  и цветущие в воде.

Попробуйте предположить, выдвинуть гипотезу, может ли  расцвести цветок, выполненный из бумаги.

Проверим. Аккуратно опустите в центр чаши с водой большой бутон цветка, а вокруг него на воде разложите мелкие бутоны.

Вывод: вода помогла расцвести бумажным цветам.

Почему именно расцвели цветы, я предлагаю подумать вам дома, возможно даже с самыми надёжными помощниками юного исследователя – родителями.

Регулятивные УУД прогнозирование.

Познавательные УУД

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

Управление поведением партнёра  (контроль, коррекция, оценка его действий)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на занятии.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Какую цель мы ставили на сегодняшнем занятии? Для чего проводить эксперименты? Сможете вы теперь сами проводить эксперименты? Значит, наше занятие достигло цели.

Личностные УУД:  смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

Проектно-исследовательская работа "Такая обычная пластиковая бутылка"

В данной работе проведено исследование о пользе и вреде пластиковой бутылки, приведены примеры вторичного использования пластика....

Проектно-исследовательская работа "Что такое Бенилюкс?"

Проектно-исследовательская работа для 3 класса по теме "Что такое Бенилюкс?"...

Внеурочная деятельность. Конспект занятия на тему «Олимпийские игры».

Внеурочная деятельность. Конспект занятия «Олимпийские игры».Конспект занятия может использоваться для классного часа и во внеурочной деятельности, на котором познакомить обучающихся с  исто...

Внеурочная деятельность Конспект занятия " Выдвижение Москвы"

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности...

Внеурочная деятельность. Конспект по теме "Слава Армии Российской!"

Конспект к мероприятию в 3 классе "23 ФЕВРАЛЯ!"...

Проектная деятельность школьников. Что такое проект для ученика и для педагога.

Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности....