внеурочная деятельность по географии в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Одна из сложностей в обучении пятиклассников - большое количество новых предметов, по большей части устных: биология, история, география, обществознание Хотя начальная школа включает предмет «Окружающий мир», содержание которое очень широко: история нашей страны, строение человека, жизнь человека в обществе, которые потом разбиваются на ряд отдельных предметов, часто дети не приучены к изучению устных предметов. Для решения данной проблемы была составлена программа по пропедевтики предметов основной школы в начальных классах. По предложению администрации школы, каждый учитель основной школы должен организовать краткосрочный курс по своему предмету.
Работая над поставленной задачей с учетом своего опыта работы в начальной школе, сформулировала цель данного курса – заинтересовать ребенка, сформировать положительную мотивацию к изучению курса географии. Если они с нетерпением будут ждать перехода в 5 класса, где так много интересных предметов, то и обучение будет качественнее и эффективнее. Результатом может стать и выполнение исследовательских проектов и практических работ с отдельными заинтересованными детьми, формирование банка одаренных детей для продолжения работы с ними в дальнейшем. Программа апробируется на базе класса с естественно- научным направлением.
Программа рассчитана на одну четверть, всего 8 занятий. Все занятия проводятся во внеурочное время. Работа ведется в тесном контакте с классным руководителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_detyalnost_po_geografii_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Одна из сложностей в обучении пятиклассников - большое количество новых предметов, по большей части устных: биология, история, география, обществознание Хотя начальная школа включает предмет «Окружающий мир», содержание которое очень широко: история нашей страны, строение человека, жизнь человека в обществе, которые потом разбиваются на ряд отдельных предметов, часто дети не приучены к изучению устных предметов. Для решения данной проблемы была составлена программа по пропедевтики предметов основной школы в начальных классах. По предложению администрации школы, каждый учитель основной школы должен организовать краткосрочный курс по своему предмету.
Работая над поставленной задачей с учетом своего опыта работы в начальной школе, сформулировала цель данного курса – заинтересовать ребенка, сформировать положительную мотивацию к изучению курса географии. Если они с нетерпением будут ждать перехода в 5 класса, где так много интересных предметов, то и обучение будет качественнее и эффективнее. Результатом может стать и выполнение исследовательских проектов и практических работ с отдельными заинтересованными детьми, формирование банка одаренных детей для продолжения работы с ними в дальнейшем. Программа апробируется на базе класса с естественно- научным направлением.
Программа рассчитана на одну четверть, всего 8 занятий. Все занятия проводятся во внеурочное время. Работа ведется в тесном контакте с классным руководителем.
Тематическое планирование
1 занятие | Знакомство детей с глобусом. Вращение земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. |
2 занятие | Глобус – модель Земли. Что можно увидеть на глобусе. |
3 занятие | Путешествуем по карте. Квест. |
4 занятие | Наш друг компас. Практическая работа |
5 занятие | Путешествие по материкам. Евразия. |
6 занятие | Путешествие по материкам. Австралия |
7 занятие | Путешествие по материкам. Америка |
8 занятие | Путешествие по материкам. Антарктида. |
Думаю, что данное тематическое направление не раскрывает полностью специфики и своеобразия данного курса, поэтому предлагаю сценарий первого занятия.
Тема: «Знакомство детей с глобусом. Вращение земли вокруг Солнца и вокруг своей оси»
Задачи:
- Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, который вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
- Познакомить детей с глобусом и его назначением.
- Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
- Активизировать словарь детей: глобус, ось, вращение, смена дня и ночи, смена времен года, месяцы года, кругосветное путешествие, маршрут, орбита, экспедиция.
Оборудование: глобус и юла на каждой парте, видео «Вращение Земли», презентация.
Ход занятия:
- Ребята скажите, где мы живем? (ответы детей)
-Правильно мы живем в России, город Нижнекамск.
- А где располагается наш город, область, страна?
Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:
Загадка:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Это дом – большущий шар
Дети: Земля.
Учитель:
- А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».
- Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Учитель:
- Наша планета – это огромный–преогромный шар (показывает глобус). Раньше люди думали, что Земля плоская как тарелка. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
И добирались они до края Земли?
Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.
Но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
И вот однажды, нашелся отважный путешественник, мореплаватель, который первый совершил кругосветное путешествие. Его звали Фернан Магеллан. В конце занятия и мы виртуально повторим путь его экспедиции.
А вы знаете, что Земля не стоит на месте? Как она движется?
Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как юла, только медленно. (показать юлу)
Физминутка «Юла»
Встанем возле парт. Каждый из вас- юла. Я вас завожу, на счет три вы начинаете вращаться на месте. А теперь я каждому из вас раздам маленькую юлу. Попробуйте ее завести, чтобы она долго вращалась.
Вот таким образом наша планета Земля вращается вокруг своей оси. А что такое ось, как она выглядит? На каждой парте есть глобус – маленькая модель Земли. Покажите, как она вращается. Где же эта ось? Покажите. Кто сможет сказать, что такое ось. На самом деле, ее не существует, поэтому ось – это воображаемая линия, вокруг которой вращается планета.
Помимо вращения вокруг своей оси, планета вращается вокруг Солнца. Давайте представим, что один из вас – Солнце, а второй – Земля. (у доски несколько пар).
Давайте сделаем вывод: как вращается Земля (Вокруг Солнца и вокруг своей оси.) Мы чувствуем это вращение?
Что же происходит на Земле? Есть ли какие-то изменения?
Да, вращение Земли вокруг своей оси приводит к смене дня и ночи. На той стороне, которая повернута к Солнцу, будет день, на другой половине – ночь. Земля вращается, утро приходит на освещаемую солнышком сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь». Давайте сыграем в игру «день – ночь».
Игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День». В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово "Ночь».
В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок садится за парту (либо становится водящим). Самым "интересным" было продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже "днем" или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.
С вращением Земли вокруг своей оси все ясно – смена дня и ночи. А на что влияет вращение Земли вокруг Солнца?
Да, вращение земли вокруг солнца приводит к смене времен года. Сейчас у нас осень, потом придет зима, весна и лето. Давайте вспомним чередование месяцев. Начинает год – январь (повторение месяцев). А сейчас какой месяц? Сколько дней в этом месяце? Все ли месяцы одинаковы по количеству дней? Нет. А как запомнить, сколько дней в каждом месяце? Приготовьте кулачки, и я открою вам секрет, как в любой момент точно узнать количество дней в любом месяце.
А давайте представим, что Земля не вращается вокруг Солнца. Замерло. Что произойдет? На одной половине всегда будет зима, а на другой - лето. Давайте пофантазируем, к чему это приведет (предположения детей). Видите, как здорово, что наша планета вращается именно так.
Учитель: давайте посмотрим небольшой фильм о вращении нашей планеты. (видео)
А теперь вспомним отважного мореплавателя Фернана Магеллана, который самым первым совершил кругосветное путешествие. Давайте проследим по глобусу его маршрут. (на экране показывается путь экспедиции Магеллана, дети по глобусу пальчиком повторяют)
А теперь давайте подведем итог (синквейн). Что же такое глобус?
Земля
Вращается
Вокруг Солнца вокруг себя
Смена времен года, смена дня и ночи
Глобус – модель Земли
На следующем занятии мы подробно рассмотрим, что же можем увидеть на глобусе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
проблемы внеурочной деятельности, как их решить...
Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"
Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...
Программа курса внеурочной деятельности "Создание мультфильмов в начальной школе"
Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. Предме...
Внеурочная деятельность: интеллектуальная игра для начальной школы "Планета Знаний"
Интеллектуальная игра для 4 команд - учащихся начальной школы. Развитие коллективных навыков, взаимоподдержки, взаимовыручки....
Программа внеурочной деятельности "Азбука общения"для начальной школы
Данна программа рассчитана на учащихся начальной школы, на 38 часов и способствует совершенствованию адекватного коммуникативного поведения....
Программа внеурочной деятельности "Конструирование" для обучающихся начальной школы и участников летней школы "Интеллектуал"
Цели программы:Организация занятости школьников во внеурочное время.Всестороннее развитие личности учащегося:развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;развитие ло...