Развитие слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста
материал на тему
Материал содержит теоретический материал по данной теме и презентацию с упражнениями на развитие слуховой памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sluhovoy_pamyati.zip | 549.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Развитие слуховой памяти
у детей младшего школьного возраста
на занятиях внеурочной деятельности
Подготовила: Шагова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
г. Фрязино
2018г.
Проблема, с которой в последнее время часто сталкиваются учителя начальных классов - это недостаточный уровень развития внимания и слабость слуховой памяти обучающихся. А без этих составляющих трудно представить качественный и эффективный процесс обучения.
Многим знакома формула «То, что я слышу - я забываю; то, что я вижу - я запоминаю; то, что я делаю - я понимаю». Тем не менее, во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух.
Мы часто замечаем, что дети, казалось бы, слушают, но не слышат слов взрослого (инструкций, указаний, пояснений). Ребята не могут сосредоточиться на звуковом материале, например, при написании диктантов, чтении учебных текстов, решении устных задач. Порой им сложно запоминать и воспроизводить информацию, которую они услышали.
Каковы же причины такого поведения детей?
1. Недостаток внимания и частая отвлекаемость. Очень важно, чтобы в процессе объяснения нового материала, ребенок умел концентрироваться только на словах учителя, даже если тема не представляет особый интерес. Отвлекаемость приводит к поверхностному, обрывочному запоминанию. Понимание в таком случае не является полным. Если мы заметили, что основная причина недостаточной слуховой памяти именно невнимание, то работаем над устранением этой проблемы.
2. Отсутствие внутренней установки. Эта вторая причина, которая негативно сказывается на слуховой памяти. Важно понимать, что установка как в обучении в целом, так и в отдельно взятой учебной задаче, например, запоминание и анализ услышанной информации, имеет огромное значение. Если в процессе работы у ребенка не возникает вопрос «зачем?» или на этот вопрос он не находит ответа, направляющего и мотивирующего его, то обучение несет лишь формальный характер. В таком случае работаем над установками.
3. Недостаточное развитие слуховой памяти. Частая причина плохого запоминания услышанной информации скрывается в ненатренированности слуховой памяти. Какими же способами можно преодолеть этот барьер? Рассмотрим упражнения, которые помогут решить нам эту проблему.
Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому нужно организовывать занятия в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание. Внеурочная деятельность дает возможность проводить такие тренировки каждый день. Любое занятие я начинаю с интересных упражнений, которые подбираю к теме занятия.
Упражнения на развитие слуховой памяти
Пары слов
Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.
Остановка
Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово. Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».
«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение - вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка. Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».
Выбор
Вы просите внимательно послушать текст и запомнить все слова, которые обозначают:
- мебель: Мы с мамой решили переклеить обои в маленькой комнате. Но сначала нужно было освободить помещение от мебели. Мы позвали на помощь дядю Сережу и дядю Пашу из соседних квартир. Они очень долго пытались вынести кровать, так как она оказалась очень тяжелой. Мужчины очень устали, но все-таки справились. А потом принялись за письменный стол. Мы с мамой тоже без дела не стояли. Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках. В комнате остался только шкаф. Он оказался таким огромным, что не прошел в двери. Как он вообще сюда попал? Непонятно. Было решено передвинуть шкаф на середину комнаты, чтобы он не мешал нам обои клеить.
- названия конфет: По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка». Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем. А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
- имена героев: Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц - лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть - лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.
Инопланетяне
Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.
Вариант 1
На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.
Вариант 2
На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.
Вариант 3
Наш космический корабль благополучно добрался до планеты роботов. Когда мы спустились с трапа, нас встречали три местных жителя - робота. Один из них был очень высоким, у него было вытянутое прямоугольное тело и треугольная голова. Глаза были похожи на два квадрата, а рот на тоненькую полоску. Вместо рук и ног - пружины.
Второй робот был невысокого роста с квадратным туловищем и головой. Большие круглые глаза смотрели на нас с любопытством, а треугольный рот расплывался в улыбке. Ручки были похожи на тоненькие палочки. Ножки были тоже очень тоненькими и было не понятно, как они выдерживают такое тяжелое туловище.
Третий робот был самым красивым. У него было небольшое овальное туловище и круглая голова, из которой торчали три прямые антенны с серебристыми шариками на концах. Он все время хлопал своими прямоугольными глазами и широко открывал свой круглый рот. Вместо ног у него была гусеница, как у трактора. А руки напоминали два полукруга.
Игрушки
Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.
У меня много игрушек. Этот паровозик подарил мне папа. Сам паровоз красный, с черной крышей, а вагончик зеленый. На паровозе я часто катаю куклу моей сестренки. Когда кукла едет на поезде, ее желтые волосы развеваются по ветру. Правда один раз я нечаянно порвал ее фиолетовое платье, и мне пришлось его зашивать. Когда я иду купаться, то беру с собой оранжевого утенка и парусник. Мне нравится смотреть, как синяя лодка качается на волнах, а на ней развеваются голубой парус и красный флажок. Во дворе мы с ребятами часто играем в футбол большим зеленым мячиком с желтыми полосками. А моя самая любимая игрушка - это плюшевый коричневый медведь Тедди, он по ночам спит в моей кровати.
Как мы наряжали елочку
Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.
Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.
Лето на даче
Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.
Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слуховой памяти
У детей с нарушениями речи страдает рече-слуховая память. На каждом логопедическом занятии рекомендуется использовать упражнения для развития рече-слуховой памяти....
Презентация на тему: "Развитие слуховой памяти"
Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 2 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов....
Совершенствование мыслительных операций. Развитие слуховой памяти.
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности "Уникум"...
Презентация на тему "Развитие слуховой памяти"
Внеклассное занятие по курсу "Юным умникам и умницам" для учащихся 3 класса в формате презентации с анимацией правильных ответов...
Конспект внеклассного мероприятия "Развитие слуховой памяти" (4 класс)
Название курса внеурочной деятельности: «Юным умникам и умницам»Направленность внеурочной деятельности: ОбщеинтеллектуальнаяКласс: 4Тема: «Развитие слуховой памяти»Планируемые ...
Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"
Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам, учителям начальных классов, родителям....
Конспект внеурочного занятия "Развитие слуховой памяти. Развития мышления." (курс "Умники и умницы", 1 класс)
Планируемые результаты:-Предметные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация);уметь решать логико-поисковые задания.-Личностные:самоо...