Использование групповой работы в интегрированных уроках
учебно-методический материал на тему
Этот материал может быть использован на выступлении на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmoispolzovanie_gruppovoy_raboty_v_integrirovannyh_urokah.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Мытищинское Бюджетное Образовательное Учреждение
«Лицей № 23»
Выступление на ШМО
учителей начальных классов
Использование групповой работы как средство повышения познавательного интереса учащихся.
Выступил: учитель начальных классов
Сафарова Ирина Александровна
Мытищи
2018 г.
Использование групповой работы как средство повышения познавательного интереса учащихся.
Одним из видов работы на уроке является групповая работа. Основная цель групповой работы –развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
– возрастает сплочённость класса;
– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
Роль учителя при групповой форме работы.
1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы.
2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.
3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.
Правила групповой работы:
Говори спокойно, ясно и только по делу.
Не согласен – предлагай!
Уважай своего товарища.
Слушай своих собеседников.
Обращайся к товарищу по имени.
Технологический процесс организации групповой работы складывается из трёх этапов в соответствии с типом урока:
Ориентировочный (помощь при включении, постановка задач, создание проблемной ситуации, инструктаж)
Поисково-исследователский (организация живого диалога, наблюдения, практическая работа, подведение итогов работы)
Рефлексивно-оценочный (сообщение о результатах, анали, рефлексия, общий вывод о достижении задач работы).
При формировании групп важно учитывать:
психологическую готовность ребёнка и класса;
тип темперамента и когнитивные стили;
цели урока, которые определяю его основание.
При организации работы детей в группах положительную роль в развитии активности учащихся и формировании интереса в процессе познания и взаимодействия играет постановка проблемных вопросов и заданий.
Полезно применять приёмы, которые наглядно показывают пользу совместной деятельности с использованием самооценки и взаимооценки.
Нельзя забывать о возможных отрицательных моментах групповой работы: некоторые дети с трудом вовлекаются в совместную деятельность, трудно прогнозировать ход дискуссии, лидер могут собрать на себя все виды деятельности, а остальные участники останутся пассивными.
Поэтому необходимо тщательно продумывать задания к групповой работе, готовить детей для живого диалога, активного взаимодействия с целью пополнения своего жизненного опыта знаниями и умениями.
Приведу в качестве примера интегрированный урок по литературному чтению, который включал в себя знания по окружающему миру и технологии, 2 класс).
Тема урока: Экономическая игра «Детское издательство»
Цель урока:формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о производстве и содержании детских журналов.
Задачи:
1.Предметные
1.Закреплять знания о понятии экономики на примере работы издательства, умение составлять детские журналы по образцу, уметь разделять назначение журналов для детей
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа делать выводы.
2. Метапредметные
Познавательные УУД:
- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
- Уметь выстраивать работу полученной должности.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом журналов.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1Формировать умение работать в группе.
2.Учить представлять результат своей работы;
3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
3. Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Урок проводился как заключительное занятие по теме: Детские журналы. На предыдущих уроках мы познакомились с авторами детских журналов, а также дети приносили разные журналы, мы их изучали и сделали вывод о том, что журналы бывают разные: литературные, познавательные, математические, развлекательные, комплексные.
На уроках окружающего мира мы предварительно познакомились с понятием экономики, разобрали все этапы экономической деятельности по изготовлению хлеба (от вспахивания поля и посадки зерна, покоса, переработки, изготовления муки, работы хлебопекарни, которой помимо муки для изготовления хлеба, необходимы еще и другие продукты)
У детей было опережающее задание. Им нужно было подобрать материал для детского журнала. Это могло быть стихотворение или рассказ своего или чужого сочинения, научно-познавательная статья, кроссворды, головоломки, задания и т.д.
Ученики разделились на три команды.
Каждая команда была отдельным издательством, которое имело свое название. Каждый ребенок в издательстве получил свою должность: директора, технолога, редактора, корректора, специалиста по маркетингу. Учителем были пояснены обязанности каждой должности. Каждое издательство публиковало свой детский журнал из заранее подготовленных заготовок, в нем могли быть опубликована рассказы, стихотворения собственного сочинения, натуралистические заметки, а также кроссворды и головоломки.
Перед детьми стояла задача сделать журналы, чтобы они были полными, интересными, красочными, чтобы их заметили покупатели на прилавках магазина, а издательства получили максимальную прибыль. Так как групповая работа всегда проходит достаточно шумно, я была экологической службой, которая накладывала на производство штрафы за шумовое загрязнение и чрезмерные выбросы.
Ребята на примере конкретного производства познакомились с азами экономики, а также изучили структуру детских журналов и побывали в роли авторов детских статей.
Таким образом, работая в группах, дети проявляют самостоятельность и творческую инициативу. Это помогает формировать восприятие индивидуального и коллективного труда как ценности, повышается уровень культуры поведения, приобретаются необходимые навыки общения.
Познавательная активность, развиваемая в групповой работе, побуждает к самостоятельному поиску, инициативности, дети приобщаются к исследовательской деятельности, способствует развитию творческого мышления детей, раскрываются таланты, повышается уровень качества обучения.
Активность учащихся позволяет повышать уровень достижений каждого ребёнка в процессе личностного и познавательного развития, на основе освоения универсальных учебных действий с помощью групповой деятельности и учебного сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы
В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...
Майское чудо. Творческая работа "Ландыш" (интегрированный урок).
Открытый урок в 4 классе. Экологический урок....
Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций
В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...
Карточка для групповой работы к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс
Карточка для групповой работы к обобщающему уроку «О родине, о подвигах, о славе» по литературному чтению по программе "Перспектива" 4 класс...
Использование групповых игровых технологий на уроке окружающего мира. Земля и человечество
Использование групповых игровых технологий на уроке окружающего мира. Земля и человечество...
Использование ИКТ-технологий в интегрированных уроках в начальной школе.
В статье рассматривается использование ИКТ-технологий в интегрированных уроках в начальной школе....