Майское чудо. Творческая работа "Ландыш" (интегрированный урок).
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Минасян Наталья Грантовна

Открытый урок в 4 классе. Экологический урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon landysh_mayskiy.ppt2.34 МБ
Microsoft Office document icon mayskoe_chudo.doc923 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов ФГОУ – СОШ № 21 МО РФ г.Ереван Минасян Наталья Грантовна

Слайд 2

Ч то может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Ландыш в букете Ландыш в лесной обстановке

Слайд 3

Упоительный запах ландыша

Слайд 4

Ландыш очень любят во Франции. В этой стране даже существует обычай ежегодно справлять праздник ландышей , который проводится в первое воскресенье мая.

Слайд 5

Ландыш Подземное корневище ползучее, не толще гусиного пера , несёт близ верхушки несколько бледных небольших низовых листьев, полускрытых в земле. За ними следуют 2 (редко 3) больших, совершенно цельных широколанцетных (или продолговато-эллиптических) заострённых прикорневых листа , между которыми на верхушке корневища находится крупная почка . Из угла низового листа, обхватывающего снизу оба зелёных, выступает цветоносный стебель , несущий кисть из 6—20 цветков, обращённых преимущественно в одну сторону. Корни мелкие, многочисленные.

Слайд 6

Где растёт В мае под сенью леса и по лесистым склонам расцветает самый изящный и душистый из весенних цветов — ландыш. Шаровидные бутоны ландыша расположены на торчащих вверх цветоножках, которые по мере распускания цветка дугообразно склоняются вниз. После оплодотворения из цветков развиваются вначале зеленые, а при созревании яркие оранжево-красные ягоды.

Слайд 7

Легенды о ландыше Христианское сказание Волжская легенда Древнерусская легенда Легенда о святом Леонарде Легенда о влюблённом Ландыше

Слайд 8

По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына. Васнецов В.М. - Распятие Христа .

Слайд 9

На Волге рассказывают такую историю. Уезжал молодой воин в поход. Перед тем, как покинуть родной край, подарил он своей возлюбленной ожерелье из речного жемчуга. Но вернулась из похода дружина, и узнала несчастная красавица, что сразила вражья стрела ее возлюбленного.Побежала она в лес, упала в траву и разрыдалась. А когда немного успокоилась, заметила, что порвалось подаренное суженым ожерелье, и рассыпались жемчужины по траве. И тогда сжалились боги над несчастной, и проросли потерянные жемчужинки нежными цветами, бутончики которых всегда грустно склонены к земле.

Слайд 10

Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. Если верить древнерусской легенде, то появление ландыша связано с морской царевной Волховой.

Слайд 11

Ландыш сравнивают со слезами и старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слёз. Когда-то, давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну и, когда она ушла, оплакивал ее такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы. Влюбленный Ландыш так же безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви.

Слайд 12

В Англии существует предание о битве святого Леонарда со страшным драконом. Три дня и три ночи продолжалась кровавая битва. На четвертый день, теряя силы, Леонард, наконец, увидел, как страшное чудовище, волоча свой длинный хвост, уползло в глубь леса, чтобы больше никогда оттуда не появляться. Битва эта дорого обошлась Леонарду: его тело было жестоко изранено клыками и когтями дракона. На том месте, куда капали капли крови святого, выросли цветы чистоты и святости — ландыши.

Слайд 13

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы роскошней и пышней, И ярче краски в них, и веселей узоры — Но прелести в них нет таинственной твоей. П.И.Чайковский «Царем цветов я признаю ландыш, — писал П. Чайковский, — к нему у меня какое-то бешеное обожание». Из Флоренции он пишет брату Модесту: «Один вид этих милых цветов, красующихся в эту минуту на столе моем, уже достаточен, чтобы внушить любовь к жизни».

Слайд 14

Когда-то ландыш украшал эмблему докторов медицины. На некоторых старинных портретах великий астроном Николай Коперник, который к тому же был и искусным врачевателем, изображен с букетиком ландышей в руке.

Слайд 15

Впервые серьезные исследования этого растения провели в клинике профессора С.П. Боткина, и уже в 1881 г. настойку ландыша официально признали медицинским препаратом: содержащиеся в ней вещества регулируют работу сердца.

Слайд 16

Применяется: Ландыш весьма ядовит, и особенно его цветки, но это свойство делает ландыш ценным при лечении некоторых человеческих болезней. В народной медицине наиболее часто применяется спиртовая настойка цветков майского ландыша .

Слайд 17

Настойку ландыша можно приготовить в домашних условиях. Для этого в пол-литровую посуду с узким горлышком кладут свежесобранные цветки (3/4 объема) и заливают почти доверху спитр или водку, закрывают и дают настояться в течение двух недель. Затем настойку фильтруют и получают светло-желтую прозрачную жидкость. Ее можно принимать по 10-15 капель при сердечных болезнях и нервных расстройствах, обязательно после консультации врача.

Слайд 18

Рецепт 1 среднее яблоко 1. 4 вареных яйца 2. 1 головка репчатого лука 3. 1 пачка крабовых палочек 4. 100 г сливочного масла 5. 1 плавленый сырок 6. Зелень 7. 200 г майонеза 1 среднее яблоко Вашему вниманию представляем салат ландыш. На столе он смотрится очень красиво и по-весеннему аппетитно. Все гости будут просто в восторге от этого салата. Яблоко придает ему некоторую изюминку и свежесть, и почему-то многие спрашивают, что придает салату свежесть, совсем не подозревая, что это яблочко.

Слайд 19

О красоте Теперь ландыш служит нам лишь украшением и разве только иногда, как букет в Троицын день, когда мы идем с ним молиться в церковь, получает некоторое символическое значение. «На рубеж весны и лета, Заветы старые храня, Никто не выйдет без букета На праздник Троицына дня. Питомцы ласкового мая — Фиалки, ландыш и сирень — Господень храм, благоухая, Окрасят щедро в этот день».

Слайд 20

Об охране Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации. Животный и растительные мир нашей планеты очень велик. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли. Чтобы сохранить хотя бы что-то что осталось ценного на нашей планете создаются различные заповедники, заказники.

Слайд 21

Источники : Ссылки : http://herbalogya.ru/library/Convallaria.php http://daiblo.blog.ru/feeds?year=2009&month=09&day=24 http://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/3065B349DEEB648AC32577230080BD6B http://lichnosti.net/people_2830.html Словари > БСЭ, 1969-1978 Литература : Кречетович Л. М., Ядовитые растения СССР, М., 1970; Ядовитые растения лугов и пастбищ, М. — Л., 1980; Гусынин И. А., Токсикология ядовитых растений , 4 изд., М., 1982;



Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК.        

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА “ЛАНДЫШ”

/Интегрированный урок./

Тема урока: Майское чудо. Творческая работа “Ландыш.”

Цели урока:

образовательные:

1).познакомить учащихся с ландышем, с его лечебными свойствами, особенностями сбора его как фармакологического средства, особенностями произрастания и размножения;

развивающие:

1).познакомить учащихся с легендами разных народов о ландыше,

2).познакомить со стихотворениями, посвященными ландышам;

воспитательные:

1).создание запрещающего знака в защиту ландышей;

2).воспитание чувства бережного отношения к природе.  

Оборудование:

карта полушарий, плакат с девизом урока, листы для творческой работы, листы с поэтапным выполнением аппликации, шаблоны, изображение ландыша, гербарий ландыша, высказывание врачей о пользе ландыша, таблички с датами, таблички с именами героев древнерусской легенды о ландыше, 3 вида изображения солнышка, таблички с объяснением происхождения слова “ландыш”.

Ход урока.

I.Орг. момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

II.Сообщение темы урока.

        - Сегодня на нашем экологическом уроке нам предстоит выполнить творческую работу, посвященную одному растению.

        Прочитайте, пожалуйста , девиз нашего урока на первой странице нашей  работы:

Природу не уродуй,

Природу не обидь,

Родился человеком-

Так значит – им и будь!

(Е.Мошковская)

-Давайте попробуем угадать, о каком растении идет речь?Для этого прочитайте              

стихотворение на второй странице нашей творческой работы.

Чернеет лес,теплом

                                разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши

         нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

-Итак, о каком  цветке идет речь? Напишите название этого цветка на строчке перед стихотворением.

-Именно ландышу будет посвящен наш урок.

III.Введение в тему урока.

Родился ландыш в майский день

И день его хранит.

Мне кажется –

его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем. А вдруг

Услышим я и ты?

                                /Е.Серова/

-Ландыши распространены во всей Европе, на Кавказе, в Малой Азии, Китае и в Северной Америке.

В России – на всей Европейской части, в Сибири, на Дальнем Востоке./показ по карте полушарий/

Ландыш растет в лиственных, хвойных,  а также в смешанных лесах.Ландыши принадлежат к числу теневыносливых растений.Их  уже давно разводят искусственно и получены сорта с более крупными или махровыми цветками, с розоватыми оттенками.

        А теперь немного из истории ландышей.

        Известно, что еще в I веке до нашей эры ландыши вместе с розами и левкоями разводили египетские садоводы, /причем как-то умудрялись выращивать его круглый год/.Много позже, но тоже достаточно давно, в XVI столетии, садоводы Западной Европы уже умели выводить разноцветные /розовые и красные/ ландыши, потом научились выращивать и махровые.У древних скандинавов ландыш был цветком богини восходящего солнца, в честь него зажигались костры, устраивались праздники, цветки ландыша приносили в жертву богам, во Франции были специальные праздники, посвященные ландышу /устраивались в первую субботу и воскресенье мая/, священным этот цветок был и у североамериканских индейцев.

        Ландышу поклонялись, складывали о нем легенды, но им же очень интересовались врачеватели.В разных странах из этого растения готовились различные снадобья – лекарства.

          Официально, как лекарственное растение ландыш был признан в 1881 году, хотя на Руси он ценился издавна.О его настойке, которая называлась “Крин полеской ”, в одной старинной медицинской книге было сказано, что она “дороже есть злата драгого и пристоит спригодна ко всем недугам.”

        Из ландыша изготовляют различные препараты.Самое знаменитое лекарство – ландышевые капли, или капли Зеленина, - очень нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями.

        Научное название ландыша – Конвалярия майялис – в переводе с греческого означает “лилия долин, цветущая в мае.”Действительно, он близкий родственник лилий, действительно, часто растет в умеренно влажных долинах и действительно, цветет в мае.Продолговатые и заостренные на концах листья его появляются раньше.Некоторые ученые считают, что листья похожи на ланьи ушки, отсюда и название “ландушка”- по–старопольски это и значит ”ланье ушко”.

Однако существуют и другие мнения на этот счет.Например, считают, что название растение получило за гладкие листья.Называлось ”гладкий”, потом ”ладыш,” а уж затем  ”ландыш.”Третьи участники этого спора утверждают, что название цветка произошло от слова ”ладан”- смола, которая при сжигании издает прекрасный запах.А уж потом к нему прибавили суффикс “ыш.”

Итак, этот цветок действительно знаменит и очень популярен.Однако вряд ли он стал бы столь знаменитым и популярным, если бы не был еще и так распространен.Действительно, он не просто растет во многих лесах восточного полушария, а встречается в изобилии /например, в некоторых областях, в частности в Горьковской, ботаники из-за обилия этих цветов называют некоторые леса ландышевыми борами/.И вдруг - ландыш объявляется охраняемым, его берут под защиту.

        Вот еще один пример прцветающего, благополучного вида, ставшего неблагополучным!Но как же так могло случиться?

Начнем с того, что еще недавно мало кто возвращался из весеннего леса без букета – /а то и без букетов/ ландышей.Как приятно смотреть на него в комнате, как приятно подарить такой букетик другу!Да приятно.Но сколько таких букетиков вывезено из леса, сколько в результате погублено цветов!?

Но это не единственная причина исчезновения ландыша.Его в больших количествах заготавливают для фармакологической промышленности, и часто делают это неумело, не зная, как, когда и что надо заготавливать.Может быть кто-то участвовал в заготовке лекарственных растений и конечно старался, справедливо думая, что это нужное и полезное дело.Чаще всего люди не знают, что для приготовления лекарств годится ландыш, собранный только весной.В лагерях же заготовка лекарственных растений происходит, как правило летом, когда ландыш уже отцвел и не может быть лекарственным сырьем.

Кроме того надо знать особенности этого растения, его довольно сложную жизнь.

Первый год ландыш-сеянец, /растение, появившееся из семени/ скрывается под землей.Лишь на второй год появляется зеленый лист.Любопытно, что он туго скручен, будто копьем пробивает землю, но постепенно раскручивается и появляется второй.Оба листа как бы сложены фунтиком и напоминают воронку, в нее попадает вода и благодаря этой воронке прямо проводится к корешкам.

К осени в земле образуется толстое корневище.Оно растет /примерно сантиметров на 15 в год/, разрастается, выбрасывает множество длинных шнуров.Из них появляются на поверхности земли новые листья.Иногда, придя на какую-то полянку, можно увидеть густые заросли ландыша.Это растение с одним корневищем.Растение из-за этого очень уязвимо: достаточно повредить хоть небольшую часть корневища, погибнет вся ландышевая заросль на полянке.Вот одна из причин гибели ландышей.Это надо постоянно помнить, заготавливать ландыши как лекарственные растения надо по всем правилам.

И еще надо помнить, что этот прекрасный цветок, ядовит.Плод – красивые оранжево – красные ягоды поедают осенью лесные птицы.Цветущее растение посещают пчелы и шмели.

Ландыш – ядовитое и вместе с тем очень ценное лекарственное растение.Задача нашего с вами экологического часа – создание запрещающего знака в защиту этого растения.

-Ребята, а на что похожи цветы ландыша?

И еще немного информации.

История этого цветка просто изобилует многочисленными легендами.Например, у древних германцев ландыш был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны.С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева.В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св.Леонардо, израненного в битве со страшным драконом.По христианскому сказанию цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына.В Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов.По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал предпочтение земной девушке Любаве.Опечаленная Волхова вышла на берег  и стала плакать.И там, где упали слезинки царевны, выросли прекрасные и нежные ландыши – символ чистой и беззаветной любви и грусти.Существуют  и сказочные версии появления этого цветка.Например, одна из них гласит, что ландыши – это проросшие бусинки из рассыпавшегося ожерелья Белоснежки, а другая рассказывает о том, что эти цветы выросли из жемчужин счастливого смеха влюбленной Русалки.В любом случае почти у всех народов ландыши являются олицетворением чистоты, верности и любви.Именно поэтому у многих народов всегда существовали праздники, посвященные этим цветам.Но до нынешнего времени эта традиция сохранилась только в некоторых областях Франции.Отмечается он в первое воскресенье мая.В этот день этими цветами украшают дом, а маленькие букетики ландышей используют как своеобразный способ сделать предложение любимой девушке.В случае согласия она прикалывает букетик к платью, а в случае отказа –бросает на землю.

А теперь, ребята, давайте  отдохнем.

IV.Физминутка.

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем./Ходьба на месте./

Вот выходим мы на луг,

Тысяча цветов вокруг./Руки в стороны./

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо и налево.

К небу ручки протянули,

Позвоночник  растянули.

Отдохнуть мы все успели

И за парты тихо сели.

V. Проблемная ситуация на уроке.

-Ребята, в процессе работы подумайте, почему цветы ландыша белые?

VI.Поэтапное выполнение творческой работы.

Этапы работы.

1.Наклеивание стебля.

2.Вырезание цветов и наклеивание их на цветоножки.

3.Вырезание и наклеивание листьев.

Работа над запрещающим экологическим знаком.

-Ребята, нам с вами предстоит создать знак в защиту ландыша.Мы должны помнить, что мы - частичка природы и от нас зависит, каким будет наше будущее, каким будет будущее наших детей.

Ребята, как вы думаете, какой формы будет наш знак  и какого цвета?

/Круглый, потому что это запрещающий знак, красный, потому что это знак тревоги./

 VII.Решение проблемной ситуации на уроке.

-Иак, ребята, кто из вас разгадал загадку природы, почему у ландыша белые цветы?

Ландыши растут в тенистых местах.В сумраке леса насекомые не видят синий или лиловый цвет.Только белые цветы видны хорошо.

Учитесь разгадывать загадки природы, ведь ваша наблюдательность всегда пригодится вам в жизни.

VIII.Итог урока.

-Ребята, на первой странице нашей творческой работы есть солнышко.Обозначьте, пожалуйста, свою позицию.Если вы – друзья природы, то ваше солнышко улыбается, если вы безразличные созерцатели, то солнышко ваше грустно смотрит на вас,  если же вы  враги природы , то ваше солнышко плачет.

IX.Задание на дом.

Оформить первую страницу творческой работы, закончить оформление экологического знака, дописать русскую легенду о ландыше, попробовать сочинить свою.

Фотографии с открытого урока «Майское чудо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....

"Чудо-дерево" Презентация к уроку рисования

Презентация может пригодиться на уроке рисования в 1 коассе или на кружке...

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка.

Каждый современный учитель   мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали   творчески и  успешно .Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:...