"Мнемотехника как здоровьесберегающая образовательная технология для достижения современного качества образования"
консультация

Комлева Татьяна Викторовна

Без хорошей памяти в мире, где объем информации только увеличивается, не обойтись. Память – это базовая потребность для мышления. Мышление тормозится плохой памятью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фестиваль мастер классов

Тема: «Чертоги разума или мнемотехника как здоровьесберегающая образовательная технология для достижения современного качества образования»

СЛАЙД

Здравствуйте! Меня зовут Комлева Т.В. Я учитель начальных классов МКОУ «Уйская НОШ». Мой педагогический стаж 19 лет, категория высшая.

Я с удовольствием приглашаю вас на свой мастер класс, тему которого вы определите сами, посмотрев отрывок из сериала «Шерлок».

СЛАЙД

(Отрывок из сериала «Шерлок» 30 сек.)

О чем мастер класс? (о чертогах разума, о памяти)

Верно.

СЛАЙД

Чертоги разума – это название одного из приемов развития памяти, это один из приемов мнемотехники.

СЛАЙД

Тема: «Чертоги разума или мнемотехника как здоровьесберегающая образовательная технология для достижения современного качества образования»

Я научу вас создавать свои чертоги разума и пользоваться ими.

Шерлок человек гениальный, но наши дети должны быть тоже успешны. Без хорошей памяти в мире, где объем информации только увеличивается, не обойтись. Память – это базовая потребность для мышления. Мышление тормозится плохой памятью. Память как мышцу надо тренировать. То, что не упражняется, то упраздняется.

Проверим вашу память самым простым способом в начале МК, а затем в конце.

Я буду называть слова, вы запоминать. СОЛЬ, ГОРОХ, ПИСТОЛЕТ, КУРИЦА, ЙОГУРТ, РОЗА, БЕРЕЗА, БЕНЗИН, КУПАЛЬНИК, САМОКАТ, РУКА, МАЛИНА.

Запишите и посчитайте сколько слов запомнили. (отвечают)

Трем человека, которые больше всех запомнили дарю подарок.

У нас аудитория с ……………………… памятью. Объясню почему.

СЛАЙД

Существует число Миллера  7 +- 2. Оказывается наш мозг за одну единицу времени может удерживать во внимании не более 9 предметов. Норма от 5 до 9.

Когда вы пытаетесь что-то вспомнить у вас в голове примерно это

СЛАЙД (ХАОС).

А хочется, чтобы было так

СЛАЙД (ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ)

Есть ли выход? Нужно при запоминании сразу все раскладывать по полочкам.

И на выручку тут приходит

СЛАЙД МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания. На самом деле вы уже владеете некоторыми приемами мнемотехники. Если я попрошу назвать цветовой спектр по порядку, что вы будете вспоминать?

СЛАЙД

 (КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ). Если попрошу назвать падежи по порядку?

СЛАЙД

 (ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ…).

СЛАЙД

Еще К.Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками и он усвоит их на лет».

В этих словах заключен главный принцип мнемотехники – работа с образами.

Нужно придумывать ассоциативный образ к запоминаемому объекту. Главное условие – ассоциация должна быть у каждого своя.

Ассоциации делятся на группы:

СЛАЙД

  1. Ассоциативное слово. При запоминании словарных слов. (РЕБЯТА – ДЕТИ)

СЛАЙД

  1. Графические ассоциации – создание схематических рисунков (ВОРОНА, ВОРОБЕЙ, СОРОКА, СОЛОВЕЙ, ПОПУГАЙ). Нужно запомнить непроверяемую букву «О».Что вам приходит в голову похожее на букву «О», когда я перечисляю птиц? Буква «О» похожа на зернышко, которое клюют птицы.

СЛАЙД

  1. Фонетические ассоциации.         В русском языке. Подбираем слова-ассоциации, схожие по звучанию. Надо запомнить слово ДЕЖУРНЫЙ с непроверяемой «Е», подбираем слово-ассоциацию с ударной «Е» - ДЕТИ.

ПАЛЬТО застегиваем ПАЛЬЦАМИ.  

В  ДЕРЕВНЕ живет ДЕД.

СЛАЙД

  1. Фонетические ассоциации.  В математике. Дети плохо запоминают абстрактные понятия. Например, сочетательный закон в математике. Пользоваться умеют, но путают название. Предлагаем подобрать ассоциацию слову «сочетательный» - бракосочетание, т.е. женитьба. Когда 2 человека женятся? Когда им вместе легко и удобно. Из предложенных чисел 7 + 8 + 3 + 2 каким двум числам вместе будет легко и удобно? (7 +3) + (8 + 2) Что мы сделали с числами? Поженили. Бракосочетали. Сочетательным законом.

СЛАЙД

  1. Фонетические ассоциации. В иностранном языке. Необходимо запомнить слово ОРЁЛ по-английски EAGLE. Подбираем ассоциацию «у орла острый клюв, как  ИГЛа». Или слово ГНЕЗДО по-английски NEST. Подбираем ассоциацию «НЕСТись в гнезде».

СЛАЙД

  1. Мнемотаблицы. Изображение содержания текста или стихотворения с помощью очень простых рисунков, занесенных в таблицу.

ПРАКТИКА ДЛЯ ФОКУС ГРУППЫ

Приглашаю в фокус группу того, кто получил приз.

Задания:

  1. При помощи ассоциаций выучить 10 испанских слов.
  2. Придумать ассоциации или графические или фонематические для запоминания 4 словарных слов (ГЕНЕРАЛ, КОНВЕРТ, ТРОТУАР, ГИМНАСТИКА)
  3. При помощи готовой мнемотаблицы выучить стихотворение А. Блока «Ветхая избушка».

Обращаясь к зрителям.

Сейчас я вас научу как можно было запомнить те слова, которые звучали ранее. В голову мы будем отправлять по 2 слова. Соединяя их необычной смешной историей. Вашей своей ассоциацией. Почему смешной? Легче запоминаем ерунду, чем скучные правила. Итак, ярко представили первое слово «СОЛЬ», второе слово «ГОРОХ». Нам не помогут простые ассоциации, например, соленый гороховый суп. Придумываем необычное. Делаем грядку из соли и сажаем в нее горох. СОЛЬ отбросили. Следующее слово ПИСТОЛЕТ. Соединяем ГОРОРХ и ПИСТОЛЕТ. Как свяжем эти 2 слова? Представляем игрушечный пистолет и заряжаем его горохом. И т.д. все 12 слов

Теперь запишите слова, которые мы сейчас запоминали по порядку и посчитайте сколько сумели запомнить.

Каков ваш результат? Желательно в сравнении с началом МК.

СЛАЙД

Пока фокус группа работает я вас научу создавать «Чертоги разума».

«Чертоги разума» – это название одного из приемов мнемотехники. Существуют разные названия этого приема – «Метод Цицерона», «Метод лоций», «Дворец памяти».

Представьте, что вы пришли в гости к другу, сняли шарф и повесили его у зеркала. Не автоматически, а запомнив куда точно повесили. Когда вы пойдете домой, вы не будите искать свой шарф, а сразу подойдете к зеркалу и заберете его.

СЛАЙД

  1. Представить хорошо знакомую комнату.
  2. Выбрать 10 предметов интерьера (неподвижных) по часовой стрелке. Если в комнате 2 одинаковых стула, берем один.
  3. Повторить в памяти эти предметы.
  4. Разделить на пункты «якоря» информация, которую нужно запомнить.
  5. Разместить эти «якоря» на предметы интерьера с помощью ассоциаций.

На самом деле весь этот мастер класс находится в «Чертогах» моего разума.

Если вы оглядите вокруг актовый зал, вы увидите по часовой стрелке на разных предметах цифры.

Цифра «1» находится на входной двери. Входная дверь – это ассоциация входа в мастер класс. Здесь я представилась, мы выделили тему, цели МК.

Цифра «2» на грамотах. Грамоты напомнили мне о том, что Шерлок успешный человек, наверное, у него много грамот, но и наши дети должны быть успешными. Здесь была предъявлена актуальность.

Цифра «3» на нескольких креслах. Я диктовала несколько слов, вы пытались запомнить.

Цифра «4» на белой стене. Ассоциация белая стена, как белый лист. Не можем вспомнить. Память, как белый лист.

И тут приходит на помощь мнемотехника , как свет в окне. цифра «5» на окне.

Цифра «6» на батарее. Секции батареи напоминают о группах ассоциаций.

Цифру «7» я поместила на занавес. Ассоциация занавес – приоткрыла завесу тайны, как запомнить все слова по порядку.

Цифра «8» на экране. Экран – это демонстрация. Фокус группа продемонстрирует свои результаты.

Цифра «9» - это сцена. На сцене я знакомлю вас с «ЧР».

Цифра «10» - это пианино, на котором играют аккорды. Пианино напоминает мне о заключительном аккорде МК, т.е.итог и рефлексия.

Вы только, что побывали в моих «ЧР», созданных специально для МК.

Теперь проверим фокус группу.     (Отвечают)

Вопросы фокус группе

Было ли вам трудно? Интересно?

СЛАЙД

Мнемотехника – это не волшебная таблетка для запоминания. То, что запоминали необходимо повторять. Минимум 3 раза. Почему? Выйдя из этого зала  у вас останется в памяти только 60%, через час – 40%, через день и месяц – только 20% самое яркое. Поэтому через 20 минут нужно повторить в голове, а через час кому-нибудь рассказать.

Мнемотехника развивает:

* Память

* Внимание

* Воображение

* Творческий потенциал

* Речь

Создает ситуацию успеха, а значит мотивацию к дальнейшему обучению.

Мнемотехника – это путь к самосовершенствованию.

Я попрошу фокус группу заполнить синквейн по МК.

А к зрителям просьба продолжить начала предложений:

Я узнал, что……

Мне было……..

Я удивился …………….

Мне захотелось в дальнейшем……

Послушаем синквейн. Это и будет заключительный аккорд моего МК

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕРТОГИ РАЗУМА

Слайд 2

ЧЕРТОГИ РАЗУМА или МНЕМОТЕХНИКА КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 3

ЧИСЛО МИЛЛЕРА

Слайд 9

Ассоциации делят на группы: 1. Ассоциативное слово р е бята д т и

Слайд 10

Ассоциации делят на группы 2. Графические ассоциации В р б е й В р н а С р к а

Слайд 13

Ассоциации делят на группы 3. Фонетические ассоциации Д е журные - дети П а льто- пальцами Д е ревня - дед

Слайд 14

Ассоциации делят на группы 3. Фонетические ассоциации 7 + 8 + 3 + 2 (7 + 3) + (8 + 2) Сочетательный закон Бракосочетание

Слайд 15

Ассоциации делят на группы 3. Фонетические ассоциации У орла клюв острый, как ИГЛ а

Слайд 16

Ассоциации делят на группы 3. Фонетические ассоциации НЕСТ ись в гнезде Гнездо - nest

Слайд 17

Ассоциации делят на группы 4. Мнемотаблицы Снег Белый снег, белый снег! Для кого ты? - Я для всех. Я для ёлочки лесной, Для берёзки кружевной. Я для ёлки на пригорке, Я для лыж и для коньков, Для того, чтоб вы лепили Во дворе снеговиков. А. Рождественская

Слайд 18

практика

Слайд 20

Чертоги разума Метод Цицерона Дворец памяти

Слайд 21

ЧЕРТОГИ РАЗУМА

Слайд 22

Чертоги разума Представить хорошо знакомую комнату. Выбрать 10 предметов интерьера (неподвижных) по часовой стрелке. Повторить в памяти эти предметы. Разделить на пункты «якоря» информация, которую нужно запомнить. Разместить эти «якоря» на предметы интерьера с помощью ассоциаций.

Слайд 23

leche Молоко lech ’ ит все болезни

Слайд 24

Uvas - виноград U vas виноград черный, а у нас зеленый.

Слайд 25

Pino - сосна Pino кио выстроган из сосны

Слайд 26

Estrella - звезда

Слайд 27

Rojo - красный

Слайд 28

Иду после бани, а rojo красная…

Слайд 29

Rana - лягушка У царевны-лягушки rana от стрелы

Слайд 30

Gallina - курица

Слайд 31

Pez - рыба Pez карь - рыба

Слайд 32

Zorro - лис

Слайд 33

Leche - молоко Taza - чашка Uvas - виноград Pino -сосна Estrella - звезда Rojo - красный Rana - лягушка Gallina - курица Pez - рыба Zorro - лиса

Слайд 34

Как запомнить словарные слова г е н е рал к о нверт тр о туар г и мнастика

Слайд 36

Мнемотехника развивает: * Память * Внимание * Воображение * Творческий потенциал * Речь Создает ситуацию успеха, а значит мотивацию к дальнейшему обучению. Мнемотехника – это путь к самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования»

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. В стандарте нового поколения четко обозначены требования к ре...

Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...

«Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И.Г.Песталоцци...

Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему: «Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»...

Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результ...

«Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования»

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. В стандарте нового поколения четко обозначены требования к ре...