Наставничество как одна из форм методической работы с молодыми специалистами
статья по теме
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_kak_forma_raboty_s_molodymi_uchitelyami.docx | 30.44 КБ |
nastavnichestvo.pptx | 85.2 КБ |
Предварительный просмотр:
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
С введением инноваций в систему образования повышаются требования к личностным и профессиональным качествам учителя современной школы. Именно перед ним, современным учителем, носителем современных общественных изменений, стоит первоочередная задача – воспитание компетентной, творческой личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в новых общественных условиях. Хорошо, если в школе рядом с опытными педагогами появляются молодые специалисты, желающие всецело посвятить себя педагогике. Важно поддержать молодых учителей, так как успешная педагогическая деятельность молодого педагога зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от того, в какой коллектив он попадет, какие условия работы ему создадут, какую методическую помощь окажут. В связи с этим, считаю очень важной создание соответствующей системы сопровождения молодого специалиста, которая способствовала бы процессу его становления, его адаптации к профессиональной деятельности в условиях изменения параметров психолого-педагогической компетентности. Речь идет о наставничестве как одной из форм методической работы с молодыми учителями. Именно наставник отвечает за реализацию информационной, организационной, обучающей и других функций, обеспечивает условия для адаптации и непрерывного профессионального образования начинающего педагогического работника.
Еще в начале ХХ века о проблемах наставничества размышлял основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский. В статье «О пользе педагогической литературы» он говорил, что нельзя гордиться своей личностью, высчитывая на пальцах годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Труд учителя-наставника он сравнивал с творчеством художника, который формирует духовный облик самого человека [6].
Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.
Наставничество в нашей школе организовано для оказания методической помощи молодым специалистам, не имеющим опыта работы. Оно предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности, всестороннего развития
имеющихся у молодого специалиста знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
Целью наставничества является обеспечение организационной, методической, психолого-педагогической помощи молодому специалисту в решении первоочередных проблем, преодолении трудностей, с которыми он встречается на первых порах своей профессиональной деятельности, поддержка его творческого потенциала и личностных особенностей каждого.
За каждым молодым педагогом в школе закреплен опытный педагог-наставник, для каждого молодого специалиста разработаны индивидуальные анкеты с учетом его теоретической и методической подготовки.
Анкетирование молодых учителей позволяет наставнику выявить первичные затруднения в педагогической деятельности, составить и реализовать план работы учителя - наставника.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
С целью обеспечения эффективного качественного решения задач по успешной адаптации молодых специалистов, используются следующие формы работы: педагогический совет, методические семинары, «Круглый стол», педагогические мастерские, заседание предметных МО, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
Во время адаптационного этапа наставник молодого специалиста помогает ему проанализировать учебные программы, пояснительные записки к ним; помогает составить календарные и поурочные планы, подобрать материал для занятий, контроля знаний обучающихся; оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний, посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом. Наставниками разработаны различные инструкции, памятки и положения, шаблоны плана-конспекта уроков различного типа, тематические электронные презентации.
Во время основного этапа деятельности наставничества детально рассматриваются инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способы применения новых педагогических технологий. Здесь преобладают такие формы работы как моделирование уроков, подготовка методических материалов (разные варианты поурочных планов, дидактические материалы и т.д.), апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания.
Для молодых учителей проводятся открытые уроки, где учителя-наставники делятся своим опытом, учат молодых анализировать уроки, применять различные формы и методы. Молодые учителя после посещения открытых уроков говорят о впечатлениях, учатся моделировать свои уроки на примере увиденного. Все свои наблюдения, профессиональные наработки молодые учителя оформляют в Портфолио. В нем имеются памятки: «Молодому педагогу в помощь при подготовке к уроку», «Анализ и самоанализ урока», «Начинающему классному руководителю», «О работе с родителями», «Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий», «О работе со слабоуспевающими учениками» и другие.
В одной из памяток молодому педагогу наставники рекомендуют:
1. Планируя уроки, подумайте:
- как ученики должны вести себя на уроке. С первых уроков вырабатывайте у воспитанников определенный стереотип поведения, формируйте позитивные навыки;
- какие виды работ будут выполнены учениками на уроке.
2. Помните: основное предназначение отметки – правильно оценить результаты обучения учеников, усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков.
3. Выберите из всего арсенала методических приемов оптимальные для данного материала и для данных учеников.
4. Продумайте структуру урока и зафиксируйте все в плане-конспекте урока.
5. Подготовьте наглядные и учебные пособия, не забудьте проверить исправность ТСО, компьютерной техники.
6. Повторите в уме или вслух ключевые элементы плана, продумайте непредвиденные обстоятельства, найдите и зафиксируйте запасные варианты.
7. Спросите себя: «Ты готов к уроку?»
Анализируя свой урок, молодые специалисты обращают внимание на ряд вопросов, среди которых такие:
- Отвечает ли содержание урока целям и задачам?
- Какие методы и приемы использовались на уроке?
- Наблюдалась ли дифференциация и индивидуализация обучения?
- Какие инновационные педагогические технологии были использованы учителем на уроке?
- Подведен ли итог урока?
- Что нового взяли Вы из урока в свой методический багаж?
Отмечено, что в самом начале адаптационного периода молодыми учителями допускаются такие типичные ошибки в работе с классом: стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель – ученик», незнание детской психологии, необдуманность принятых решений, проявление неуважения к слабоуспевающим ученикам. К концу этого периода молодые учителя уверенно входят в класс, при подготовке к уроку проявляют творчество и используют передовой педагогический опыт, умеют выделять главное на уроке, рационально используют каждую минуту учебного времени, не просто передают знания ученикам, а учат их приобретать, стараются быть объективными в оценке знаний учащихся. Об этом свидетельствует на контрольно оценочном этапе ежегодная выставка методических и дидактических материалов, подготовленных молодыми учителями, конспекты уроков разных типов, планы работы предметных кружков, конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, планы самообразовательной деятельности и многое другое, созданное руками молодых учителей. Происходят изменения в личностном компоненте мотивации профессионального образования и самообразования. Раскрываются творческие возможности педагогов, их готовность к творческому поиску, совершенствуется педагогическое мастерство, расширяется общая культура педагога, обогащается методический арсенал, формируется умение объективно оценить свою деятельность. Все это говорит о повышении профессионального уровня молодых коллег и их успешной адаптации в школьном микроклимате.
Список литературы:
- Богданова, Л.А. Наставничество в профессиональном образовании [Текст]: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014.
- История педагогики. /Под ред. Н.А.Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой.- М.: Просвещение, 1982
- Касаткина, Н.Э. Теория и практика подготовки молодежи к рабочим профессиям [Текст] / Н.Э.Касаткина, В.В. Патрина, Е.В. Филатова.- Кемерово: Сибирская издательская группа КемГУ, 2009.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. докт. Филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1983 .- С.345.
- Панина, Т. С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: Методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009
- Ушинский, К.Д О пользе педагогической литературы. dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_o_polze.html. (дата обращения 16.10.2016)
АНКЕТА
для молодых педагогов
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- Да
- Нет
- Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении уроков
- проведении внеклассных мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с учащимися, их родителями
- другое (допишите) _________________________________________________________
4. Представляет ли для вас трудность:
- формулировать цели урока
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
- мотивировать деятельность учащихся
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемнопоисковые ситуации в обучении
- подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
- активизировать учащихся в обучении
- организовывать сотрудничество между учащимися
- организовывать само и взаимоконтроль учащихся
- организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
- развивать творческие способности учащихся
- другое (допишите)__________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- предметным кафедрам
- школе молодого специалиста
- другое (допишите)_________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы уроков, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
- учет и оценка знаний учащихся
- психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
- другое (допишите) ________________________________________________________
ПАМЯТКА
классному руководителю
Уважаемый молодой коллега!
- Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю-наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в школе классным руководителем.
- Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:
- сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);
- написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);
- определить цель, поставить воспитательные задачи.
- Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.
- Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.
- Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.
- Вы можете включить в план работы следующие разделы:
- учебные дела;
- участие в общешкольных мероприятиях;
- дела класса;
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с учащимися.
- Приготовьтесь к тому, чтоклассный руководитель ведет следующую документацию:
- классный журнал;
- план воспитательной работы с классным коллективом;
- тетрадь классного руководителя в любой форме;
- дневники учащихся;
- личные дела учащихся;
- психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);
- папки с разработками воспитательных мероприятий.
- Составьте себе памятку:
- кабинет, закрепленный за вашим классом;
- помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
- прикрепленный пришкольный участок;
- дни дежурства по школе;
- график дежурства по классу;
- день выпуска общешкольной или классной газеты;
- список учащихся, которым необходимы проездные билеты;
- список многодетных и социально не защищенных семей;
- сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;
- сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
- распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);
- педсоветы и совещания классных руководителей по четвертям;
- список учителей-предметников, работающих в классе;
- расписание занятий класса;
- расписание по личной учебной нагрузке;
- состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);
- цепочка для срочного оповещения учащихся;
- дни рождения учеников класса по месяцам;
- дела, которые требуют предварительной подготовки;
- акции, в которых может принять участие класс.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наставничество – это естественным образом сложившаяся форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу . Это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Наставничество
Целью наставничества является обеспечение организационной, методической, психолого-педагогической помощи молодому специалисту в решении первоочередных проблем, преодолении трудностей, с которыми он встречается на первых порах своей профессиональной деятельности, поддержка его творческого потенциала и личностных особенностей каждого. «Кадры решают всё»
Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества , коммуникативные и управленческие умения. Задача
Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывается следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Наставник - профессионал
С целью обеспечения эффективного качественного решения задач по успешной адаптации молодых специалистов, используются следующие формы работы : педагогический совет, методические семинары, «Круглый стол», педагогические мастерские, заседание предметных МО, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег. Формы работы
Во время адаптационного этапа наставник молодого специалиста помогает ему проанализировать учебные программы, пояснительные записки к ним; помогает составить календарные и поурочные планы, подобрать материал для занятий, контроля знаний обучающихся; оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний, посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом. Наставниками разработаны различные инструкции, памятки и положения, шаблоны плана-конспекта уроков различного типа, тематические электронные презентации.
Во время основного этапа деятельности наставничества детально рассматриваются инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способы применения новых педагогических технологий. Здесь преобладают такие формы работы как моделирование уроков, подготовка методических материалов (разные варианты поурочных планов, дидактические материалы и т.д.), апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания. Для молодых учителей проводятся открытые уроки, где учителя-наставники делятся своим опытом, учат молодых анализировать уроки, применять различные формы и методы. Молодые учителя после посещения открытых уроков говорят о впечатлениях, учатся моделировать свои уроки на примере увиденного.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной работы с молодым специалистом.
План индивидуальной работы с молодым специалистом Креховой А.Ю. по адаптации к профессии (2-й год сотрудничества)....
План работы с молодыми специалистами Шк.№29
План работы с молодыми специалистами Шк.№29...
Работа с молодыми специалистами
Программа работы с молодыми специалистами....
План работы с молодым специалистом на 2014 -2015 учебный год
Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе. Формировать творческую индивидуальность молодого учителя...
Копоративное обучение учителей как одна из форм методической работы.
Каждый учитель , разрабатывая современный урок, использует ИКТ.Но не все учителя имели возможность пройти курсовую подготовку. Я, как руководитель ШМО, при организации нашей творческой работы уч...
Индивидуальная программа работы с молодыми специалистами «Наставничество»
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельност...