Наставничество как одна из форм методической работы с молодыми специалистами
статья по теме

Обеременко Наталья Владимировна

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

С введением инноваций в систему образования повышаются требования к личностным и профессиональным качествам учителя современной школы. Именно перед ним, современным учителем, носителем современных общественных изменений, стоит первоочередная задача – воспитание компетентной, творческой личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в новых общественных условиях. Хорошо, если в школе рядом с опытными педагогами появляются молодые специалисты, желающие всецело посвятить себя педагогике. Важно поддержать молодых учителей, так как успешная педагогическая деятельность молодого педагога зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от того, в какой коллектив он попадет, какие условия работы ему создадут, какую методическую помощь окажут. В связи с этим, считаю очень важной создание соответствующей системы сопровождения молодого специалиста, которая способствовала бы процессу его становления, его адаптации к профессиональной деятельности в условиях изменения параметров психолого-педагогической компетентности. Речь идет о наставничестве как одной из форм методической работы с молодыми учителями. Именно наставник отвечает за реализацию информационной, организационной, обучающей и других функций, обеспечивает условия для адаптации и непрерывного профессионального образования начинающего педагогического работника.

Еще в начале ХХ века о проблемах наставничества размышлял основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский. В статье «О пользе педагогической литературы» он говорил, что нельзя гордиться своей личностью, высчитывая на пальцах годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Труд учителя-наставника он сравнивал с творчеством художника, который формирует духовный облик самого человека [6].

 Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.

Наставничество в нашей школе организовано для оказания методической помощи молодым специалистам, не имеющим опыта работы. Оно предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и
умений ведения педагогической деятельности, всестороннего развития
имеющихся у молодого специалиста знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

Целью наставничества является обеспечение организационной, методической, психолого-педагогической помощи молодому специалисту в решении первоочередных проблем, преодолении трудностей, с которыми он встречается на первых порах своей профессиональной деятельности, поддержка его творческого потенциала и личностных особенностей каждого.

За каждым молодым педагогом в школе закреплен опытный педагог-наставник, для каждого молодого специалиста разработаны индивидуальные анкеты с учетом его теоретической и методической подготовки.

Анкетирование молодых учителей позволяет наставнику выявить первичные затруднения в педагогической деятельности, составить и реализовать план работы учителя - наставника.

Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

С целью обеспечения эффективного качественного решения задач по успешной адаптации молодых специалистов, используются следующие формы работы: педагогический совет, методические семинары, «Круглый стол», педагогические мастерские, заседание предметных МО, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Во время адаптационного этапа наставник молодого специалиста помогает ему проанализировать учебные программы, пояснительные записки к ним; помогает составить календарные и поурочные планы, подобрать материал для занятий, контроля знаний обучающихся; оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний, посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом. Наставниками разработаны различные инструкции, памятки и положения, шаблоны плана-конспекта уроков различного типа, тематические электронные презентации.

Во время основного этапа деятельности наставничества детально рассматриваются инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способы применения новых педагогических технологий. Здесь преобладают такие формы работы как моделирование уроков, подготовка методических материалов (разные варианты поурочных планов, дидактические материалы и т.д.), апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания.

Для молодых учителей проводятся открытые уроки, где учителя-наставники делятся своим опытом, учат молодых анализировать уроки, применять различные формы и методы. Молодые учителя после посещения открытых уроков говорят о впечатлениях, учатся моделировать свои уроки на примере увиденного. Все свои наблюдения, профессиональные наработки молодые учителя оформляют в Портфолио. В нем имеются памятки: «Молодому педагогу в помощь при подготовке к уроку», «Анализ и самоанализ урока», «Начинающему классному руководителю», «О работе с родителями», «Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий», «О работе со слабоуспевающими учениками» и другие.

В одной из памяток молодому педагогу наставники рекомендуют:

1. Планируя уроки, подумайте:

- как ученики должны вести себя на уроке. С первых уроков вырабатывайте у воспитанников определенный стереотип поведения, формируйте позитивные навыки;

- какие виды работ будут выполнены учениками на уроке.

2. Помните: основное предназначение отметки – правильно оценить результаты обучения учеников, усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков.

3. Выберите из всего арсенала методических приемов оптимальные для данного материала и для данных учеников.

4. Продумайте структуру урока и зафиксируйте все в плане-конспекте урока.

5. Подготовьте наглядные и учебные пособия, не забудьте проверить исправность ТСО, компьютерной техники.

6. Повторите в уме или вслух ключевые элементы плана, продумайте непредвиденные обстоятельства, найдите и зафиксируйте запасные варианты.

7. Спросите себя: «Ты готов к уроку?»

Анализируя свой урок, молодые специалисты обращают внимание на ряд вопросов, среди которых такие:

  1. Отвечает ли содержание урока целям и задачам?
  2. Какие методы и приемы использовались на уроке?
  3. Наблюдалась ли дифференциация и индивидуализация обучения?
  4. Какие инновационные педагогические технологии были использованы учителем на уроке?
  5. Подведен ли итог урока?
  6. Что нового взяли Вы из урока в свой методический багаж?

Отмечено, что в самом начале адаптационного периода молодыми учителями допускаются такие типичные ошибки в работе с классом: стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель – ученик», незнание детской психологии, необдуманность принятых решений, проявление неуважения к слабоуспевающим ученикам. К концу этого периода молодые учителя уверенно входят в класс, при подготовке к уроку проявляют творчество и используют передовой педагогический опыт, умеют выделять главное на уроке, рационально используют каждую минуту учебного времени, не просто передают знания ученикам, а учат их приобретать, стараются быть объективными в оценке знаний учащихся. Об этом свидетельствует на контрольно оценочном этапе ежегодная выставка методических и дидактических материалов, подготовленных молодыми учителями, конспекты уроков разных типов, планы работы предметных кружков, конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, планы самообразовательной деятельности и многое другое, созданное руками молодых учителей. Происходят изменения в личностном компоненте мотивации профессионального образования и самообразования. Раскрываются творческие возможности педагогов, их готовность к творческому поиску, совершенствуется педагогическое мастерство, расширяется общая культура педагога, обогащается методический арсенал, формируется умение объективно оценить свою деятельность. Все это говорит о повышении профессионального уровня молодых коллег и их успешной адаптации в школьном микроклимате.

Список литературы:

  1. Богданова, Л.А. Наставничество в профессиональном образовании [Текст]: методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014.
  2. История педагогики. /Под ред. Н.А.Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой.- М.: Просвещение, 1982
  3. Касаткина, Н.Э. Теория и практика подготовки молодежи к рабочим профессиям [Текст] / Н.Э.Касаткина, В.В. Патрина, Е.В. Филатова.- Кемерово: Сибирская издательская группа КемГУ, 2009.
  4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. докт. Филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1983 .- С.345. 
  5. Панина, Т. С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: Методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009
  6. Ушинский, К.Д О пользе педагогической литературы. dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_o_polze.html. (дата обращения 16.10.2016)

АНКЕТА
для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • Да
  • Нет
  • Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

  • в календарно-тематическом планировании
  • проведении уроков
  • проведении внеклассных мероприятий
  • общении с коллегами, администрацией
  • общении с учащимися, их родителями
  • другое (допишите) _________________________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели урока
  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
  • мотивировать деятельность учащихся
  • формулировать вопросы проблемного характера
  • создавать проблемнопоисковые ситуации в обучении
  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
  • активизировать учащихся в обучении
  • организовывать сотрудничество между учащимися
  • организовывать само и взаимоконтроль учащихся
  • организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
  • развивать творческие способности учащихся
  • другое (допишите)__________________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию
  • практико-ориентированному семинару
  • курсам повышения квалификации
  • мастер-классам
  • творческим лабораториям
  • индивидуальной помощи со стороны наставника
  • предметным кафедрам
  • школе молодого специалиста
  • другое (допишите)_________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
  • приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
  • учет и оценка знаний учащихся
  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
  • урегулирование конфликтных ситуаций
  • формы работы с родителями
  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
  • другое (допишите) ________________________________________________________ 

ПАМЯТКА
классному руководителю

Уважаемый молодой коллега!

  • Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю-наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в школе классным руководителем.
  • Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план:
  • сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в школе не первый год);
  • написать характеристику класса (если Вы взяли классное руководство только в этом учебном году, то выполните это в течение первой четверти);
  • определить цель, поставить воспитательные задачи.
  • Постарайтесь спланировать экскурсии, классные часы, темы родительских собраний.
  • Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.
  • Проанализируйте дела класса как внутренние, так и общешкольные.
  • Вы можете включить в план работы следующие разделы:
  • учебные дела;
  • участие в общешкольных мероприятиях;
  • дела класса;
  • работа с родителями;
  • индивидуальная работа с учащимися.
  • Приготовьтесь к тому, чтоклассный руководитель ведет следующую документацию:
  • классный журнал;
  • план воспитательной работы с классным коллективом;
  • тетрадь классного руководителя в любой форме;
  • дневники учащихся;
  • личные дела учащихся;
  • психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости);
  • папки с разработками воспитательных мероприятий.
  • Составьте себе памятку:
  • кабинет, закрепленный за вашим классом;
  • помещение, прикрепленное для генеральной уборки;
  • прикрепленный пришкольный участок;
  • дни дежурства по школе;
  • график дежурства по классу;
  • день выпуска общешкольной или классной газеты;
  • список учащихся, которым необходимы проездные билеты;
  • список многодетных и социально не защищенных семей;
  • сведения об учащихся класса и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;
  • сведения о занятости учащихся во внеурочное время;
  • распределение общественных поручений (отдельно указать тех, кто является старостой класса, членом ученического комитета);
  • педсоветы и совещания классных руководителей по четвертям;
  • список учителей-предметников, работающих в классе;
  • расписание занятий класса;
  • расписание по личной учебной нагрузке;
  • состав родительского комитета (если в школе есть Попечительский совет, то указать представителя от класса);
  • цепочка для срочного оповещения учащихся;
  • дни рождения учеников класса по месяцам;
  • дела, которые требуют предварительной подготовки;
  • акции, в которых может принять участие класс.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ Учитель начальных классов Обеременко Наталья Владимировна

Слайд 2

Наставничество – это естественным образом сложившаяся форма передачи людьми знаний, культуры и опыта друг другу . Это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Наставничество

Слайд 3

Целью наставничества является обеспечение организационной, методической, психолого-педагогической помощи молодому специалисту в решении первоочередных проблем, преодолении трудностей, с которыми он встречается на первых порах своей профессиональной деятельности, поддержка его творческого потенциала и личностных особенностей каждого. «Кадры решают всё»

Слайд 4

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества , коммуникативные и управленческие умения. Задача

Слайд 5

Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывается следующее: педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Наставник - профессионал

Слайд 6

С целью обеспечения эффективного качественного решения задач по успешной адаптации молодых специалистов, используются следующие формы работы : педагогический совет, методические семинары, «Круглый стол», педагогические мастерские, заседание предметных МО, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег. Формы работы

Слайд 7

Во время адаптационного этапа наставник молодого специалиста помогает ему проанализировать учебные программы, пояснительные записки к ним; помогает составить календарные и поурочные планы, подобрать материал для занятий, контроля знаний обучающихся; оказывает методическую помощь в подготовке уроков, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний, посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом. Наставниками разработаны различные инструкции, памятки и положения, шаблоны плана-конспекта уроков различного типа, тематические электронные презентации.

Слайд 8

Во время основного этапа деятельности наставничества детально рассматриваются инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способы применения новых педагогических технологий. Здесь преобладают такие формы работы как моделирование уроков, подготовка методических материалов (разные варианты поурочных планов, дидактические материалы и т.д.), апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания. Для молодых учителей проводятся открытые уроки, где учителя-наставники делятся своим опытом, учат молодых анализировать уроки, применять различные формы и методы. Молодые учителя после посещения открытых уроков говорят о впечатлениях, учатся моделировать свои уроки на примере увиденного.

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы с молодым специалистом.

План индивидуальной работы с молодым специалистом Креховой А.Ю. по адаптации к профессии (2-й год сотрудничества)....

План работы с молодыми специалистами Шк.№29

План работы с молодыми специалистами Шк.№29...

Работа с молодыми специалистами

Программа работы с молодыми специалистами....

План работы с молодым специалистом на 2014 -2015 учебный год

Выявить затруднения в педагогической практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе. Формировать творческую индивидуальность молодого учителя...

Копоративное обучение учителей как одна из форм методической работы.

Каждый учитель , разрабатывая современный урок, использует ИКТ.Но не все учителя имели возможность пройти курсовую подготовку. Я, как руководитель ШМО, при организации нашей  творческой работы уч...

Индивидуальная программа работы с молодыми специалистами «Наставничество»

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельност...