программа по внеурочной деятельности "Хочу узнать"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шкуридина Ольга Леонидовна

для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок100.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Крымский район  

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

станицы Нижнебаканской  

муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от     августа      года

председатель педсовета

________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общекультурного направления

 «Хочу узнать!»

4 года

(срок реализации программы)

 младшие школьники 1-4 класс

(возраст обучающихся)

                                                                             

     

Шкуридина О,Л,

                                                                                                                                                                          (Ф.И.О. учителя, составителя)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу узнать!».

    Рабочая программа «Хочу узнать!» составлена на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ; 2010 г., основной образовательной программы образовательного учреждения.  

    Программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры.

     Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Программа «Хочу узнать!» педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке; развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.  Особенность программы «Хочу узнать!» заключается в том, что она составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.

Цель программы:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

  • Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
  • Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
  • Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
  • Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
  • Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

 Принципы: 

  • доступность, познавательность и наглядность
  • учёт возрастных особенностей
  • сочетание теоретических и практических форм деятельности
  • усиление прикладной направленности обучения
  • психологическая комфортность

          Программа предусматривает коллективную,  групповую и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов: 

  • словесные (рассказ, беседа),
  • наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ           технологических приемов),
  • практические (упражнения, выполнение творческой работы),  
  • репродуктивные (воспроизводящий),
  • частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества),
  • творческие (творческие задания по видам деятельности),
  • работа под непосредственным руководством педагога,
  • совместная работа,
  • самостоятельная работа.

Место проведения занятий:

  • школа  
  • учреждения дополнительного образования
  • спортивная площадка
  • окрестности станицы Нижнебаканской.

Срок реализации программы - 4 года.

Программа адресована учащимся 1- 4  классов  и рассчитана на 135 часов. 1класс- 33 часа, 2-4 классы-34 часа.  

Периодичность занятий – 1 час в неделю по 35-45 минут. 

Каждое занятие состоит из теоретической и практической части.  

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:  ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.

Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Формы организации детского коллектива:

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
  • Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу).
  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
  1. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

I год обучения

1.

Игры и игрушки

13ч.

6

7

Получение первоначальных знаний об истории возникновения кукол, глиняных игрушек, музыкальных инструментов, бумажного змея, оригами, мозаики. Формирование умения организовываться в пары и группы при играх в шашки, шахматы, подвижных играх и играх в мяч.

2.

Всё для дома

20ч.

11

9

Получение первоначальных знаний об истории возникновения подсвечника, иголки, ножниц, расчески, зеркала, шкатулки, замка, гвоздей, тарелки, вилки, шкафа, окна, двери, мыла, кровати, кирпича, часов, скатерти. Формирование навыка ухода за комнатными растениями., умения сотрудничать с педагогом, работать в парах и группах.

Итого

33ч.

17

16

II год обучения

1.

Школа

20ч.

10

10

Получение первоначальных знаний об истории возникновения рисунка, пера, карандаша, шариковой ручки, нот, бумаги, книг, энциклопедий, библиотек, флага, марки, карты, микроскопа, скотча. Формирование умения работать с книгой при поиске информации об истории возникновения названий дней недели, единиц измерения, добыче полезных ископаемых. Развитие логического мышления при разгадывании и составлении ребусов и кроссвордов.

2.

Еда

14ч.

7

7

Получение первоначальных знаний об истории изготовления хлеба, конфет, сахара, каши, пряников, шоколада, мороженого, добычи меда, окультуривания картофеля, фруктов и овощей. Формирование умения работы с книгой при поиске информации о пользе и вреде общедоступных продуктов питания, при работе с кулинарной книгой, сотрудничать с педагогом, работать в парах и группах. Формирование навыка самообслуживания.

Итого

34ч.

17

17

III год обучения

1.

Одежда

13ч.

7

6

Получение первоначальных знаний об истории возникновения пуговицы, шапки, сарафана, башмаков, носового платка, юбки и брюк, одежды для дома: халата и пижамы. Формирование навыка самообслуживания. Формирование умения работать в парах и группах при демонстрации модной одежды и аксессуаров.

2.

Праздник

21ч.

10

11

Получение первоначальных знаний об истории возникновения предметов и обычаев, связанных с праздниками. Формирование культуры общения, соблюдение правил этикета. Формирование умения организовываться в пары и группы во время праздничных конкурсов и игр.

Итого

34ч

17

17

IV год обучения

1.

Предприятия, сооружения, здания

16ч.

6

10

Получение первоначальных знаний об истории возникновения современных и древних сооружений. Формирование культуры поведения в общественных местах. Формирование умения организовываться в пары и группы во время игр, эстафет и инсценирования сказки.

2.

Транспорт

.

5

4

Получение первоначальных знаний об истории возникновения велосипеда, автомобиля, общественного транспорта, лайнера, парохода, самолета, лунохода, железнодорожного транспорта, уборочных машин. Формирование культуры поведения в общественном транспорте. Формирование навыка использования простейших медикаментов при оказании первой помощи на дороге.

3.

Полезные изобретения

9ч.

6

3

Получение первоначальных знаний об истории изобретения флюгера,  спичек, зонтика, денег, телефона, светофора. Формирование умения работать с книгой при поиске значений дорожных знаков. Формирование навыка ухода за аквариумными рыбками. Формирование умения сотрудничать с педагогом, работать в парах и группах.

Итого

34ч.

17

17

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ- 1 КЛАСС.

Общий годовой план работы составляет -33ч.

1.Игры и игрушки – 13ч.

История происхождения игр и игрушек.

Где появились куклы. Русский сувенир. История глиняной игрушки. Какой музыкальный инструмент был первым. Кто первым запустил бумажного змея. Кто придумал мяч. Настольные игры. Подвижные игры. Настольный театр. Калейдоскоп. Что нам известно об игре в шашки. Как появились шахматы. Народные игры и забавы.

2.Все для дома – 20ч.

История происхождения вещей для дома.

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник). Дырявое шило (про иголку). Посередине гвоздик (ножницы). Зеркало или жизнь! Кто изобрел расческу для волос. Королевская шкатулка. Не лает, не кусает (замок). Клад римских воинов (гвозди). Откуда пришла тарелка. Как баклуши били (ложки). Вилы и вилка. Преграждающая вход. Дверь. От бусинки до окна. История возникновения  кровати. Дом для одежды (шкаф). Когда было впервые изготовлено мыло. Время не ждет! Из чего построен дом? Глиняный кирпич. Скатерть-самобранка. Висячие сады.

Экскурсии – 4.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ - 2 КЛАСС.

Общий годовой план работы составляет -34ч.

1.Школа 20ч. 

История происхождения школьных принадлежностей, их назначение ииспользование.

Первые рисунки. Кто изобрел перо. Карандаш. История шариковой ручки.

Кто изобрел ноты. Кто изобрел бумагу. Когда появились первые книги.

Кто написал первую энциклопедию. Как возникли библиотеки. Откуда пошли названия дней недели. Как возникли единицы измерения. Как люди начали добывать полезные ископаемые. У какой страны впервые появился флаг. Какие бывают ребусы. Первая марка. Кто изобрел кроссворд. Кто придумал первую карту. Кто автор микроскопа. Скотч. Шотландская лента. Настольные наборы.

Экскурсии – 2.

Выставка поделок – 1.

2.Еда – 14ч. 

История происхождения продуктов питания.

Хлеб из орехов. Как картофель попал в Россию. Такая разная капуста. Откуда фрукты и овощи получили свое название. Где прячутся витамины. Секрет каши. Когда появились первые кулинарные книги. Кое-что из истории конфет. Из чего делают пряники. Секретное мороженое. Шоколад. Такой разный чай. Кто такой бортник? Каменный мед (сахар).

Экскурсии –2.

Проектная работа – 2.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ-  3 КЛАСС.

Общий годовой план работы составляет -34ч.

1.Одежда - 13ч. 

История возникновения одежды.

Одежда наших предков. Откуда взялся фартук. Зачем нужны пуговицы. Откуда взялись шапки. Кто придумал обувь? Секреты башмаков. История русского сарафана. Чем украшают одежду. С каких пор применяют носовые платки. Юбки и брюки. Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда. Домик для пальчиков. Варежки. Что такое «мода». Одежда для дома.

Экскурсии – 2.

2.Праздник – 21ч. 

История возникновения предметов и обычаев, связанных с праздниками.

Первые украшения. Новогодние игрушки. Бал-маскарад. Рождественские частушки. Мишура. Ярмарка. История воздушных шариков. Широкая Масленица. Толковый словарь маркиза Этикета. Приглашаем к столу.

Приглашение гостей. Почему на Пасху красят яйца. А раньше было так… История происхождения сувениров. Семейные праздники. Вечеринка.

История фейерверков. Конкурс Золушек и Рыцарей.

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ - 4 КЛАСС.

Общий годовой план работы составляет -34ч.

1.Предприятия, сооружения, здания - 16ч. 

История возникновения зданий, предприятий.

Как идет почта. Как возникла почтовая служба? Как появился фонтан. Кто основал первый зоопарк. А зачем нам лестницы? (метро). Когда возникли музеи. Музеи под открытым небом (памятники). Когда люди начали строить дома. Гидроэлектростанция. Каким был первый магазин. Кто вперед? Цирк! Цирк! Цирк! На подмостках театра. Чудеса света.

Экскурсии – 3.

2.Транспорт – .

История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе.

Кто придумал велосипед. Кто создал автомобиль. Общественный транспорт. Лайнер. Пароход. Кто изобрел самолет. Луноход. Железнодорожный транспорт. Уборочные машины. Специальные машины. Машина «Скорой помощи».

Экскурсии – 1.

Выставка рисунков – 1.

3.Полезные изобретения – 9ч.

Изобретения, которые принесли пользу человечеству.

Флюгер. История спичек. Когда был изобретен зонтик. История происхождения денег. Как был изобретен телефон. Светофор. Дорожные знаки. Окно в подводный мир (аквариум). Упаковочные материалы. Компьютер и Интернет.

Экскурсии – 1.

Выставка поделок – 1.

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.

В ходе освоения программы «Хочу узнать» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Хочу узнать» в 1 классе:

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Хочу узнать» во 2 классе:

Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок  или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться,  находить общее решение.

Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Хочу узнать» в 3 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • знаково-символические  моделирование и  преобразование модели с целью выявления общих законов;
  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • выбор эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные УУД:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Результаты развития универсальных учебных действий

 в ходе освоения курса «Хочу узнать» в 3 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • знаково-символические  моделирование и  преобразование модели с целью выявления общих законов;
  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • выбор эффективных способов решения задач;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные УУД:

  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Результаты развития универсальных учебных действий

в ходе освоения курса «Хочу узнать» в 4 классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
  1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  

Пример:

Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)

Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения.

Ключ к результату усвоения материала:

1-й уровень (70-80% ) — 3 балла

2-й уровень (80-90% ) — 4 балла

3-й уровень (90-100%) — 5 баллов

Самоконтроль: 

В 1 классе учитель (или родители), а со 2 класса, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения».  

Основными задачами их введения являются:

  • развитие познавательных интересов обучающихся
  • создание ситуации успеха для каждого ученика
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
  • максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
  • приобретение навыков саморефлексии.

Пример:

Раздел

Тема

Я знаю

Я умею

«Школа»

Первые рисунки

Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.

Рисовать восковыми мелками слона.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1 КЛАСС.

1.Игры и игрушки.

Занятия 1-13.

Цель: создать условия для знакомства детей в группе; развивать память, внимание, наблюдательность, приучать к стандартным мыслительным операциям. совершенствовать способность творчески и самостоятельно мыслить; развивать пространственную ориентацию; расширять словарный запас; развивать мелкую моторику; развивать умения межличностного взаимодействия участников игры.

Практические действия или трудовые операции

Вырезание бумажных кукол.

Изготовление тряпичных  кукол.

Лепка игрушек из глины.

Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы. Игра на шумовом инструменте.

Изготовление бумажного змея.

Игры с мячом.

Изготовление настольной игры.

Разучивание подвижных игр.

Оригами. Игрушки.

Мозаика из разной крупы.

Обучение игре в шашки.

Обучение игре в шахматы.

Игры на детской игровой площадке.

2.Все для дома.

Занятия 14-33.

Цель: развивать произвольное внимание, память; учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом; учить адекватной объективной самооценке; учить наблюдать за объектами и явлениями; совершенствовать коммуникативные качества (действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и уметь не уступать в других).

Практические действия или трудовые операции

Лепка из пластилина подсвечника.

Вдевание нитки в иголку.

Экскурсия в пошивочную мастерскую.

Изготовление зеркала для куклы (из фольги).

Экскурсия в парикмахерскую.

Рисование узора для шкатулки.

Лепка из пластилина ключей.

Забивание гвоздиков.

Экскурсия в школьную столовую.

Роспись ложки.

Рисование столовых приборов.

Учимся открывать и закрывать дверь.

Бусы из бисера.

Проектирование спальни.

Экскурсия в магазин мебели.

Рисование  упаковки для мыла.

Изготовление циферблата из картона и проволоки.

Лепка дома из кирпичиков (пластилин).

Вырезание узоров на бумажной скатерти.

Уход (полив, рыхление, посадка) за комнатными растениями.

2 КЛАСС.

1.Школа.

Занятия 1-20.

Цель: совершенствовать произвольный компонент слуховой, зрительной и моторной памяти; учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке; совершенствовать коммуникативные качества; развитие информационной грамотности.

Практические действия или трудовые операции

Рисование мелками на асфальте животных.

Изготовление ручки из пера.

Рисование карандашами.

Выставка поделок из сломанных ручек.

Экскурсия в музыкальную школу.

Аппликация из бумаги.

Изготовление книжки-малышки.

Рассматривание энциклопедий.

Экскурсия в библиотеку.

Составление распорядка мероприятий на неделю.

Измерение разными мерками.

Рассматривание коллекций полезных ископаемых.

Рисование флага сказочной страны.

Составление и разгадывание ребусов.

Изготовление «собственной» марки.

Игра «Поле чудес».

Игра «Найди клад» (по карте).

Рассматривание предметов под микроскопом и лупой.

«Книжкина больница» (ремонт книг в библиотеке)

Лепка из глины.

2.Еда.

Занятия 21-34.

Цель: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; развивать восприятие; определять чувства и настроения других; совершенствовать произвольный компонент слуховой, зрительной и моторной памяти; учить наблюдать за объектами и явлениями; развивать умения межличностного взаимодействия участников игры.

Практические действия или трудовые операции

Поделки из скорлупы орехов.

Проект «Мое любимое блюдо» (из картофеля).

Составление загадок о капусте.

Проект «Откуда фрукты и овощи получили свое название».

Поделки из овощей.

Аппликация с использованием крупы.

Составление рецепта(тема любая).

Плетение пояса из фантиков.

Лепка пряников из соленого теста.

Экскурсия в кафе «Мороженое».

Рисование обертки шоколада.

Заваривание чая.

Составление сборника народных рецепты лечения (с медом).

Экскурсия в магазин «Сладкоежка».

3 КЛАСС.

1.Одежда.

Занятия 1-13.

Цель: совершенствовать произвольный компонент слуховой, зрительной и моторной памяти; увеличивать объём внимания и развивать быстроту реакции; учить наблюдать за объектами и явлениями; развитие информационной грамотности; учить планировать свою работу, соотнося ее с общим замыслом, учить адекватной объективной самооценке; развивать умения межличностного взаимодействия участников игры.

Практические действия или трудовые операции

Составление кроссворда «Одежда предков».

Рисование и вырезание фартука из бумаги.

Пришивание пуговицы.

Вязание крючком.

Экскурсия в мастерскую «Обувь».

Разучивание русских народных игр с закличками.

Изготовление аксессуаров.

Игры с платочком.

Экскурсия в швейную мастерскую.

Плетение из ниток.

Вязание петель на спицах.

Конкурсная программа «Модники».

Рисование узора для пижамы (халата).

2.Праздник.

Занятия 14-34.

Цель: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику; развивать восприятие; определять чувства и настроения других; развивать слуховую, смысловую  память; развивать словесно-логическое мышление, словесного анализа и синтеза; расширять словарный запас; развивать умение переходить от конкретного к абстрактному; развивать гибкость мышления, воображение.

Практические действия или трудовые операции

Бусы из бумаги.

Украшение новогодней ёлки.

Новогодний карнавал.

Конкурсная программа: исполнение частушек.

Поделки из мишуры (фольги).

Поделки из разных материалов.

Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках.

Чаепитие с блинами.

Правила этикета.

Сервировка стола.

Конкурсы для пап и мам.

Роспись яйца.

Изготовление подарка из подручных материалов

Изготовление сувенира.

Составление календаря семейных праздников.

День рождения.

Конкурсная программа.

Аппликация «Салют».

Игровые конкурсы для мальчиков и девочек.

4 КЛАСС.

1.Предприятия, сооружения, здания.

Занятия 1-16.

Цель: развивать логическое мышление, совершенствовать умения сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности на вербальном материале; совершенствовать внимание (концентрация) и ассоциативную память; развивать познавательные интересы, учебные мотивы; развивать зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, образное мышление; тренировать способность творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы; совершенствовать коммуникативные качества.

Практические действия или трудовые операции

Экскурсия на почту.

Написание письма другу.

Рисование фонтана.

Посещение кабинета биологии. Загадки о диких животных

Заочная экскурсия в метрополитен.

Экскурсия в школьный музей.

Экскурсия к памятникам станицы.

Изготовление дома из спичечных коробков.

Составление кроссворда на тему «Электричество».

Игра в магазин.

Эстафеты на стадионе (в спортзале).

Посещение циркового представления.

Инсценирование сказок.

Заочная экскурсия к египетским пирамидам.

2.Транспорт.

Занятия 17-25.

Цель: учить наблюдать за объектами и явлениями; совершенствовать произвольный компонент слуховой, зрительной и моторной памяти; развитие информационной грамотности; развивать словесно-логическое мышление, словесного анализа и синтеза; расширять словарный запас; способствовать развитию умения давать определения понятиям; правильно высказывать суждения; умение делать обобщение; классифицировать; развитие информационной грамотности; совершенствовать коммуникативные качества.

Практические действия или трудовые операции

Езда на велосипеде.

Сборка машины из деталей конструктора.

Экскурсия по ПДД. Правила поведения в транспорте.

Оригами. Кораблик.

Конструирование самолета из деталей конструктора.

Выставка рисунков «Космос».

Рисование поезда.

Конструктор. Уборочная машина.

Оказание первой помощи.

3.Полезные изобретения.

Занятия 26-34.

Цель: развивать слуховую, смысловую  память; совершенствовать внимание (концентрация) и ассоциативную память; развивать познавательные интересы, учебные мотивы; развивать вербально - логическое мышление, способность к классификации, абстрагированию; развивать зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, образное мышление; развитие информационной грамотности; тренировать способность творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы; способствовать развитию умения давать определения понятиям; правильно высказывать суждения; умение делать обобщение.

Практические действия или трудовые операции

Изготовление флюгера.

Поделки из спичек.

Рисование узора для зонтика.

Составление коллекции монет.

Правила вежливого разговора по телефону.

Экскурсия по ПДД.

Изонить «Рыбки».

Выставка поделок из целлофана, пластика, картона.

Работа на компьютере.

Словарь

Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.

Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).

Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.

Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.

Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п/п

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей

1

2

Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей

1

3

Чудакова, Н. Энциклопедия праздников

1

4

Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей

1

5

Шпагин М. Что было до …

1

  1. Печатные пособия.

Таблицы по ПДД, правилам безопасного поведения

  1. Технические средства обучения.

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов, картинок

1

2

Магнитная доска

1

3

Телевизор

1

4

Видеоплейер

1

5

Компьютер

1

6

Мультимедийный проектор

1

7

Экспозиционный экран

1

8

Принтер лазерный

1

9

Документкамера

1

  1. Экранно-звуковые пособия

1

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

2

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

  1. Игры и игрушки

1

Игрушки для девочек и мальчиков

2

Карточки с изображениями животных, растений, домашних вещей, одежды, транспорта и т.д.

  1. Оборудование класса

1

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

15

2

Стол учительский с тумбой

1

3

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

4

4

Полки для книг

5

Подставки для книг

6

Наборы ученические для изготовления поделок и рисования.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

МАОУ СОШ № 11

от ___________       года № 1

___________        

                               

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____

______________   года

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________

«  »                        года 

Краснодарский край

муниципальное образование Крымский район  

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

станицы Нижнебаканской  

муниципального образования Крымский район

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общекультурного направления

 

кружок

 «Хочу узнать» 

(наименование)

 

 младшие школьники,      класс

(возраст обучающихся)

                                                                             

     

__Шкуридина О.Л.

                                                                                                                                                                          (Ф.И.О. учителя, составителя)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Название темы

Всего  часов

Количество часов

Дата проведения

аудиторные

внеауди

торные

план

факт

1.Игры и игрушки – 13ч.

1

Где появились куклы.

1

1

2

Русский сувенир.

1

1

3

История глиняной игрушки.

1

1

4

Какой музыкальный инструмент был первым.

1

1

5

Кто первым запустил бумажного змея.

1

1

6

Кто придумал мяч.

1

1

7

Настольные игры.

1

1

8

Подвижные игры.

1

1

9

Настольный театр.

1

1

10

Калейдоскоп.

1

1

11

Что нам известно об игре в шашки.

1

1

12

Как появились шахматы.

1

1

13

Народные игры и забавы.

1

1

2.Всё для дома – 20ч.

14

«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник).

1

1

15

16

Дырявое шило (про иголку).

Посередине гвоздик (ножницы).

2

1

2

1

17

Зеркало или жизнь!

1

1

18

Кто изобрел расческу для волос.

1

1

19

Королевская шкатулка.

1

1

20

Не лает, не кусает (замок).

1

1

21

Клад римских воинов (гвозди).

1

1

21

Откуда пришла тарелка.

1

1

23

24

Как баклуши били (ложки).

Вилы и вилка.

2

1

2

1

25

Преграждающая вход. Дверь.

1

1

26

От бусинки до окна.

1

1

27

28

История возникновения  кровати.

Дом для одежды (шкаф).

2

1

1

1

29

Когда было впервые изготовлено мыло.

1

1

30

Время не ждет!

1

1

31

Из чего построен дом? Глиняный кирпич.

1

1

32

Скатерть-самобранка.

1

1

33

Висячие сады.

1

1

Итого

33

17

16

        

               

2 класс

Название темы

Всего  часов

Количество часов

Дата проведения

аудиторные

внеауди

торные

план

факт

1.Школа- 20ч

1

Первые рисунки.

1

1

2

Кто изобрел перо.

1

1

3

Карандаш.

1

1

4

История шариковой ручки.

1

1

5

Кто изобрел ноты.

1

1

6

Кто изобрел бумагу.

1

1

7

Когда появились первые книги.

1

1

8

Кто написал первую энциклопедию.

1

1

9

Как возникли библиотеки.

1

1

10

Откуда пошли названия дней недели.

1

1

11

Как возникли единицы измерения.

1

1

12

Как люди начали добывать полезные ископаемые.

1

1

13

У какой страны впервые появился флаг.

1

1

14

Какие бывают ребусы.

1

1

15

Первая марка.

1

1

16

Кто изобрел кроссворд.

1

1

17

Кто придумал первую карту.

1

1

18

Кто автор микроскопа.

1

1

19

Скотч. Шотландская лента.

1

1

20

Настольные наборы.

1

1

2.Еда- 14ч.

21

Хлеб из орехов.

1

1

22

Как картофель попал в Россию.

1

1

23

Такая разная капуста.

1

1

24

Откуда фрукты и овощи получили свое название.

1

1

25

Где прячутся витамины.

1

1

26

Секрет каши.

1

1

27

Когда появились первые кулинарные книги.

1

1

28

Кое-что из истории конфет.

1

1

29

Из чего делают пряники.

1

1

30

Секретное мороженое.

1

1

31

Шоколад.

1

1

32

Такой разный чай.

1

1

33

Кто такой бортник?

1

1

34

Каменный мед (сахар).

1

1

Итого

34

17

17

3 класс

Название темы

Всего  часов

Количество часов

Дата проведения

аудиторные

внеауди

торные

план

факт

1.Одежда - 13ч.

1

Одежда наших предков.

1

1

2

Откуда взялся фартук.

1

1

3

Зачем нужны пуговицы.

1

1

4

Откуда взялись шапки.

1

1

5

Кто придумал обувь? Секреты башмаков.

1

1

6

История русского сарафана.

1

1

7

Чем украшают одежду.

1

1

8

С каких пор применяют носовые платки.

1

1

9

Юбки и брюки.

1

1

10

Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда.

1

1

11

Домик для пальчиков. Варежки.

1

1

12

Что такое «мода».

1

1

13

Одежда для дома.

1

1

2.Праздник – 21ч.

14

Первые украшения.

1

1

15

Новогодние игрушки.

1

1

16

Бал-маскарад.

1

1

17

Рождественские частушки.

1

1

18

Мишура.

1

1

19

Ярмарка.

1

1

20

История воздушных шариков.

1

1

21

Широкая Масленица.

1

1

22

Толковый словарь маркиза Этикета.

1

1

23

Приглашаем к столу.

1

1

24-25

Приглашение гостей.

2

2

26

Почему на Пасху красят яйца.

1

1

27

А раньше было так…

1

1

28

История происхождения сувениров.

1

1

29-30

Семейные праздники.

2

1

1

31

Вечеринка.

1

1

32

История фейерверков.

1

1

33

Конкурс Рыцарей.

1

1

34

Конкурс Золушек.

1

1

Итого

34

17

17

4 класс

Название темы

Всего  часов

Количество часов

Дата проведения

аудиторные

внеауди

торные

план

факт

1. Предприятия, сооружения, здания - 16ч.

1

Как идет почта.

1

1

2

Как возникла почтовая служба?

1

1

3

Как появился фонтан.

1

1

4-5

Кто основал первый зоопарк.

2

2

6

А зачем нам лестницы? (метро).

1

1

7

Когда возникли музеи.

1

1

8

Музеи под открытым небом (памятники).

1

1

9

Когда люди начали строить дома.

1

1

10

Гидроэлектростанция.

1

1

11

Каким был первый магазин.

1

1

12

Кто вперед?

1

1

13-14

Цирк! Цирк! Цирк!

2

2

15

На подмостках театра.

1

1

16

Чудеса света.

1

1

2.Транспорт – .

17

Кто придумал велосипед.

1

1

18

Кто создал автомобиль.

1

1

19

Общественный транспорт.

1

1

20

Лайнер. Пароход.

1

1

21

Кто изобрел самолет.

1

1

22

Луноход.

1

1

23

Железнодорожный транспорт.

1

1

24

Уборочные машины.

1

1

25

Специальные машины. Машина «Скорой помощи».

1

1

3.Полезные изобретения – 9ч.

26

Флюгер.

1

1

27

История спичек.

1

1

28

Когда был изобретен зонтик.

1

1

29

История происхождения денег.

1

1

30

Как был изобретен телефон.

1

1

31

Светофор. Дорожные знаки.

1

1

32

Окно в подводный мир (аквариум).

1

1

33

Упаковочные материалы.

1

1

34

Компьютер и Интернет.

1

1

Итого

34

17

17

Итого за весь курс

135

68

67

         

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все узнаю, все смогу"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление.

Рабочая программа с УУД  по внеурочной деятельности в 1 классе  по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Всё узнаю, всё смогу»

Если хочешь научить меня чему-то, то позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться,послушать, потрогать и подержать в руках,  а может быть и попробовать на вкус....

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Узнаю сам» Интеллектуальное направление

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Узнаю сам»  Интеллектуальное  направление. Возраст участников образовательного процесса 7-8 лет.Срок реализации:1 год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край" для обучающихся 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Всё узнаю, всё смогу"

Данная образовательная программа направлена на освоение работы над проектами в начальной школе, а также ориентирована на формирование универсальных учебных действий школьников. Данный курс создан...