Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Узнаю сам» Интеллектуальное направление
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Узнаю сам» Интеллектуальное направление. Возраст участников образовательного процесса 7-8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uznayu_sam.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании Заместитель директора по ВР Директор МОУ «СОШ методического совета ОУ _______ _________ .)
Протокол № «» от «____» __________г. От «___»___________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Узнаю сам»
Интеллектуальное направление
Срок реализации: 1 год
Возраст участников образовательного процесса 7-8лет
Составитель: Воробьева О.А.
учитель начальных классов
1. Пояснительная записка.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане МКОУ «СОШ ».
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ» на проектную деятельность в 1 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2015-2016 учебный год.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Цель программы:
Создать условия для развития познавательной инициативы (любознательности) учащихся.
Задачи программы:
- использовать познавательно-исследовательскую деятельность взрослого с детьми как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с развивающим потенциалом других видов деятельности);
- обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения);
- обеспечивать переход от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу и рассуждению;
- развивать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся за счет партнерской деятельности со взрослым и адекватной развивающей среды;
- расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Целевым ориентиром для учителя (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности учащихся:
-проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за кругом непосредственно данного, задает вопросы об отвлеченных вещах (почему? зачем? как?);
-обнаруживает стремление объяснять связь фактов, используя простое причинное рассуждение (потому что…);
-стремится к упорядочению, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
-проявляет интерес к познавательной литературе;
-проявляет интерес к символическим языкам: самостоятельно берется «читать» схемы, карты, чертежи, делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять схемы, карты, пиктограммы;
-записывает истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности (типы исследования).
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа)
- путешествие по карте;
- путешествие по «реке времени».
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Планируемые результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, фотоальбом, плакат, сценарий праздника.
В результате освоения данной программы
учащиеся должны иметь представление:
- о связях и зависимостях в неживой и живой природе;
- о видовом разнообразии в природе;
- о видах рукотворных предметов;
- о пространстве мира, частях света и родной стране;
- об историческом времени -от прошлого к настоящему, истории материальной цивилизации- жилища, транспорта.
учащиеся должны научиться:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).
2. Календарно-тематическое планирование на 2015-2015 учебный год.
33 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Количество часов | Тема занятия | Форма проведения | Образовательный продукт | УУД | |
Раздел 1.Коллекционирование (классификация) | ||||||
1. | 1 | Времена года (сезоны). | обучающее занятие | Коллаж | Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности; представление о причинах успеха в учебе; представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами. | |
2. | 1 | Мир растений. | обучающее занятие | Классификационная таблица | ||
3. | 1 | Мир животных. Виды животных, занесенных в Красную книгу России | обучающее занятие | Классификационная таблица, создание Красной книги | ||
4. | 1 | Виды минералов. | обучающее занятие | Коллекция камней | ||
5. | 1 | Виды местности (природные ландшафты). | обучающее занятие | Классификационная таблица | ||
6. | 1 | Виды транспорта. | обучающее занятие | Классификационная таблица | ||
7. | 1 | Виды строительных сооружений. | обучающее занятие | Классификационная таблица | ||
8. | 1 | Виды профессий. | обучающее занятие | Классификационная таблица | ||
9. | 1 | Виды спорта. | обучающее занятие | Классификационная таблица | ||
Раздел 2.Опыты (экспериментирование) | ||||||
10 | 1 | Состав и свойства почвы. | Опытно -экспериментальное занятие | создание уголка-лаборатории | Личностные: интерес к учебному материалу; – осознание внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. | |
11. | 1 | Условия жизни растений. | Опытно -экспериментальное занятие | создание уголка-лаборатории | ||
12. | 1 | Движение воздуха (ветер). | Опытно -экспериментальное занятие | создание уголка-лаборатории | ||
13. | 1 | Оптические эффекты: микро- и макромир. | Опытно -экспериментальное занятие | Создание уголка-лаборатории | ||
14. | 1 | Свет и цвет в природе (как сделать радугу). | Опытно -экспериментальное занятие | Создание уголка-лаборатории | ||
15. | 1 | Рудные полезные ископаемые и свойства магнита. | Опытно -экспериментальное занятие | Создание уголка-лаборатории | ||
16. | 1 | Как «устроены» стихи. | Конкурс стихов | Блок - книжки | ||
Раздел3. Путешествие по карте (пространство мира). | ||||||
17. | 1 | Поверхность земли и стороны света. | Экскурсия | оформление географической карты | Личностные: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; Регулятивные: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Познавательные: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы. | |
18. | 1 | Океаны и их обитатели (подводный мир). | Занятие-путешествие | оформление географической карты | ||
19. | 1 | Северные земли и их обитатели. | Занятие-путешествие | оформление географической карты | ||
20. | 1 | Части света с их природными и культурными «метками» -символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия): -Африка | Занятие-путешествие | оформление географической карты | ||
21. | 1 | Австралия | Занятие-путешествие | оформление географической карты | ||
22. | 1 | Антарктида | Занятие-путешествие | оформление географической карты | ||
23. | 1 | Америка | Занятие-путешествие | оформление географической карты | ||
24. | 1 | Азия | Занятие-путешествие | оформление географической карты | ||
25. | 1 | Европа | Занятие-путешествие | оформление географической карты | ||
26. | 1 | Наша страна – Россия Неофициальные символы России | Занятие-путешествие | оформление географической карты, мультимедийный проект | ||
27. | 1 | Наша Родина – Ямал. Гордость Ямальского района. | Занятие-путешествие | оформление географической карты, проект музыкально-литературная композиция | ||
Раздел 4.Путешествие по реке времени. | ||||||
28. | 1 | История моей семьи. | проект | Коллаж «Я люблю свою семью» | Личностные: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных моральных норм поведения. Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости | |
29. | 1 | Настоящее и прошлое человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации: история жилища и бытового устройства | экскурсия | Панно «Река времени» | ||
30. | 1 | История огня (освещение и тепло)- | Занятие-путешествие | Панно «Река времени» | ||
31. | 1 | История коммуникации | Занятие-путешествие | Панно «Река времени» | ||
32. | 1 | История письменности | Занятие-путешествие | Панно «Река времени» | ||
33. | 1 | История профессий | Занятие-путешествие | Панно «Река времени» |
Содержание
Раздел 1. Коллекционирование (классификация).
1. Времена года (сезоны). Сравнение сезонов попарно. Главные события в каждом сезоне. Классификация времен года. Создание коллажа «Времена года»
2.Мир растений. Отличительные признаки растения. Классификация деревьев, кустарников, трав.
3. Мир животных. Сравнение животных по основанию: приспособление к среде обитания, характер питания. Составление классификационной таблицы .
4. Виды минералов. Знакомство с коллекцией минералов. Нахождение сходства и различия. Значение для человека.
5.Виды местности (природные ландшафты). Знакомство с различными природными ландшафтами (лес, степь, пустыня). Классификация по основанию: характер растительности, погодные условия.
6. Виды транспорта. Классификация видов транспорта по основанию: среда передвижения, с двигателем и без двигателя.
7.Виды строительных сооружений. Знакомство с разнообразными зданиями и строительными сооружениями. Отличие города от деревни.
8.Виды профессий. Классификация профессий по основанию: работа с техникой, живой природой, людьми.
9.Виды спорта. Знакомство с различными видами спорта. Чем отличаются и чем похожи разные виды спорта. Классификация видов спорта по основанию: сезон, число участников.
Раздел 2.Опыты (экспериментирование)
10.Состав и свойства почвы. Почва черноземная, песчаная, глинистая, каменистая. Составные части почвы. Опытная проверка плодородия почвы.
11.Условия жизни растений. Вода, свет, тепло, почва необходимые условия жизни и роста растений. Проверка опытным путем оптимальных условий роста растений.
12. Движение воздуха (ветер). Проверка опытным путем появления воздушных потоков (ветра).
13. Оптические эффекты: микро- и макромир. Знакомство с увеличительными приборами. Микроскоп, бинокль, телескоп.
14. Свет и цвет в природе (как сделать радугу). Проверка опытным путем появления радуги (преломление солнечных лучей).
15. Рудные полезные ископаемые и свойства магнита. Происхождение металла. Способ добычи и получения металла. Свойства магнита. Применение магнита .Эксперимент с компасом.
16. Как «устроены» стихи. Отличие стихотворения от прозы. Игра в буриме. Составление книжки со стихами.
Раздел3. Путешествие по карте (пространство мира).
17.Поверхность земли и стороны света. Знакомство с глобусом и физической картой. Что обозначают рисунки и цвета на глобусе и карте. Сравнение водных пространств и суши. Рельеф суши. Определение сторон света. Составление маршрута путешествия по карте.
18.Океаны и их обитатели (подводный мир). Океаны- водные пространства земного шара. Подводные пейзажи: колонии кораллов, заросли водорослей.
19.Северные земли и их обитатели. Географическое положение крайнего севера. Климат. Ландшафт. Животные. Жители.
20.Части света с их природными и культурными «метками» -символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия): Часть света - Африка. Природный ландшафт. Климат. Животные. Жители
21.Часть света - Австралия. Природный ландшафт. Климат. Животные. Жители
22.Часть света - Антарктида. Природный ландшафт. Климат. Животные. Жители
23.Часть света - Америка. Природный ландшафт. Климат. Животные. Жители
24.Часть света - Азия. Природный ландшафт. Климат. Животные. Жители
25.Часть света - Европа. Природный ландшафт. Климат. Животные. Жители
26.Наша страна - Россия. Природный ландшафт. Климат. Животные .Жители
27.Наша Родина-Ямал. Природный ландшафт. Климат. Животные. Жители
Раздел 4.Путешествие по реке времени
28.История моей семьи. Составление генеалогического дерева семьи. Знакомство с историей семьи.
29.Настоящее и прошлое человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации: история жилища и бытоустройства. Знакомство с бытом и жилищем человека в древности, в старину и в наши дни.
30.История огня (освещение и тепло). Как люди отапливали и освещали свое жилище в древности, в старину и в наши дни.
-31.История коммуникации. Как люди передавали новости древности, в старину и в наши дни.
32.История письменности. Свитки с пиктограммами, рукописные книги, современные книги.
33.История профессий. Профессии человека в древности, в старину и в наши дни.
4. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
- Проектные задачи в начальной школе//Пособие для учителя. Под редакцией А. Б. Воронцова. 3-е издание – М: «Просвещение» 2011.
- Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. –Волгоград: Издательство «Учитель» 2011.
- Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
- Н.А.Короткова Организация познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада.// Москва 2002г.
5. Список литературы, используемой для составления программы.
- Концепция модернизации Российской Федерации.
- Федеральный компонент государственного стандарта начального образования.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все узнаю, все смогу"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление....
Рабочая программа по внеурочной деятельности творческого объединения "Светофорик"
Программа кружка "Светофорик" с 1 по 4 класс, с пояснительной заниской, КТП, планируемыми результатами по ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Всё узнаю, всё смогу»
Если хочешь научить меня чему-то, то позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться,послушать, потрогать и подержать в руках, а может быть и попробовать на вкус....
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности "Логика"
Рабочая программа к курсу «Логика» для 2 класса составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Ум...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край" для обучающихся 4 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Всё узнаю, всё смогу"
Данная образовательная программа направлена на освоение работы над проектами в начальной школе, а также ориентирована на формирование универсальных учебных действий школьников. Данный курс создан...