Рабочая программа по предмету "Я и моя семья" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moya_semya_1_klass_mastryukova.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

 Принято на заседании педагогического                             Утверждаю

 совета ГБОУ Школа №  2127                                               Директор ГБОУ Школа № 2127

 от «____»___________20___г.                                           _______________И.Ю. Солодкий

 Протокол № 1                                                                 «____»   ________________    20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Я и моя семья»

составлена на основе

программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

(под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011)

 1 дополнительный класс

 

2017 - 2018 учебный год

Мастрюкова О.В., учитель

   

Москва 2017 г.

Я И МОЯ СЕМЬЯ

Пояснительная записка

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Данная  рабочая программа по курсу «Я и моя семья» составлена для учащихся 1-го дополнительного класса на основе учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011).

Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

У учащихся с нарушениями интеллекта, нередко сочетающимися с нарушениями эмоционально-волевой сферы и вторичным недоразвитием речи, возникают трудности в понимании и осмыслении событий своей жизни, жизни окружающих его людей, событий социальной жизни. Они не умеют строить и анализировать взаимоотношения с близкими взрослыми, сверстниками. Все эти особенности сказываются на поведении и развитии личности ребенка с нарушениями интеллекта.

Коррекционная работа по формированию у умственно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способствовать возникновению у него потребности к установлению определенных социальных отношений со своими сверстниками.

Предполагается индивидуально-дифференцированный подход в обучении, систематичность и последовательность, повторяемость и концентричность процесса, связь с жизнью и использование материала, доступного пониманию детей.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию первоначальных представлений о себе самом и своей семье у воспитанников с нарушениями интеллекта преследует следующие цели:

- формирование представлений о своем имени, фамилии;

- формирование половозрастных представлений;

- формирование элементарных потребностей, желаний, интересов;

- организация собственного социально-эмоционального опыта;

- формирование представлений о своей семье и об отношениях в ней.

Задачи: 

  • формирования у воспитанников представлений:

- о себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, называть части своего тела и лица, знать их назначение);

- о своей семье (знать и называть имена родителей, других родственников, узнавать их на фотографиях);

- о людях, близких по каждодневному общению (учить детей называть имена сверстников, узнавать их на фотографиях).

  • развитие семейных увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня;

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Продолжительность одного урока: первое полугодие - 35 минут; второе полугодие – 40 минут.

Форма реализации – очная.

В целях более успешного развития и продвижения учащихся предусмотрено многократное повторение материала. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.

Содержание программы

  1. «Сведения о себе»

Анкетные данные ребенка (фамилия, имя, возраст, место проживания). Отождествление себя на фотографиях. Ролевая идентификация: сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Понятие «мое – не мое»

  1. «Ближайшее окружение»

Понятие «семья», «родители». Родители – мама, папа. Ребенок сын (дочь), брат (сестра), внук (внучка). Дружеские отношения братьев и сестер. Бабушки и дедушки. Понимание родственных отношений. Младшие, взрослые, старшие члены семьи. Родители – самые важные для ребенка люди в семье. Фамилии, имена родителей, других членов семьи. Профессии родителей. Совместные занятия ребенка с другими членами семьи (труд, развлечения). Забота друг о друге. Бережное отношение ко всем членам семьи. Дни рождения членов семьи. Торжественные события в семье. Семейный досуг.

  1. «Что такое «дружба»?»

Понятие «друг, друзья». Друзья. Их имена. Способы знакомства, приветствия, предложений об организации совместных игр. Обращение за помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»). Совместный досуг.

Предполагаемые результаты обучения

Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

В обучении и развитии детей со сложной структурой дефекта невозможно ориентироваться на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, т.к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученных сведений.    

Ожидаемые результаты:

- узнавать себя в зеркале, на фотографиях, называя свое имя;

- откликаться на свое имя, давать эмоциональную и двигательную реакцию на него;

- называть свое имя, отвечая на вопросы: «Как тебя зовут?», «Как твое имя?»;

- выделять себя по половому признаку (внешнему признаку), относить
себя к девочкам или мальчикам;

- связывать свой день рождения с праздничным событием;

- обращать внимание детей на свои базовые потребности (еда, сон, отдых, игра);

- фиксировать комфортное состояние детей на приход, пребывание в
группе, подчеркивая словами: «хорошо», «здорово», «весело»;

- выделять близкого взрослого, педагогов, сверстников, обращая внимание на их действия, эмоционально реагировать на них;

- вызывать эмоциональную реакцию на: ласковое обращение к нему знакомого взрослого, вызывать двигательное подкрепление эмоциональной реакции;

- выделять маму (или другого близкого взрослого), давать эмоционально-двигательную реакцию (инициативную улыбку, двигательную реакцию, называть «мама») на ее появление в классе;

- использовать эмоционально-тактильные способы для выражения чувства привязанности к близким взрослым;

- узнавать близких взрослых и самого себя на фотографиях, показывать и говорить: «Это мама. Это папа. Это я, Катя».

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

2

2

Сведения о себе. Понятие «имя», «фамилия», «возраст».

Отождествление себя со своим именем и фамилией

12

3

«Моя семья». Члены моей семьи.

10

4

«Мои родители»

12

5

Семейные праздники.

5

6

Воспитание. Нормы воспитания.

2

7

Старшие и младшие члены моей семьи

12

8

Что такое «дружба»? Наши младшие друзья.

5

9

Семейный досуг

5

10

Подведение итогов

1

Итого

66

Календарно - тематическое планирование по предмету

«Я и моя семья»

 1 (дополнительный) класс

2017 – 2018 учебный год

п/п

Темы занятий

Дата проведения занятий

Введение

1

Вводный урок «Знакомимся!»

2

Актуализация имеющихся знаний.

Сведения о себе. Понятие «имя», «фамилия», «возраст».

Отождествление себя со своим именем и фамилией

3

Что такое «имя»? Зачем оно нужно?

4

Учимся давать полный ответ  на вопрос: «Как тебя зовут?»

5

Соотнесение себя со своим именем.

6

Отождествление себя в зеркале.

7

Отождествление себя на фотографии.

8

Что означают наши имена?

9

«Зачем нужна фамилия?».

10

Учимся называть имя и фамилию.

11

Возраст. Учимся отвечать на вопрос «Сколько тебе лет?»

12

Понятия «старший – младший».

13

«Мой день рождения!» Составление рассказа по фотографии.

14

Понятия «мое – не мое». Личные вещи ребенка.

«Моя семья». Члены моей семьи

15

Понятие «Моя семья».

16

Что такое «семья»? Для чего нужна семья?

17

Члены моей семьи.

18

Члены моей семьи. Работа с семейными фотографиями.

19

Члены моей семьи. Работа с семейными фотографиями. Выделение себя на семейных фотографиях.

20

Чтение произведения Т.Агибаловой «Что может быть семьи дороже?»

21

«Дружная семья – что это значит?»

22

Чтение произведения Т. Агибаловой «В семейном кругу».

23

Обязанности членов семьи.

24

«Обязанности членов семьи» продолжаем изучать тему.

«Мои родители»

25

Понятие «Родители».

26

Понятие «Родители» продолжаем изучать тему.

27

«Моя мама». Составление короткого рассказа о маме (имя, возраст, описание внешности).

28

«Моя мама». Составление короткого рассказа о маме (имя, возраст, описание внешности). Работа с фотографией.

29

«Ласковые слова для мамы». Почему я люблю маму?

30

Чтение произведения Е. Благининой «Вот какая мама».

31

«Мой папа». Составление короткого рассказа о папе (имя, возраст, описание внешности).

32

«Мой папа». Составление короткого рассказа о папе (имя, возраст, описание внешности). Работа с фотографией.

33

«Ласковые слова для папы». Почему я люблю папу?

34

Почему надо слушаться родителей?

35

Профессии родителей.

36

«Профессии родителей» продолжаем изучать тему.

Семейные праздники

37

Семейные традиции.

38

Праздники в моей семье.

39

«Праздники в моей семье» продолжаем работать над темой.

40

«Новый год – семейный праздник!»

41

Мои планы на новогодние праздники.

Воспитание

42

«Воспитание» - что это такое? Нормы воспитания.

43

Как дети могут помочь родителям?

Старшие и младшие члены моей семьи

44

Понятие «Дети». Мои братья и сестры.

45

«Моя сестра». Составление короткого рассказа о сестре (имя, возраст, описание внешности). Работа с фотографией.

46

«Мой брат». Составление короткого рассказа о брате (имя, возраст, описание внешности). Работа с фотографией.

47

Чтение произведения А. Барто «Младший брат».

48

Мои бабушка и дедушка.

49

23 февраля – поздравляем дедушек и пап!

50

«Мой дедушка». Составление короткого рассказа о дедушке (имя, возраст, описание внешности). Работа с фотографией.

51

«Моя бабушка». Составление короткого рассказа о бабушке (имя, возраст, описание внешности). Работа с фотографией.

52

8 Марта – праздник бабушек и мам!

53

Чтение произведения Е. Благининой «Наш дедушка».

54

Почему нужно уважать старших?

55

Как мы можем помочь пожилым людям?

Что такое «дружба»? Наши младшие друзья

56

Наши младшие друзья – животные.

57

Понятие «друзья», «мой друг».

58

«Мой друг». Составление короткого рассказа о друге (имя, возраст, описание внешности). Работа с фотографией.

59

«Мой друг». Составление короткого рассказа о друге (имя, возраст, описание внешности). Работа с фотографией.

60

Почему нужно ценить дружбу?

Семейный досуг

61

Семейный досуг.

62

«Семейный досуг» продолжаем работать над темой. Работа с фотографиями.

63

9 мая - День Победы!

64

Семейная поездка. Составление рассказа по фотографии.

65

Мои планы на лето. Семейный отдых.

66

Подведение итогов.

Итого за год 66 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

Календарно-тематическое планирование по  "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...