Занятие по краеведению на тему: "Народы, проживающие в Волгоградской области".
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края,
формирование умений реализации универсальных учебных действий,
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_9_-_2_klass.docx | 707.62 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Народы, проживающие в Волгоградской области
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края,
формирование умений реализации универсальных учебных действий,
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Оборудование: демонстрационный материал, компьютер, презентация, проектор, листы активности, пазлы.
Ход занятия
Мотивация к учебной деятельности.
Звучит отрывок песни «Родина моя»:
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы снова начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема урока так и звучит – «Народы Волгоградской области». А какие же цели мы поставим перед собой?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.
Актуализация знаний.
Учитель: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.
Перед Волгой путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.
А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия.
Физминутка под песню “Волга в сердце впадает мое”. Дети следят за движущимися девушками в национальных костюмах.
Учитель: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде?
Ответы детей
Учитель: Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их.
Ответы детей.
Учитель: Молодцы! Это русские и казахи, татары и мордва, чуваши и немцы. У вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?
Ответы детей.
Изучение нового материала.
Учитель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.
Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм. Сейчас вы узнаете о нем, если прочитаете следующий текст. А еще, ребята первой группы должны найти названия частей национального костюма и обозначить их на своих листах активности.Ребята второй группы - в этом же тексте ответ на вопрос: какую часть одежды должна была бросить девушка, чтобы спастись от нечистой силы.
Задание 1. Рассели народы. Стрелками соедини картинки народов с картой Волгоградской области.
Загадка для первой группы:
Выбегал конь — огонь,
А за ним — Сто погонь.
Загадка для второй группы:
Летом в шубе, зимой - голое.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь воспользуйтесь Интернетом и узнайте, как звучат эти слова на разных языках!
Работа ребят с Интернет-ресурсами.
А зависит ли тепло солнца, которым оно нас одаривает от того, как это слово звучит?
Ответы детей.
Задание 2. Зачерни лишнее.
Учитель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу.
Ответы детей.
Учитель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?
Ответы детей.
Учитель: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории».
Просмотр мультфильма.
Учитель: Какие выводы можно сделать из этой сказки?
А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской?
Ответы детей.
Учитель: А чему учат эти сказки?
Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.)
Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно!
Задание 3. Продолжи фразу.
Задание 4. Прослушайте стихотворение В. Степанова. Придумай и напиши название к стихотворению.
Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш край на карте Родины?
Ответы детей.
Учитель: А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.
А музыка у народов нашей области тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую и даже станцуем!
Физминутка.
Учитель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру
«Король».
Правила игры.
Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король. Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.
Итог урока.
Учитель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения
Сегодня я узнал…
Было интересно…
У меня получилось …
Было трудно…
Я попробую…
Занятие дало мне для жизни…
Ответы детей.
Учитель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».
И песню заключительную тоже споем вместе!
Под фонограмму все исполняют песню «Песня о дружбе».
2 класс
Народы Волгоградской области.
Задание 1. Рассели народы. Стрелками соедини картинки народов с картой Волгоградской области.
Русские казахи украинцы армяне татары американцы
Казаки немцы цыгане белорусы узбеки
Турки корейцы чеченцы французы шотландцы
Задание 2. Зачерни лишнее.
Русские, казахи, украинцы, армяне, татары, американцы, казаки, немцы,
цыгане, белорусы, узбеки, турки, корейцы, чеченцы, французы, шотландцы.
Задание 3. Продолжи фразу.
Народ - ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 4. Прослушайте стихотворение В. Степанова. Придумай и напиши название к стихотворению.
___________________
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)
Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)...
Презентация "Животные Волгоградской области"
Презентация "Животные Волгоградской области". Подборка фотографий....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Животный мир Волгоградской области
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности для 1 класса...
Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.
Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.Блок: " Родной край", 12 урок .Тип урока - комбинированный.Цель: дать представлени...
Разработка занятия по краеведению на тему"Юрий Малышев – космонавт из Волгоградской области" для обучающихся 3 класса
Познакомить учащихся с биографией космонавта Волгоградской области Ю. В. Малышева.Расширять кругозор, совершенствовать знания учащихся о достижениях в области космонавтик...
Контрольная работа по краеведению Волгоградской области.
Контрольная работа по краеведению Волгоградской области составлена в виде теста с вариантами ответов....