Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.
Блок: " Родной край", 12 урок .
Тип урока - комбинированный.
Цель: дать представление о коренных малочисленных народах севера и их традициях, проживающих на территории ХМАО-Югра.
Задачи: развивать умение работать с картой, дополнительными источниками информации, находить ответы на поставленные вопросы;
учить оформлять свою мысль в устной речи, в схемы и таблицы;
воспитывать толерантность, любовь к своему краю- своей малой родине.
Для реализации цели урока спланированы: групповая, парная, индивидуальная формы организации познавательной деятельности.
Для решения задач урока использованы методы обучения:
1.Частично-поисковый. При работе с текстом, составлении блок-схем, заполнении таблиц.
2. Проблемный. На этапе постановки учебной проблемы и выхода из проблемы. На итоговом этапе урока.
3. Репродуктивный. Воспроизведение полученных знаний в групповой работе и на этапе первичного закрепления.
4. Применение технологии развития критического мышления.
Оборудование: физические карты России, Тюменской области, материалы с дополнительной информацией по теме урока, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kraevedeniyu.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок составлен учителем начальных классов
МАОУ "СОШ№8", города Когалыма, Тюменской области
Фоминой Татьяной Павловной.
Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.
Блок: " Родной край", 12 урок .
Тип урока - комбинированный.
Цель: дать представление о коренных малочисленных народах севера и их традициях, проживающих на территории ХМАО-Югра.
Задачи: развивать умение работать с картой, дополнительными источниками информации, находить ответы на поставленные вопросы;
учить оформлять свою мысль в устной речи, в схемы и таблицы;
воспитывать толерантность, любовь к своему краю- своей малой родине.
Для реализации цели урока спланированы: групповая, парная, индивидуальная формы организации познавательной деятельности.
Для решения задач урока использованы методы обучения:
1.Частично-поисковый. При работе с текстом, составлении блок-схем, заполнении таблиц.
2. Проблемный. На этапе постановки учебной проблемы и выхода из проблемы. На итоговом этапе урока.
3. Репродуктивный. Воспроизведение полученных знаний в групповой работе и на этапе первичного закрепления.
4. Применение технологии развития критического мышления.
Оборудование: физические карты России, Тюменской области, материалы с дополнительной информацией по теме урока, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Задача учителя: проверить готовность к уроку, положительный настрой на урок.
Учащимся предлагается решить задачу:
На территории Ханты - Мансийского автономного округа встречается две крупнейшие реки Азии - Обь и Иртыш. Протяжённость Оби в пределах округа составляет 928 км, Иртыша - 222км. На сколько километров протяжённость Оби больше Иртыша?
Ответы детей.
Приглашаю вас на урок краеведения.
2.Актуализация опорных знаний.
Задача учителя:
учить находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную ранее; учить работать в группе.
Учащиеся в малых группах отвечают на вопросы учителя , обратная связь - блок - схема.
Вопросы учителя:
1. На территории какой равнины находится наш округ? ( Западно - Сибирская равнина).
2.В состав какой области входит наш округ? (Тюменская область).
3. Кто является губернатором ХМАО? ( Комарова Н.Ф.)
4.Какие крупные реки протекают на территории нашего округа? (Обь, Иртыш, Тобол).
5.Старейший город округа? ( Сургут).
6. Назовите полезные ископаемые нашего края? ( Нефть, газ, торф, глина, песок).
7.Какие заповедники расположены на территории округа? ("Малая Сосьва", " Юганский заповедник", " Верхне - Кондинский заповедник").
8.Назовите памятники природы регионального значения? ("Ханты - Мансийские холмы", " Шапшинсие кедровники", "Остров Овечий").
9. Как в древности называлась наша земля, племена населявшие её? ( Заслушать ответы детей).
Затруднение ответа, постановка проблемы.
3.Постановка проблемы, открытие детьми нового знания.
Задача учителя: через работу в парах с дополнительными источниками информации, научить детей добывать знания , учить отличать новое от уже известного.
Знаем много , но не всё! Будем добывать знания.
Учащимся предлагается прочитать текст с пометками -! (новое). После чего , обменяться информацией с соседом по парте.
Текст для самостоятельного чтения.
Народы и традиции.
В Югорской долине проживает около 28,5 тыс. коренных её жителей, чей образ жизни и самобытные традиции до сих пор живы на родовых угодьях, в таёжных посёлках и стойбищах. К середине 1950-х гг. малочисленными были признаны 26 "малых народностей Севера": саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, селькупы, кеты, эвенки, долганы, юкагиры, ороки, ульчи. Эти народы особо выделены на основе признаков:
1 малая численность;
2 особенный характер традиционных занятий(оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел);
3. подвижный образ жизни( кочевой, полукочевой, осёдлый).
Народы ханты(устаревшие - остяки - народ большой реки), относятся к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. На территории ХМАО проживают около 12 тыс.( 53%). Традиционными занятиями коренного населения стали: охота, речное рыболовство, лесное оленеводство. Традиционная пища - вяленая, жареная, варёная рыба, едят её и прямо свежей, сырой, мороженой( патанка), мясо оленя. Пьют много чая.
Олень - животное , которое кормит, одевает и является основой для транспорта ханты.
Из всех животных у ханты наибольшим почтением пользовался медведь, который занял значительное место в их мифологических представлениях, верованиях, обрядах и изобразительном искусстве.
Показ презентации.
4. Закрепление изученного.
Учащиеся в малых группах( по 4 человека), обмениваются информацией, решают кроссворд:
"Быт народов ханты".
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
Вопросы:
1.Животное, которое кормит, одевает и является основой для транспорта ханты? (Олень)
2.Материал для вышивки одежды, плетения традиционных украшений? (Бисер)
3.Природный материал для изготовления посуды, предметов быта?(Береста)
4. Элемент узора - уши...(чьи?). (Заячьи)
5.Хантыйская кукла без лица?(Акань)
6.Растительный материал для изготовления полотна для одежды? (Крапива)
7. Старое название народа ханты? Ключевое слово. (Остяки).
5.Итог урока.
Заполнение таблицы:
Что знал до урока? | Что нового узнал? |
6. Рефлексия.
Методический приём "Светофор". Учащиеся открывают на светофорчиках нужный цвет.
Красный - урок понравился, узнал полезную информацию;
Жёлтый - урок понравился, но новой информации не узнал;
Зелёный - урок был скучным, не интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Новогодние традиции" 3 класс
Новогодние традиции...
Презентация к Мастер-классу "Традиции дела"
Презентация к Мастер-классу "Традиции дела. Ремесленники.Народные промыслы России." в рамках Республиканского семинара "Реализация программы "Истоки" в ОУ".дополнительно - звуко...
Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...
Урок по окружающему миру 3 класс "Семеные праздники и традиции"
Урок окружающего мира по теме "Семейные праздники и традиции" проведён в з классе. Большая предварительная подготовка к уроку вызвала познавательную активность не только детей, но и родите...
Урок самопознания в 4 классе "Традиции семьи"
Материал урока позволяет углубить представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких людей...
презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"
презентация о обрядах...
Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...