Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Фомина Татьяна Павловна

 

Урок    краеведения, по теме:" Народы  Югры  и их традиции". 4 класс.

Блок: " Родной край", 12 урок .

Тип урока - комбинированный.

Цель:    дать представление о коренных  малочисленных  народах  севера и их традициях, проживающих  на  территории   ХМАО-Югра.

Задачи: развивать умение работать с картой, дополнительными  источниками  информации,       находить ответы на поставленные вопросы;

                учить  оформлять свою мысль  в устной речи, в схемы и таблицы;

                воспитывать толерантность, любовь к своему краю- своей малой родине.

Для  реализации  цели   урока  спланированы:  групповая, парная, индивидуальная формы организации познавательной деятельности.

Для решения задач  урока использованы методы обучения:

1.Частично-поисковый. При  работе с текстом, составлении блок-схем, заполнении таблиц.

2. Проблемный. На этапе  постановки учебной проблемы и  выхода из проблемы. На итоговом этапе  урока.

3. Репродуктивный. Воспроизведение  полученных знаний  в групповой работе и на этапе первичного закрепления.

4. Применение  технологии  развития критического мышления.

Оборудование:  физические карты России, Тюменской области, материалы  с  дополнительной  информацией по  теме  урока, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kraevedeniyu.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок    составлен   учителем  начальных классов

МАОУ "СОШ№8", города  Когалыма, Тюменской области

Фоминой Татьяной Павловной.

Урок    краеведения, по теме:" Народы  Югры  и их традиции". 4 класс.

Блок: " Родной край", 12 урок .

Тип урока - комбинированный.

Цель:    дать представление о коренных  малочисленных  народах  севера и их традициях, проживающих  на  территории   ХМАО-Югра.

Задачи: развивать умение работать с картой, дополнительными  источниками  информации,         находить ответы на поставленные вопросы;

        учить  оформлять свою мысль  в устной речи, в схемы и таблицы;

        воспитывать толерантность, любовь к своему краю- своей малой родине.

Для  реализации  цели   урока  спланированы:  групповая, парная, индивидуальная формы организации познавательной деятельности.

Для решения задач  урока использованы методы обучения:

1.Частично-поисковый. При  работе с текстом, составлении блок-схем, заполнении таблиц.

2. Проблемный. На этапе  постановки учебной проблемы и  выхода из проблемы. На итоговом этапе  урока.

3. Репродуктивный. Воспроизведение  полученных знаний  в групповой работе и на этапе первичного закрепления.

4. Применение  технологии  развития критического мышления.

Оборудование:  физические карты России, Тюменской области, материалы  с  дополнительной  информацией по  теме  урока, презентация.

Ход  урока.

1. Организационный  момент.

Задача учителя: проверить  готовность к уроку, положительный настрой на  урок.

Учащимся  предлагается  решить  задачу:

На  территории Ханты - Мансийского автономного  округа встречается  две  крупнейшие реки  Азии - Обь и Иртыш.  Протяжённость Оби в пределах округа составляет  928 км, Иртыша - 222км. На  сколько километров  протяжённость Оби больше Иртыша?

Ответы детей.

Приглашаю вас на урок  краеведения.

2.Актуализация  опорных знаний.

Задача учителя:

учить находить ответы  на вопросы, используя  свой  жизненный  опыт и информацию полученную ранее; учить работать в группе.

Учащиеся в малых группах  отвечают на вопросы учителя , обратная связь - блок - схема.

Вопросы  учителя:

1. На  территории какой равнины находится наш округ? ( Западно - Сибирская равнина).

2.В состав какой области входит наш  округ? (Тюменская область).

3. Кто является губернатором ХМАО? ( Комарова Н.Ф.)

4.Какие крупные реки протекают на территории нашего округа? (Обь, Иртыш, Тобол).

5.Старейший город округа? ( Сургут).

6. Назовите полезные ископаемые нашего  края? ( Нефть, газ, торф, глина, песок).

7.Какие заповедники расположены на территории округа? ("Малая Сосьва", " Юганский заповедник", " Верхне - Кондинский  заповедник").

8.Назовите памятники природы регионального значения? ("Ханты - Мансийские холмы", " Шапшинсие кедровники", "Остров Овечий").

9. Как в древности называлась наша земля, племена населявшие её? ( Заслушать ответы детей).

Затруднение ответа, постановка  проблемы.

3.Постановка проблемы, открытие детьми нового знания.

Задача учителя:  через работу в парах с дополнительными  источниками информации,  научить детей добывать знания , учить отличать новое от уже известного.

Знаем  много , но не всё! Будем добывать знания.

Учащимся предлагается прочитать текст с пометками -! (новое). После чего , обменяться  информацией с  соседом по парте.

Текст для самостоятельного  чтения.

Народы  и традиции.

В  Югорской  долине  проживает   около  28,5 тыс.  коренных  её  жителей,  чей образ жизни и самобытные  традиции  до сих пор  живы на родовых угодьях, в таёжных  посёлках  и  стойбищах.  К   середине  1950-х  гг.  малочисленными  были  признаны  26 "малых  народностей  Севера":  саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, селькупы, кеты, эвенки, долганы, юкагиры, ороки,  ульчи.  Эти  народы   особо  выделены на  основе  признаков:

1  малая  численность;

2  особенный  характер  традиционных  занятий(оленеводство,  охота, рыболовство, морской  зверобойный  промысел);

3. подвижный  образ  жизни( кочевой, полукочевой, осёдлый).

Народы   ханты(устаревшие - остяки - народ  большой реки),   относятся  к угорской  ветви  финноугорской   этноязыковой  общности.  На  территории  ХМАО проживают  около  12 тыс.( 53%).  Традиционными  занятиями   коренного  населения   стали: охота, речное  рыболовство,  лесное  оленеводство. Традиционная  пища - вяленая, жареная, варёная рыба,  едят  её и прямо свежей, сырой, мороженой( патанка), мясо  оленя. Пьют  много  чая.

Олень - животное , которое кормит, одевает и является  основой  для  транспорта ханты.

Из  всех  животных  у  ханты  наибольшим  почтением пользовался  медведь,  который  занял  значительное  место в их мифологических  представлениях, верованиях, обрядах и изобразительном  искусстве.

Показ  презентации.

4. Закрепление  изученного.

Учащиеся  в малых группах( по  4 человека),  обмениваются  информацией, решают  кроссворд:

"Быт  народов  ханты".

1

2

3

4

5

6

Вопросы:

1.Животное, которое  кормит, одевает и является  основой  для  транспорта  ханты? (Олень)

2.Материал  для   вышивки  одежды, плетения  традиционных  украшений? (Бисер)

3.Природный  материал  для  изготовления  посуды, предметов  быта?(Береста)

4. Элемент  узора - уши...(чьи?). (Заячьи)

5.Хантыйская  кукла  без лица?(Акань)

6.Растительный  материал  для  изготовления  полотна  для  одежды? (Крапива)

7. Старое  название  народа  ханты? Ключевое  слово. (Остяки).

5.Итог   урока.

Заполнение  таблицы:

Что  знал  до  урока?

Что  нового   узнал?

6. Рефлексия.

Методический приём "Светофор". Учащиеся открывают на   светофорчиках  нужный цвет.

Красный - урок понравился, узнал полезную информацию;

Жёлтый - урок понравился, но новой информации  не узнал;

Зелёный - урок был скучным, не  интересным.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Мастер-классу "Традиции дела"

Презентация к Мастер-классу  "Традиции дела. Ремесленники.Народные промыслы России."   в рамках Республиканского семинара "Реализация программы "Истоки" в ОУ".дополнительно - звуко...

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Урок по окружающему миру 3 класс "Семеные праздники и традиции"

Урок окружающего мира по теме  "Семейные праздники и традиции"  проведён в з классе. Большая предварительная подготовка к уроку вызвала познавательную активность не только детей, но и родите...

Урок самопознания в 4 классе "Традиции семьи"

Материал урока позволяет углубить представления детей о ценности семьи и соблюдении  добрых традиций, объединяющих родных и близких людей...

Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...