Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.
Блок: " Родной край", 12 урок .
Тип урока - комбинированный.
Цель: дать представление о коренных малочисленных народах севера и их традициях, проживающих на территории ХМАО-Югра.
Задачи: развивать умение работать с картой, дополнительными источниками информации, находить ответы на поставленные вопросы;
учить оформлять свою мысль в устной речи, в схемы и таблицы;
воспитывать толерантность, любовь к своему краю- своей малой родине.
Для реализации цели урока спланированы: групповая, парная, индивидуальная формы организации познавательной деятельности.
Для решения задач урока использованы методы обучения:
1.Частично-поисковый. При работе с текстом, составлении блок-схем, заполнении таблиц.
2. Проблемный. На этапе постановки учебной проблемы и выхода из проблемы. На итоговом этапе урока.
3. Репродуктивный. Воспроизведение полученных знаний в групповой работе и на этапе первичного закрепления.
4. Применение технологии развития критического мышления.
Оборудование: физические карты России, Тюменской области, материалы с дополнительной информацией по теме урока, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок составлен учителем начальных классов
МАОУ "СОШ№8", города Когалыма, Тюменской области
Фоминой Татьяной Павловной.
Урок краеведения, по теме:" Народы Югры и их традиции". 4 класс.
Блок: " Родной край", 12 урок .
Тип урока - комбинированный.
Цель: дать представление о коренных малочисленных народах севера и их традициях, проживающих на территории ХМАО-Югра.
Задачи: развивать умение работать с картой, дополнительными источниками информации, находить ответы на поставленные вопросы;
учить оформлять свою мысль в устной речи, в схемы и таблицы;
воспитывать толерантность, любовь к своему краю- своей малой родине.
Для реализации цели урока спланированы: групповая, парная, индивидуальная формы организации познавательной деятельности.
Для решения задач урока использованы методы обучения:
1.Частично-поисковый. При работе с текстом, составлении блок-схем, заполнении таблиц.
2. Проблемный. На этапе постановки учебной проблемы и выхода из проблемы. На итоговом этапе урока.
3. Репродуктивный. Воспроизведение полученных знаний в групповой работе и на этапе первичного закрепления.
4. Применение технологии развития критического мышления.
Оборудование: физические карты России, Тюменской области, материалы с дополнительной информацией по теме урока, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Задача учителя: проверить готовность к уроку, положительный настрой на урок.
Учащимся предлагается решить задачу:
На территории Ханты - Мансийского автономного округа встречается две крупнейшие реки Азии - Обь и Иртыш. Протяжённость Оби в пределах округа составляет 928 км, Иртыша - 222км. На сколько километров протяжённость Оби больше Иртыша?
Ответы детей.
Приглашаю вас на урок краеведения.
2.Актуализация опорных знаний.
Задача учителя:
учить находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную ранее; учить работать в группе.
Учащиеся в малых группах отвечают на вопросы учителя , обратная связь - блок - схема.
Вопросы учителя:
1. На территории какой равнины находится наш округ? ( Западно - Сибирская равнина).
2.В состав какой области входит наш округ? (Тюменская область).
3. Кто является губернатором ХМАО? ( Комарова Н.Ф.)
4.Какие крупные реки протекают на территории нашего округа? (Обь, Иртыш, Тобол).
5.Старейший город округа? ( Сургут).
6. Назовите полезные ископаемые нашего края? ( Нефть, газ, торф, глина, песок).
7.Какие заповедники расположены на территории округа? ("Малая Сосьва", " Юганский заповедник", " Верхне - Кондинский заповедник").
8.Назовите памятники природы регионального значения? ("Ханты - Мансийские холмы", " Шапшинсие кедровники", "Остров Овечий").
9. Как в древности называлась наша земля, племена населявшие её? ( Заслушать ответы детей).
Затруднение ответа, постановка проблемы.
3.Постановка проблемы, открытие детьми нового знания.
Задача учителя: через работу в парах с дополнительными источниками информации, научить детей добывать знания , учить отличать новое от уже известного.
Знаем много , но не всё! Будем добывать знания.
Учащимся предлагается прочитать текст с пометками -! (новое). После чего , обменяться информацией с соседом по парте.
Текст для самостоятельного чтения.
Народы и традиции.
В Югорской долине проживает около 28,5 тыс. коренных её жителей, чей образ жизни и самобытные традиции до сих пор живы на родовых угодьях, в таёжных посёлках и стойбищах. К середине 1950-х гг. малочисленными были признаны 26 "малых народностей Севера": саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, селькупы, кеты, эвенки, долганы, юкагиры, ороки, ульчи. Эти народы особо выделены на основе признаков:
1 малая численность;
2 особенный характер традиционных занятий(оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел);
3. подвижный образ жизни( кочевой, полукочевой, осёдлый).
Народы ханты(устаревшие - остяки - народ большой реки), относятся к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. На территории ХМАО проживают около 12 тыс.( 53%). Традиционными занятиями коренного населения стали: охота, речное рыболовство, лесное оленеводство. Традиционная пища - вяленая, жареная, варёная рыба, едят её и прямо свежей, сырой, мороженой( патанка), мясо оленя. Пьют много чая.
Олень - животное , которое кормит, одевает и является основой для транспорта ханты.
Из всех животных у ханты наибольшим почтением пользовался медведь, который занял значительное место в их мифологических представлениях, верованиях, обрядах и изобразительном искусстве.
Показ презентации.
4. Закрепление изученного.
Учащиеся в малых группах( по 4 человека), обмениваются информацией, решают кроссворд:
"Быт народов ханты".
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
Вопросы:
1.Животное, которое кормит, одевает и является основой для транспорта ханты? (Олень)
2.Материал для вышивки одежды, плетения традиционных украшений? (Бисер)
3.Природный материал для изготовления посуды, предметов быта?(Береста)
4. Элемент узора - уши...(чьи?). (Заячьи)
5.Хантыйская кукла без лица?(Акань)
6.Растительный материал для изготовления полотна для одежды? (Крапива)
7. Старое название народа ханты? Ключевое слово. (Остяки).
5.Итог урока.
Заполнение таблицы:
Что знал до урока? | Что нового узнал? |
6. Рефлексия.
Методический приём "Светофор". Учащиеся открывают на светофорчиках нужный цвет.
Красный - урок понравился, узнал полезную информацию;
Жёлтый - урок понравился, но новой информации не узнал;
Зелёный - урок был скучным, не интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Мастер-классу "Традиции дела"
Презентация к Мастер-классу "Традиции дела. Ремесленники.Народные промыслы России." в рамках Республиканского семинара "Реализация программы "Истоки" в ОУ".дополнительно - звуко...
Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...
Урок по окружающему миру 3 класс "Семеные праздники и традиции"
Урок окружающего мира по теме "Семейные праздники и традиции" проведён в з классе. Большая предварительная подготовка к уроку вызвала познавательную активность не только детей, но и родите...

презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"
презентация о обрядах...

Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...

Создание традиций класса.
Каждый класс, это своего рода «Дом для детей, сотрудников» Как и в любом доме, семье такие разные и непохожие люди должны объединиться вокруг чего-то значимого для каждого. Вот таким образ...