Самостоятельная работа на тему: «Портрет одаренного ребенка»
материал на тему

Сидорова Татьяна Николаевна

Самостоятельная  работа на тему:  «Портрет одаренного ребенка»                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_odarennogo_rebenka.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Самостоятельная  работа

на тему:

 «Портрет одаренного ребенка»                                 

Выполнил (а): Сидорова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «Авдеевская средняя школа»

 2018 г.

 Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Одаренность общая (англ. general aptitude, gift) - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

       В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Эта тенденция совпала с мировой, о чем свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…».  Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

      Портрет одаренного ребенка необычен и многогранен. В портрет входит много аспектов и характеристик.

  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  •  Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  •  Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  • Склонен к рискованным действиям.
  •  Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  • Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  •  Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  • Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  •  Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

  Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.  При этом следует учитывать специфику одаренности младших школьников:

  1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития.

  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д.

  3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития (наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта).

  4. Проявление детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная потребность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.  Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая, порой, более высокий уровень способностей. Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность может проявляться:

  • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% от общего числа детей;
  • как одаренность возрастная, т. е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
  • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т. е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20% от общего числа детей.

       Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству – наиболее известные признаки одаренности.

         Выделяет три категории одаренных детей:

  1. Дети с ускоренным умственным развитием, опережающие на несколько лет физический возраст. Для них характерна поразительная умственная активность, ненасытность познавательной потребности.

  2. Дети с ранней умственной специализацией – у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как другие разделы программы могут вызывать у них затруднения.

  3. Дети с отдельными незаурядными способностями.

Главное, что объединяет всех детей с признаками одаренности и резко отличает их от обыкновенных детей – так называемая умственная активность.

  Различают следующие виды одаренности:

  - интеллектуальная одаренность связана с высоким уровнем интеллектуального развития;

  - академическая одаренность проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;

  - творческая одаренность, или креативность – способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;

  - художественная одаренность является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности;

  - социальная одаренность – успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;

  - психомоторная одаренность тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации.

  Таким образом, одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

• уровень развития способностей;

• высокая степень обучаемости;

• творческие проявления (креативность);

• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Все это и определяет одаренность – стимул и условие дальнейшего развития и совершенствования способностей человека.

Характеристики доминирующих способностей ребенка

1. Интеллектуальные способности

1.1.Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.

1.2.Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.

1.3.Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

1.4.Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

1.5.Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

1.6.Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.

1.7.Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.

1.8.Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

1.9.Задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.

1.10.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т. е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

1.11.Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.

1.12.Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

2. Художественные способности

2.1.В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2.2.Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2.3.Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.).

2.4.Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

2.5.Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.).

2.6.Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.

2.7.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.8.Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.

3. Музыкальный талант

3.1.Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

3.2.Хорошо поет.

3.3.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

3.4.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

3.5.Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

3.6.В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

3.7.Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

3.8.Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

4. Способности к занятиям научной работой

4.1.Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

4.2.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

4.3.Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.

4.4.Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

4.5.После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.

4.6.Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

4.7.Пытается выяснить причины и смысл событий.

4.8.Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т. д.

4.9.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

5. Литературное дарование

5.1.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

5.2.Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

5.3.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

6. Способности технические

6.1.Хорошо выполняет задания по ручному труду.

6.2.Интересуется механизмами и машинами.

6.3.В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

6.4.Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

6.5.Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

6.6.Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.

6.7.Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

7. Способности к спорту

7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

7.2.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

7.3.Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

7.4.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

7.5.По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.

7.6.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7.7.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

Рекомендации родителям «Если Ваш ребенок одарен, то»:

  • Поддерживайте в нем интерес, творчество, оригинальность;
  • Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все;
  • Уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;
  • Помните, что Вы должны приспосабливаться к ребенку, а не он к Вам;
  • Помогите справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
  • Не увлекайтесь соревновательными методами; если Ваш ребенок будет всегда победителем – другие дети могут его возненавидеть;
  • Не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливайте его;
  • Не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу – отличником (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одаренный ребенок. Типы одаренности."

В данной публикации описываются типы одаренности, которые легко увидеть учителю в детях....

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

В работе содержится материал о видах одаренности, признаках, особенностях взаимоотношений  со сверстниками и педагогами, роли семьи в развитии одаренного ребенка....

Выступление на международном фестивале Педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Выступление на вебинаре на тему:"Инновационные формы и средства работы с одаренными детьми"...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка (творческая одаренность)

В статье рассматривается понятие «одаренность». Рассмотрены методы развития музыкальных способностей. Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, вк...

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка....