«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnyy_rebyonok.formy_i_metody_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление:
Развитие одаренности как целевая функция образования
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Савенкова Н.А.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4»
Слайд 1
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Слайд2
Школа — самая удивительная страна, в которой каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Слайд3
Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен.
Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования,
отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.
Слайд4
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Слайд 5
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Слайд 6 -7
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный;
Слайд 8
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Слайд 9 - 10
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Слайд11
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Слайд 12
Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится в урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Также педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.
На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Слайд 13
Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности.
Слайд 14
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.
Слайд 15-16
Индивидуальные различия одарённых людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие на – истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.
Для этого большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Слайд 17-19
Среди различных методов работы, ведущее место занимает, на мой взгляд, проектная деятельность.
Чем он меня заинтересовал? Прежде всего, тем, что связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в начальной школе.
Этот метод вызвал у меня самый большой интерес:
1) он отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе.
Мы используемпроектную деятельность в урочной и внеурочной работе.
В связи с этим я определила следующие цели и задачи:
- способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
- способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
- выявлять организаторские способности детей, развивать их творческую инициативу и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Данная работа стимулирует интерес учащихся к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных задач в реальной жизни.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат-опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания умения, компетенции и ценности.
Слайд 20
Наши дети должны уметь жить в социуме, как это принято во всем мире. Проектная методика основана на идеях гуманизма, толерантности и открытости.
Учащиеся моих классов активно принимают участие в исследовательской и проектной деятельности на школьном,муниципальном и региональном уровне. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Исследовательский навык, приобретённый в начальной школе, поможет выпускнику быть успешным в школе в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.
Исследовательская деятельность в школе развивает творческие способности детей, познавательную активность и повышает мотивацию к образовательной деятельности.
Благодаря творчеству участников проекта рождаются уникальные модели воспитательной среды, воспитательных дел, где практически каждый участник проявляет свою самостоятельность.
Проектная деятельность школьников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Используя в своей работе с учащимися инновационные технологии, в том числе и технологию проектного обучения, я реализую личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
Сначала мои ученики участвовали в конкурсах проектов, и, как правило, это были индивидуальные проекты.
Но потом я решила изменить форму работы, организуя деятельность в разных возрастных группах, в которых старшие становятся кураторами младших.
Слайд 21
Цель моей работы:
раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке через совместное творчество разных возрастных групп.
Слайд 22
В 2014-2015 уч.г. я попробовала создать проектную лабораторию из числа учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Это были ученики 3а и 4а классов. Это был первый старт, результаты которого не только порадовали, но и нацелили на дальнейшее взаимное сотрудничество.
Объединив ребят разных возрастов в лаборатории, я отметила следующие преимущества:
- В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- На каждом этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе;
- Дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.
Слайд 23-24
Появились проекты:
Творческие: «Овощной марафон», «Ель – красавица наших лесов».
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские: «Загадочный мир плесени», «Зелёная аптека», «Батарейка из овощей и фруктов», «Да здравствует мороженое!», «Лук от семи недуг», « Обыкновенное чудо. Ещё раз о пользе молока», «Чай пить - здоровым быть».
Дети проводят опыты, наблюдения, исследования, результаты которых оформляются в виде таблиц, схем, буклетов, презентаций и сообщений.
Игровые: «Любимые игрушки», «История появления куклы».
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные: «Путешествие в мир микробов», «Назвался груздем- полезай в кузовок», «Что мы знаем о лимоне», «Чайные традиции в Англии», «Важен ли завтрак для сохранения здоровья».
Ребята собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление выставки, рецептов, буклетов, книжки-малышки и пр.)
Слайд 25
В этом учебном году состав учащихся в проектной лаборатории изменился. Теперь – это ученики 1 и 4 классов.
Первоклассники - это особый народ.
Можно процитировать слова Конфуция:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Слайд 26
Четвероклассники взяли шефство над малышами, проводя заседания в нашей лаборатории и обучая своих подшефных. Девизом нашей работы стали слова:Увлечь, зажечь,
душевно разбудить…
К успехам в учении мы продвигаемся через «классное» общение.
Классное не только в том, что сотрудничают два разных класса. Ребятам интересно, увлекательно, познавательно, в полном смысле «классно» общаться друг с другом, создавая совместные творческие проекты.
Слайд 27
Наше совместное творчество – это создание проекта «Покормите птиц зимой!».
У ребят возник вопрос: всё ли они знают о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?
Слайд 28
Интересные формы работы над проектом, в рамках которого ученики получили новые знания о пернатых друзьях, собирая пазлы, познакомились с неизвестными для них птицами.
Слайд 29-30
Первоклассники смастерили с помощниками-кураторами своими руками кормушки, развесили их в школьном дворе.
Слайд 31
Приятно было, что участие в проекте приняли не только дети, но и их родители.
Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников, выросла их инициатива.
Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
- Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
- Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
- Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации, воспитывают целеустремленность, инициативность.
Слайд 32
Наши достижения - это участие в муниципальном конкурсе проектов «Хочу все знать!», в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Созвездие талантов», в фестивале научного творчества Саратовской области «Думай! Действуй! Создавай!», в региональном конкурсе проектов «Я – исследователь», где ребята стали победителями и призерами этих конкурсов.
Слайд 33
Такая форма работы актуальна и эффективна. Она помогает связать обучение и воспитание с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
У учащихся формируются:
- поисковые (исследовательские) умения,
- умения и навыки работы в сотрудничестве,
- менеджерские умения и навыки,
- коммуникативные умения.
Проектнаядеятельность даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.
Эта работа объединяет учеников и их руководителей, подталкивает к совместной деятельности, интересной, познавательной, значимой и является неотъемлемой частью в моей работе.
Слайд 34
Все вышесказанное – это презентация опыта, описание методов и приемов работы с одаренными детьми.
Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для учащихся, но и для педагога. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у учащихся стремление к интеллектуальномусамосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности.
Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Самым главным критерием успеха своей работы я считаю доверие и любовь своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.
Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему. Педагогу нужно только помочь ему раскрыть себя, показать все его возможности.
Литература
- Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
- Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992.- 127 с.
- Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
- Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»
В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...
Доклад по самообразованию на тему: "Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми".
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...