«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
статья

Савенкова Наталья Александровна
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. 
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление:

Развитие одаренности как целевая функция образования

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Савенкова Н.А.

                                                                         учитель начальных классов

                                                          МБОУ «СОШ №4»

Слайд 1

Учить детей сегодня трудно, 
И раньше было нелегко. 
Читать, считать, писать учили: 
«Даёт корова молоко». 

Век XXI – век открытий, 
Век инноваций, новизны, 
Но от учителя зависит, 
Какими дети быть должны. 

Слайд2

Школа — самая удивительная страна, в которой каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Слайд3

Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен.

        Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования,

отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу.

Али Апшерони

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Слайд4

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  в том или ином виде деятельности.

Слайд 5

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Слайд 6 -7

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

 -частично-поисковый;

 -проблемный;

 -проектный;

Слайд 8

Формы работы:

 - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

 - дискуссия;

- игры.

Слайд 9 - 10

Очень важны:

-предметные олимпиады;

 -интеллектуальные марафоны;

 -различные конкурсы и викторины;

 -словесные игры и забавы;

 -проекты по различной тематике;

 -ролевые игры;

 -индивидуальные творческие задания.

Слайд11

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Слайд 12

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится в урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Также педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.

На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности,  и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Слайд 13

Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности.

Слайд 14

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.

Слайд 15-16

Индивидуальные различия одарённых людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие на – истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Для этого большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Слайд 17-19

Среди различных методов работы, ведущее место занимает, на мой взгляд, проектная деятельность.

Чем он меня заинтересовал? Прежде всего, тем, что связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в начальной школе.

Этот метод  вызвал у меня самый большой интерес:

1) он отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе.

Мы используемпроектную деятельность в урочной и внеурочной работе.

В связи с этим я определила следующие цели и задачи:

  • способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
  • способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
  • выявлять организаторские способности детей, развивать  их творческую инициативу и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.

Данная работа стимулирует интерес учащихся к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных задач в реальной жизни.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат-опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания умения, компетенции и ценности.

Слайд 20

Наши дети должны уметь жить в социуме, как это принято во всем мире. Проектная методика основана на идеях гуманизма, толерантности и открытости.

Учащиеся моих классов активно принимают участие в исследовательской и проектной деятельности на школьном,муниципальном  и региональном уровне. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Исследовательский навык, приобретённый в начальной школе, поможет выпускнику быть успешным в школе  в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.

Исследовательская деятельность в школе развивает творческие способности детей, познавательную активность и повышает мотивацию к образовательной деятельности.

Благодаря творчеству участников проекта рождаются уникальные модели воспитательной среды, воспитательных дел, где практически каждый участник проявляет свою самостоятельность.

Проектная деятельность школьников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

 Используя в своей работе с учащимися  инновационные технологии, в том числе и технологию проектного обучения, я  реализую  личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

Сначала мои ученики участвовали в конкурсах проектов, и, как правило, это были индивидуальные проекты.

Но потом я  решила  изменить форму работы, организуя деятельность в разных возрастных группах, в которых старшие становятся кураторами младших.

Слайд 21

Цель моей работы:

раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке через совместное творчество разных возрастных групп.

Слайд  22

В 2014-2015 уч.г. я  попробовала  создать проектную лабораторию из числа учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Это были ученики 3а и 4а классов. Это был первый старт, результаты которого не только порадовали, но и нацелили на дальнейшее взаимное сотрудничество.

Объединив ребят разных возрастов в  лаборатории, я отметила  следующие преимущества:

  • В проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • На каждом  этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе;
  • Дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

Слайд  23-24

Появились проекты:                                

Творческие: «Овощной марафон», «Ель – красавица наших лесов».

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские: «Загадочный мир плесени», «Зелёная аптека», «Батарейка из  овощей и фруктов», «Да здравствует мороженое!», «Лук от семи недуг», « Обыкновенное чудо. Ещё раз о пользе молока», «Чай пить - здоровым быть».

        Дети проводят опыты, наблюдения, исследования, результаты которых оформляются в виде таблиц, схем, буклетов, презентаций и сообщений.

Игровые: «Любимые игрушки», «История появления куклы».

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные: «Путешествие в мир микробов», «Назвался груздем- полезай в кузовок», «Что мы знаем о лимоне», «Чайные традиции в Англии», «Важен ли завтрак для сохранения здоровья».

 Ребята собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление выставки, рецептов, буклетов, книжки-малышки  и пр.)

Слайд  25

В этом учебном году состав учащихся в проектной лаборатории изменился. Теперь – это ученики 1 и 4 классов.

Первоклассники - это особый народ.

Можно процитировать слова Конфуция:

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Слайд  26

Четвероклассники взяли шефство над малышами, проводя заседания в нашей лаборатории и обучая своих подшефных. Девизом нашей работы стали слова:Увлечь, зажечь,

душевно разбудить…

К успехам в учении мы продвигаемся через «классное» общение.

Классное не только в том, что сотрудничают два разных класса. Ребятам интересно, увлекательно, познавательно, в полном смысле «классно» общаться друг с другом, создавая совместные творческие проекты.

Слайд 27

Наше совместное творчество – это создание проекта «Покормите птиц зимой!».

У ребят возник вопрос: всё ли они знают о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?

Слайд  28

Интересные формы работы над проектом, в рамках которого ученики получили новые знания о пернатых друзьях, собирая пазлы, познакомились с неизвестными для них птицами.  

Слайд 29-30

Первоклассники смастерили с  помощниками-кураторами своими руками кормушки, развесили их в школьном дворе.

Слайд  31

Приятно было, что участие в проекте приняли не только дети, но и их родители.

Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников, выросла их инициатива.

Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации, воспитывают целеустремленность, инициативность.

Слайд 32

Наши достижения - это участие в муниципальном конкурсе проектов «Хочу все знать!», в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Созвездие талантов», в фестивале научного творчества Саратовской области «Думай! Действуй! Создавай!», в региональном конкурсе проектов «Я – исследователь»,  где ребята стали победителями и призерами этих конкурсов.

Слайд 33

        Такая форма работы актуальна и эффективна. Она помогает связать обучение и воспитание с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

У учащихся формируются:

  • поисковые (исследовательские) умения,
  • умения и навыки работы в сотрудничестве,
  • менеджерские умения и навыки,
  • коммуникативные умения.

        Проектнаядеятельность даёт хорошие результаты  воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

Эта работа объединяет учеников и их руководителей, подталкивает к совместной деятельности, интересной, познавательной, значимой и является неотъемлемой частью в моей работе.

Слайд 34

Все вышесказанное – это презентация опыта, описание методов и приемов работы с одаренными детьми.

Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для учащихся, но и для педагога. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у учащихся стремление к интеллектуальномусамосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности.

 Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Самым главным критерием успеха своей работы  я считаю  доверие и любовь своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.

Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему. Педагогу нужно только помочь ему раскрыть себя, показать все его возможности.

Литература

  1. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
  3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.
  4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
  5. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992.- 127 с.
  6. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
  7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»

В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...

Формы и методы работы с одаренными детьми

Формы и методы работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...