Статья «Проблемная деятельность на уроках математики в начальной школе»
опыты и эксперименты на тему
«Проблемная деятельность на уроках математики в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_shkolu_molodyh_pedagogov_stotskaya.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемная деятельность на уроках математики в начальной школе»
В настоящее время отмечается усиленное внимание к проблеме совершенствования методики и содержания развивающего обучения. Учителями-практиками осваиваются педагогические технологии, помогающие выйти на решение данной проблемы.
Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых школьники сами овладевают способами поисковой творческой деятельности.
Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.
Проблемное обучение ставит своей задачей:
1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
2) усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется:
1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы;
2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы. Естественно, уровень проблемности должен закономерно возрастать по мере накопления учащимися опыта творческой работы.
Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?».
Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:
- Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;
- Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;
- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;
- Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.
В результате такое общение в виде диалога направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности учеников. Проблемный диалог должен быть подготовлен предыдущим опытом детей, должна возникнуть проблемная ситуация, дающая толчок к нему.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.
Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.
Пример. Тема «Периметр прямоугольника».
Постройте прямоугольник со сторонами 8 см и 3 см. Найди периметр.
Проблемная ситуация. Нужно найти периметр данной фигуры.
Вывод: построить прямоугольник, найти периметр.
Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Пример№1
Второкласснице Лене учительница дала задание сосчитать, сколько треугольников изображено на рисунке. Она нашла 5 треугольников. Подошла Оля и нашла 7 треугольников. Кто из них прав? Попробуем посчитать вместе.
Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке.
1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.
2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.
4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
5. Предлагать практические исследовательские задания.
6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.
7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.
9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у младших школьников творческую активность. Ситуация затруднения младшего школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного.
Чаще всего проблемные ситуации используются при введении новой темы. Это нужно для того, чтобы выявить уже изученные знания
Это задания-ловушки, вступающие во внешнее противоречие с известным способом, они актуализируют деятельность ребенка, заставляют его удерживать способ работы на высоком уровне.
Проблемные ситуации требуют от детей обоснованного логического действия, заставляя их работать сознательно. Проблемные задания приучают детей думать, самостоятельно искать и находить решения. Создание проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе дает возможность лучше ориентироваться в жизненных ситуациях быть более свободными от стереотипов и способствует улучшению качества начального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.
ФГОС: технология введения....
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...
Проблемные ситуации на уроках математики в начальной школе
Этот материал помогает учителю работать над созданием проблемных ситуаций на уроках математики с целью активизировать деятельность учащихся....
Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)
В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....
Мастер класс «Использование проблемной технологии на уроках математики в начальной школе»
Цель мастер класса: представить апробированную модель использования проблемной технологии на уроках математики в начальной школе....
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики в начальной школе
Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, является поворот к личности обучаемых (развитие личности- смысл и цель современного образования). В связи с этим изменились и главн...