"Ноги" города. Конспект внеурочного занятия.
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Внеурочное занятие знакомит детей с "подземным хозяйством города", автомобильными, железными дорогами в Санкт - Петербурге. Дети в игровой форме знакомятся с правилами пользования данными дорогами в городском мегаполисе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_nogi_goroda_1_klass.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Панова В. А. учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 169
Центрального района Санкт – Петербурга
Конспект внеурочного занятия
Цели:
- Познакомить учащихся с подземным хозяйством Санкт – Петербурга, значением железных и автомобильных дорог для жителей города..
- Создать условия для осознания учащимися важности подземного мира города.
Задачи:
- Учить устанавливать необходимость подземного хозяйства города для жителей Санкт – Петербурга.
- Способствовать формированию соблюдения элементарных правил поведения горожанина в метрополитене (на эскалаторах, станциях открытого и закрытого типа, в вагоне поезда).
- Способствовать формированию соблюдения техники безопасности, правил поведения при поездках на железнодорожном и автомобильном транспорте).
- Познакомить учащихся с названием основных железнодорожных вокзалов Санкт – Петербурга.
- Формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга (для любознательных: история создания станций метро в Санкт – Петербурге).
- Формировать умение работать в группах.
- Развивать речь, мышление, воображение, память учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научить учащихся самостоятельно добывать информацию о расположении станций метрополитена с помощью карты – схемы.
- Учащиеся будут знать значение слов: тяжелые и легкие люки, газопровод, водопровод, канализация, телефонный кабель, метрополитен.
- Учащиеся смогут составить «Памятку поведения в метро», «Памятку поведения на вокзале».
Метапредметные:
- Регулятивные: - определять цель деятельности; - уметь принимать и сохранять учебную задачу; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; находить и исправлять ошибки, работая в группе; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения заданий в группе.
- Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации с использованием карты – схемы, - строить речевое высказывание в устной форме; - анализировать, сравнивать объекты; - устанавливать причинно – следственные связи; - представлять информацию в разных формах (схема, памятка).
- Коммуникативные: - учиться излагать своё мнение, подтверждая его фактами; - учиться понимать мнения других людей; - учиться исправлять ошибки для успешного решения заданий в группе; - оказывать необходимую взаимопомощь при выполнении заданий.
- Личностные: - формировать познавательный интерес к новому материалу; - осознавать себя жителем Санкт – Петербурга, России;
- - формировать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта – схема центра города (для каждой группы), Петербургская тетрадь «Чудесный город» часть 1 (с. 12 – 13), карта - схема Санкт – Петербургского метрополитена, презентация по теме занятия.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
2 Актуализация знаний.
Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали, что дом – главная часть города. Объясните, почему мы сделали такой вывод. (Ответы учащихся).
Какие могут быть дома в городе? (дома бывают различными по высоте – 2 – 3 – 4 – многоэтажные; по назначению – жилые, общественные).
Отгадайте загадки:
1)Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы. (дом)
2) Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке.
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (дом с балконами)
Кто может перечислить признаки многоквартирного дома? (Ответы учащихся).
Как дом заботится о своих жильцах? ( В каждой квартире есть телевизор, холодильник, стиральная машина, телефон, электричество, газ, паровое отопление). А кто может сказать, куда идут все провода от приборов? ( В специальные электрические розетки). Повторяем правила безопасности: нельзя включать электроприборы мокрыми руками, нельзя вставлять в отверстия розетки какие – либо предметы). Подумайте, а куда идут провода дальше (в стене находится специальный канал для проводов, он проходит в подвал дома, а оттуда в подземный «коридор»).
3 Знакомство с понятием «подземное хозяйство города».
Если мы пойдем по улице, то заметим на проезжей части люки. Люки – это «двери в подземный город». Через них можно попасть внутрь системы городских коммуникаций, чтобы проверить работу тех или иных устройств, ликвидировать возникшие поломки. В земле проложены трубы горячего и холодного водоснабжения, канализационная система, различные электрические и телефонные сети.
Подумайте, почему люки чаще всего имеют круглую форму? (Так легче и проще отодвинуть крышку, углубление внутри люка также круглой формы.)
На крышках люков часто пишут букву «Т» или букву «Л». «Т» - тяжелые люки, обычно располагаются на дорогах, что безопасно для движения машин. «Л» - легкие люки – устанавливают на тротуарах, во дворах, в парках.
Кроме того, на люках есть другие изображения: «К» - канализация, «В» - водопровод, «ГКС» - городская кабельная сеть. Иногда на крышках можно встретить изображение телефона.
4 Работа в группах.
Продумайте ответы на вопросы:
- Кто может открывать люки и спускаться в них? (Специально обученные рабочие)
- Какие правила безопасности должны соблюдать жители города, чтобы не упасть в люк в результате несчастного случая? (Не вставать на крышку люка, не подходить к открытому люку, не бросать в люк различные предметы.)
Учащиеся обсуждают, оценивают, при необходимости корректируют ответы своих товарищей.
5 Знакомство с понятием «метрополитен»
В подземном хозяйстве нашего города есть очень важная необычная часть.
Отгадайте загадки:
1 Быстрый транспорт городской,
Но особенный такой –
Под землей вагоны катят,
Места всем доехать хватит. (метро)
2 Под землей состав с народом
Машинист ведет по рельсам,
Вслед за выходом и входом
Задвигает шумно дверцы.(метро)
3 Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоят, она идет. (метро)
По каким признакам вы догадались, что отгадки - метро? (поезд под землей, машинист, лестница – эскалатор).
Материал для учителя
Метро – скоростная внеуличная транспортная система Санкт – Петербурга. Открылся 15 ноября 1955 г. На сегодняшний день – 5 линий метро. Длина -113,6 км. Количество станций – 67 (среди них 7 пересадочных узлов). 11 станций совмещено с вокзалами, железнодорожными станциями или платформами. В систему входят 74 вестибюля, 263 эскалатора, 856 турникетов.
Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине залегания станций. Многие станции имеют оригинальное архитектурно – художественное оформление. 8 станций признаны объектами культурного наследия. Впервые в мире построены станции закрытого типа. Их 10. Первая – «Парк Победы». В настоящее время подобные станции больше не сооружаются.
Карта – схема станций Петербургского метрополитена.
Какие станции вам знакомы? Как называются линии метро? Сколько их? Как они обозначены на карте? Как обозначены пересадочные узлы? Почему на карте обозначены вокзалы?
6 Игра «Мы – пассажиры»
Задания в группах:
- составить и разыграть сценку «Пассажиры на эскалаторе» (1 группа)
- составить и разыграть сценку «Пассажиры на станции метро ожидают поезд»
(2 группа).
Обсуждение выполнения заданий. Выбор правильного ответа.
Дополнительное задание: «Поведение пассажиров в вагоне метро».
7 Знакомство с наземными «ногами» города.
Если бы нам удалось подняться на высоту птичьего полета, то мы увидели бы, что от города по земле тоже тянутся «ноги». Догадайтесь, что это? (автомобильные и железные дороги).
Отгадайте загадки:
1Тут грохочут поезда,
Шумно тут почти всегда.
Если едем на край света,
Покупаем тут билеты. (Вокзал)
2 Этот дом большой, красивый,
Но никто в нем не живет.
Этот дом для пассажиров,
Каждый здесь свой поезд ждет. (Железнодорожный вокзал)
3 Две сплошные линии
И здесь, и там, и тут.
Две сплошные линии
Рядышком идут.
А по этим линиям поезда бегут.
Может, кто подскажет мне,
Как же их зовут? (рельсы)
4 Это что стоит на рельсах,
Никуда с них не сойдет
И вагонов штук пятнадцать
За собою поведет? (локомотив)
8 Конкурс знатоков « Правила поведения на вокзале»
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Какие вокзалы в Санкт – Петербурге ты знаешь?
- Где купить билет на поезд?
- Что такое «зал ожидания»?
- Что такое «перрон»?
- Как пассажиры должны вести себя на перроне?
- Как вести себя в вагоне поезда? (отдельно – пригородный поезд, отдельно – поезд дальнего следования).
Дополнительное задание: правила поведения в автобусе, автомобиле – формулируют учащиеся.
9 Рефлексия
Вывод (формулируют учащиеся): «Ноги» города - очень сложная часть современного города. Людям нужно знать правила движения по улицам, быть особенно внимательными и осторожными при поездках в метро, в поездах и автомобилях, соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
- Что нового вы узнали о метро, вокзалах, подземном хозяйстве города?
- Какое задание в группах понравилось?
- Какое задание показалось трудным? Почему?
- О каком интересном факте ты хотел бы рассказать своим родным?
Использованная литература
1 Л. К. Ермолаева, Н. Гаврилова «Чудесный город» Петербургская тетрадь, часть 1, Санкт – Петербург, СМИО Пресс, 2001
2 Е. Н Коробкова, Н. Г. Шейко «Город на ладошке»: культурно – образовательная программа для дошкольных образовательных учреждений с методическими рекомендациями / под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2011. -196 с.
3 ru.wikipedia.org/wiki/Петербургский_метрополитен
4 kidsclever.ru/content/zagadki-pro-dom.
5 kidsclever.ru/content/zagadki-pro-metro.
6 kidsclever.ru/content/zagadki-pro- vokzal.
7 www.liveintent.ru/users/panimarina/post374705375/ Загадки про железную дорогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
Конспект внеурочного занятия по ОРИГАМИ,тема занятия.Базовая форма Треугольник. Лис и Уточка (сказка «Хитрый Лис и умная Уточка»)
В рамках внеурочной деятельности в начальных классах,мною была разработана и внедрена программа по изучению Оригами- искусству складывания из бумаги.На одном из занятий,при изучении базовой формы Треу...
Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия
презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...
Конспект внеурочного занятия "Волшебный мир театра" (игра - занятие с элементами театрализации )1 класс
Задачи данного занятия - в интересной, увлекательной форме познакомить детей с удивительным миром театра, профессиями людей: режиссером - постановщиком, дирижером, оркестром, осветителями сцены, костю...
Методическая разработка конспекта внеурочного занятия «Волшебный мир Оригами» Тема занятия «Маленькие вестники с фронта»
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеурочного занятия в 3 классе. Разработка внеурочного занятия составлено в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию занятия в услови...