Творческие работы и их роль в мыслительно-речевом и нравственном развитии младших школьников
статья по теме

Наблюдения за речью младших школьников показывают, что многие из детей затрудняются в выражении своих мыслей, не могут их логично развернуть, плохо строят связное высказывание. Научить маленького школьника хорошо и грамотно выражать свои мысли, уметь ярко, убедительно говорить и писать - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя огромной работы и эффективно действующего подхода к развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие работы и их роль в мыслительно-речевом и нравственном

развитии младших школьников.

 

Наблюдения за речью младших школьников показывают, что многие из детей затрудняются в выражении своих мыслей, не могут их логично развернуть, плохо строят связное  высказывание. Научить маленького школьника  хорошо и грамотно выражать свои  мысли, уметь ярко, убедительно говорить и писать - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя огромной работы  и эффективно действующего  подхода к развитию речи.

В настоящее время подрастающее поколение должно быть готово к творческой деятельности, иметь высокий уровень интеллектуального развития, уметь мыслить нестандартно, кроме того, коммуникативные умения являются неотъемлемой частью государственного стандарта общего образования. Развитие речи - одна из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся.  Безусловно, основной базой для достижения этой задачи служат  уроки литературного чтения, русского языка, риторики.

Много лет назад  у меня родилась идея проводить, наряду с традиционными уроками, уроки творческих работ, на которых дети сочиняют, фантазируют, выдумывают, рассуждают. Эта идея за многие  годы оформилась в систему работы  над развитием литературного творчества младших школьников.

Методика проведения уроков творческих работ нестандартна. По общепринятой методике дети пишут сочинения  только после тщательной  подготовки: бесед, ответов на вопросы, составления планов, орфографической тренировки. В процессе такой подготовки, на мой взгляд,   сочинения ребят не являются  в полной мере их творчеством.

На уроке творческих работ учитель объявляет тему данной работы и небольшой беседой создает атмосферу, должный эмоциональный настрой, способствующий творческому подъему и вызывающий в детях духовную окрыленность.  Цель таких уроков – побудить детей говорить, писать небольшие истории на основе близких им воспоминаний, на базе их жизненного речевого опыта. Ни орфографическая грамотность, ни оформление работ на таких уроках не должны отвлекать учеников от основного – творческого поиска слова.

Приведу пример небольшой беседы  по теме работы: «Три волшебных лепестка» и результат творчества детей.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о чудесном мире волшебства.  Чтобы почувствовать неповторимое своеобразие этого мира, окунемся в мир волшебных сказок.

  • Какие волшебные сказки вы знаете? («Гуси-лебеди», «Два мороза», «Морозко», «Летучий корабль» и другие)
  • Почему их называют волшебными?  

Учитель слушает ответы детей, демонстрирует им иллюстрации к сказкам, читает наиболее значимые отрывки, затем подводит итог.

Учитель: В сказках с чудесным миром возможны превращения, «обращения»; есть волшебные существа и говорящие чудесные предметы.  Именно они очень активная сила в чудесном мире, помогающая в трудную минуту.  В нашем реальном мире много проблем, забот, конфликтных ситуаций, а наши желания осуществляются не так часто, как хотелось бы.

Если бы вы сейчас оказались в чудесном мире и у вас появилась возможность с помощью волшебства осуществить свои самые заветные желания, то какими бы они были?

 Из ученических работ:

«Однажды я встретила добрую фею.  Я поклонилась ей.  Фея своим цветком приподняла мою голову и сказала: «О, ты очень вежливо поприветствовала меня, и я хочу подарить тебе три лепестка этого волшебного цветка. Ты можешь загадать  любые три желания. Они обязательно исполнятся». Сказала и исчезла…

Мне трудно было из всех моих желаний выделить самые важные, но я постаралась. Вот эти три желания:

  • чтобы мои родители никогда не ссорились, потому что в семье не хватает мирной жизни;
  • чтобы в нашей стране не было бедных людей;
  • чтобы на нашей русской земле никогда не было войны».

(Тарасова Ольга)

«Я бы пожелал не какие-нибудь там игрушки-хлопушки, а совершенно другое.

Это - здоровья, счастья всем людям и порядка в стране. Почему?

Здоровья, потому что мне надоело болеть и бегать по врачам.

Счастья, потому что я не очень счастливый человек.

А порядка в стране, потому что многие люди живут очень бедно

…Но, к сожалению, такого цветка нет, и о нем можно только мечтать.

Есть на свете цветок

Алый-алый,

Яркий, пламенный

Будто заря

Самый сказочный и небывалый,

Он мечтою зовется не зря…»

(Скрипкин Илья)

«Мне очень хочется, чтобы у меня появились волшебные крылья, и я полетела высоко-высоко в облаках. Второе мое желание – быть русалкой. А третье, чтобы у меня был маленький котенок, потому что мне без него очень плохо…»

(Ильина Таня)

Каждый ребенок по природе – творец, мечтатель, фантазер, поэтому уроки, на которых они пишут творческий работы, самые радостные и самые любимые. Ведь в этот момент они становятся «писателями», немаловажен в таком случае выбор тем, которые были бы, во-первых, интересны детям, во-вторых, ориентированы, прежде всего, на обогащение социально-нравственного восприятия  окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Тематика творческих работ:

  • школьная:

«Я - глазами одноклассников!», «Чем дорог мне мой класс», «Я ученик первого класса», «Как я делаю уроки», «Мой самый любимый и нелюбимый урок», «Я директор школы», «Реакция взрослых на мои отметки», «Кого из своих одноклассников я хочу поздравить с праздником» и другие;

  • бытовая:

«Моё любимое занятие», «За что сердятся на меня мои родители», «За что я люблю свою маму», «Я одна дома», «О себе», «Самый интересный день в моей жизни» и другие;

  • психологическая:

«Хорошо ли быть взрослым?», «Хорошо ли быть эгоистом?», «О чём я чаще всего думаю?», «Какие черты характера я хотел бы взять у своих родителей?», «Мои страхи, или чего я больше всего боюсь», «Я взрослый», «Мои достоинства и мои недостатки»;

  • нравственная:

«Счастье в моих руках», «Легко ли это не лгать?»,  «Хорошо ли быть богатым?»;

  • эстетическая:

«Что я представлял, когда слушал классическую музыку», «Что такое красота?», «Песни, музыка и я», «Отзыв об актерском уроке»;

  • политическая:

«Хорошо ли быть президентом?», «Кризис в стране», «Я политик», «Что бы я сделал, если бы был мэром?», «Что бы я рассказал гостям нашей страны о России»;

  • фантастическая:

«Три волшебных лепестка», «Что бы я попросил у золотой рыбки», «Волшебная палочка», «Я мама» ( «Я папа»).

Для моих учеников уроки, на которых они пишут творческие работы, самые радостные и самые любимые. Ведь в этот момент они становятся «писателями», и разные темы помогают моим ученикам раскрываться с разных сторон.

Конечно же, не сразу у ребенка все получается хорошо. Основная трудность заключается в том, что при выражении ими мыслей на письме  смысловая структура высказывания часто не совпадает с грамматическим членением речи.  Мысли детей бывают порой незаконченными, неполными. В предложениях употребляются неточные по смыслу слова, повторы. Имеет место неверная постановка знаков препинания. Содержание речи  учащихся  не всегда отличается  богатством и разнообразием.

Да, работы детей не идеальны, но, благодаря им, ребенок раскрепощается, открывает свою душу, достаточно откровенно делится своими радостями, тревогами, секретами. Слова в сочинениях естественные, «живые».  Я очень дорожу их самостоятельными суждениями, которые помогают мне  лучше понять детей, позволяют проводить психологический анализ  своего класса, поскольку ребята  очень искренне пишут обо всем.

Но я рискую давать такие работы потому, что они являются для меня своеобразной разведкой  в языковые потребности  школьников: в каких лексических темах   затрудняются, какие предложения не могут построить, оформить, какие трудности испытывают  при связи предложений и прочее. Я получаю как бы «заказ» на первоочередную помощь  конкретным детям по развитию речи.  Например, работая на темой «О себе», ученики писали:

«Зовут меня Валя. У меня светлые волосы, голубые глаза, кривые зубы и красивые уши…

Я постоянно смотрюсь в зеркало и говорю себе: «Какая я красивая»… Думаю, что когда буду взрослой, буду такой же красивой…

(Храпкова Валя)

« У меня хороший характер, глаза серые. Только вот тело у меня очень толстенькое и ноги толстенькие… Я люблю кушать мороженое и булочки…

(Бобырь Настя)

« Внешне я красивая, у меня красивые ресницы, глаза, губы. Но так как я все время плачу, на лице появляются морщинки…»

(Величкина Женя)

« У меня постоянно грязные руки, потому что я всегда работаю…»

(Шишкин Вася)

«На вид я так себе: худощавый, с длинной шеей. Голова круглая, как футбольный мяч, волосы светлые. Мне нравится Николай Расторгуев из группы «Любэ», потому что у него практически нет шеи.

(Раков Дима)

Работы первоклассников невелики по объему, но они приучают школьников  наблюдать, думать, выражать свои  наблюдения в слове. Работы ценны тем, что слова в сочинениях отражают ту реальность, которую воспринимают дети.  

Постепенно растет и развивается мир ребенка, а вместе с ним от класса к классу  развивается выражение этого мира в слове. Следить за продвижением своих учеников мне помогает тетрадь-копилка, куда я заношу сочинения учащихся, отдельные фрагменты сочинений, интересные высказывания. Это дает мне возможность видеть перспективу  в работе, устанавливать, как расширился кругозор у детей, как накапливается у них опыт в подборе  точных слов, словосочетаний, предложений.  

В качестве примера хотелось бы предложить несколько работ Ильи Скрипкина, это его работы с 1-го по 3-ий класс.

«Мне нравятся все девочки из нашего класса и среди них сделать выбор нелегко…

Но Болдыреву Настю не сравнить ни с кем! Она лучше весны, осени, зимы, самых красивых цветов. Настя скромная, красивая, сдержанная, приятная, из хорошей семьи. Но одна беда… Она меня не замечает!

На рисунке (рисунок сделан в творческой работе) изображена моя мечта: мы с Настей Болдыревой на лугу, и я ей дарю цветок. Это наше первое свидание. Восьмого марта я хочу поздравить именно ее. Я очень люблю Настю.

(2 класс)

«По сравнению с небом, солнцем, с весной, цветами, Болдырева Настя лучше всего этого…

Когда ей учитель ставит 2 или 3 , я так сильно переживаю за нее, что даже не слышу своей отметки, будь это 5 с плюсом. Когда Настя болеет, у меня ноет сердце. Я не называю это любовью, я называю это чувство симпатией». Я рассказал маме о своей верности  к Насте и объяснил: «Она спокойная, скромная, приятная, недрачливая. Она особенная». Мама была удивлена моему выбору и верности.

(3 класс)

Со временем, пополняя словарный запас и расширяя читательский опыт, ребята не только сами творят, создают, но и охотно цитируют известные им произведения.

«Моя мама очень красивая и я ее очень люблю и ни на какую другую маму не променяю. Она лучше всех. «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, когда я только-только родилась…  Я называю свою мамочку «семицветик», потому что она такая  вся смеющаяся, радостная, светящаяся…»

(Осипова Юля)  

«Больше всех девочек мне нравится Петрусева Даша. Она красивая, добрая. У нее гладкие русые волосы с косичкой, глаза – карие, выразительные, носик курносый. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Вкус у нее замечательный. На ее свитере сочетание 3-х цветов и не больше: коричневого, черного, бежевого, а это правильно. Даша отзывчивая, ласковая, старательная».

(Лецкий Слава)

Очень важно, что создавая свои работы, ребята не боятся взглянуть на себя критически, не боятся предстать непривлекательными.  Вот отрывки из работ на тему «Мои достоинства и недостатки», «Какой я друг».

         

«Я считаю, что нет человека, у которого нет недостатков. Я тоже не идеален… Мне очень мешает лень и нетерпеливость. Я всячески пытаюсь избавиться от них. У меня это уже неплохо получается.

Как у любого человека, есть у меня и достоинства. Мне кажется, что я добрый и заботливый. Например, я каждый день стараюсь забрать своего младшего братика из садика. Часто играю с ним, занимаюсь, читаю ему сказки».

(Егранов Максим)

«Достоинств у меня немного, но недостатков просто куча!

Сначала о достоинствах… Если ребенок упал, я не пройду мимо и не буду смеяться, а остановлюсь и помогу ему. Я вежливая девочка, приучена с детства говорить  «спасибо» и другие вежливые слова. Я очень люблю трудиться. Но труд проявляется далеко не во всем. С радостью убираюсь, но ненавижу делать уроки…

О недостатках. Я ленивая, противная, люблю приврать, даже стыдно об этом говорить…»

(Данилочкина Ирина)

«Какой я друг?  Ответить на этот вопрос мне очень трудно. Обо мне должны судить другие люди…  Но мне кажется, что я не очень надежный друг, очень эгоистичная, люблю делать все по-своему, не считаюсь с мнением друзей. Это касается и игры. Например, друг будет хотеть играть в одно, но я сделаю, как я хочу. В игре я беру для себя самые лучшие роли, а другу даю похуже. Делаю так, как мне удобнее… Но я обязательно буду стараться исправиться».

 (Тюрина Наталья)

       Дети точно подмечают всё.  Радует, что негативных оценок меньше, чем положительных.  В своих близких, друзьях ребята отмечают лучшие черты, стараясь воспитать их в себе.

«….Мне очень нравится  наша семья и я хочу иметь все хорошие качества, которые есть у моих родителей: трудолюбие, развитый ум, уважение к старшим. Поэтому, мне нужно брать пример  с папы и мамы, слушать их, хорошо учиться, много читать, развивать свою речь, думать своим умом, а не чужим…»

(Бочарова Настя)

«…Я хочу быть идеальной. Это значит взять от папы и мамы лучшие их качества….От мамы – трудолюбие, опрятность, аккуратность, находчивость, доброту к людям. А от папы – строгость, честность, юмор. Вот и получится в семье из этих частей идеальная дочка…»

(Урушкина Юля)

«…Скромность - это, конечно, хорошо, но не очень. Мне хотелось быть более общительной и раскованной. Ещё я хотела бы быть поуверенней в себе, как мой папа. Ведь моя неуверенность меня во многом подводит…»

(Тихомирова Наташа)

«У моих родителей совершенно разные характеры. Мама хорошо знает русский и литературу, эмоциональная, часто бывает вспыльчивой. А папа любит математику и английский, красиво рисует. Он слишком спокойный, как удав…

Мне хочется быть не очень эмоциональной и не очень спокойной. Всё хорошо в меру! Я хочу научиться рисовать, как папа, как он, знать математику и английский и, как мама, знать русский и литературу.

Ещё мне хочется «взять» аккуратность, вежливость, трудолюбие у своих бабушек, и смелость, неустрашимость, любовь к Отечеству и Флоту- у дедушки…

Я думаю, что, когда я вырасту, мне все эти качества обязательно понадобятся».

(Ильина Наташа)

Тема «Легко ли это – не лгать никогда?» ставит перед моими учениками вопросы, на которые не всякий взрослый сможет ответить объективно.

«Я думаю, что нет на свете людей, которые никогда и ни в чем никому не лгали.

Лгать всем просто так- это плохо и до добра не доводит… Но есть ложь и во благо. Например, врач никогда не говорит  больному о его практически неизлечимой болезни, оставляя ему надежду на выздоровление. Многие люди, благодаря этому «обману» а также сильной воле смогли продлить свою жизнь  на радость близким.

Бывают ситуации, в которых ложь становится единственным выходом. Значит ложь иногда бывает необходимой. Но нельзя пользоваться ею без особой нужды, иначе тебе перестанут доверять».

(Тихомирова Наташа)

Задумываясь над подобными темами ребенок осознает важность поднимаемых вопросов, их влияние на своё будущее.  Ряд тем был посвящен семье, взаимоотношениям родителей и детей, их размышлениям о взрослой жизни.  Результатом такой работы стало создание альбома «Моя семья».  Мне было интересно читать искренние высказывания своих учеников.  А, сравнивая сочинения детей разных выпусков, я увидела, что ребята чувствуют ценность таких понятий, как дом, семья, работа.  

Очень трогательны рассуждения девочек о самом прекрасном - создании семьи.

«Если у меня будет такая семья, о которой я мечтаю, то я буду очень рада, буду благодарить Бога за то, что меня наградил такой семьёй…

Мамой я буду очень хорошей, доброй, отзывчивой, чтобы мои дети любили меня и гордились мной»…

(Беляева Женя)

«Главное в семье – это дружба и доверие…

Я хотела бы иметь мужа, который любил бы меня и мог всегда постоять за меня… Я бы хотела, чтобы мой дом наполнялся детским смехом и весельем»…

(Кирилина Марина)

Мальчики же более категоричны в своих высказываниях.

«Я буду очень крепко любить свою жену и своих детей. Мы будем заботиться друг о друге. Жене буду дарить много цветов, духов…

(Кравчук Серёжа)

«Я обязательно стану геологом… Конечно, мне придётся часто бывать в разъездах. Но всё свободное от работы время я буду посвящать воспитанию своих сыновей…

Над нами небо голубое

По небу облака плывут…

Но что же может быть красивей,

Когда семья в сборе тут!

(Скрипкин Илья)

В работе Шолоха Эдика чувствуется большое стремление добиться своей цель в жизни, трепетная забота о близких.

«Я обязательно стану великим футболистом, буду получать большие деньги. В первую очередь обеспечу своих родителей, близких, чтобы они не в чём не нуждались…

С женой мы будем жить в мире и согласии… Я думаю, что у нас будет три ребёнка. Я буду строгим и справедливым отцом, буду много внимания и заботы уделять детям и жене, как мой папа…»

Многие ребята мечтают поскорее стать взрослыми, чтобы поскорее стать взрослыми, заработать много денег и тратить их на путешествия.

 «Я так хочу стать поскорее взрослой! Я бы поехала путешествовать со своей семьёй по многим странам мира, всё увидела бы своими глазами: и Америку, и Англию, и Францию…, покупалась бы в Индийском океане… В своих поездках мы бы защищали мир от загрязнений, помогали бедным…»

(Даша Агапова)

Приятно читать строчки, в которых дети тепло отзываются о своём втором доме – школе.

«…У меня будет большая, дружная семья. Мы будем жить в красивом доме, в свободное время вместе ходить в лес, ездить в музеи, зоопарк… Своих детей отдадим в свою любимую школу № 11 к нашей удивительной учительнице…»

Самое интересное, что ученики откликаются на события не только личного характера, но и на события, происходящие в семьях одноклассников.  Вот какие письма написали ученики 2-го класса Насте Бочаровой.  

«Здравствуй дорогая Настя! Я поздравляю тебя, твою маму и папу с рождением ребёнка! Ты ей решила дать такое чудесное имя - Анна… Теперь у твоей мамы столько работы, а ты – старшая сестра и должна помогать своей маме.

Насчёт уроков не волнуйся. Ты очень умная, организованная девочка, ты быстро нас догонишь!

У нас в классе всё хорошо. Ребята стали лучше читать, писать, рисовать.

Настя, мы скучаем по тебе».

(Самородова Алёна)

«… нам без тебя скучно, мы тебя очень ждём… Тебе теперь нужно набраться терпения и не сдаваться… Твоя сестра для нас открытие, ещё никто в нашем классе не рождался…»

(Васильев Лёня)

« Дорогая Настя, мы узнали, что у тебя появилась сестричка. Мы все очень рады за тебя… Я хочу дать тебе несколько советов:

- всегда давай ей то, что она просит,

- никогда не обижай её,

- когда твоя мама выйдет из больницы, во всём ей помогай.

И последний важный совет;

никогда не думай, что тебя любят меньше, чем других.»

(Егранов Максим)

        

Читая работы, я с удовлетворением замечаю, что  мои ученики становятся  грамотней, коммуникабельней, душевней, они открыты, тонко чувствуют мир. Кроме этого, для учителя, а часто и для родителей такое маленькое самостоятельное суждение ребенка является средством диагностики его души.  

Письменная индивидуальная работ высвечивает и другие качества: языковую одаренность, чувство языка у одних ребят, склонность и способность письменно «говорить» интереснее, чем устно, у других, беспомощность третьих и так далее.  

Для  детей, которые обнаруживают  желание работать со словом  и которые в какой-то мере уже ценят его красоту. Такие сочинения – способ индивидуального роста, развития  способностей.

Эти работы помогают мне лучше понять детей, позволяют провести как бы психологический анализ своего класса, поскольку учащиеся очень откровенно пишут обо всём.

Этот «живой» материал я использую при работе с родителями. Они очень любят, когда на родительских собраниях я зачитываю мысли детей.  Родители с замиранием сердца ждут этого момента, так как  из-за  занятости они, по-большому счету, мало общаются с  детьми, и иногда суждения ребенка являются для них открытием.

« За что сердятся на меня мои родители…»

« …Я сам не знаю, за что меня ругают не только родители, но и бабушка с дедушкой.

Расскажу такую историю. Однажды сижу в своей комнате и смотрю  телевизор. Вдруг с шумом открывается дверь и в комнату входит мой дед. Сразу видно, что он сильно рассержен, раздражен… Дед вытолкнул меня в прихожую и стал кричать: «Где моя лупа?  Опять ты лазаешь там, где тебе не следует?»   Все дело в том, что у моего дедушки только две лупы, и он ими очень дорожит. По-видимому он потерял свою любимую лупу. А я тут причем? Я эту лупу не видел вовсе.

А дед меня отругал, довел до слез. А на следующий день обнаружилось, что лупа лежала в секретере и что дедушка сам ее спрятал туда от меня.

Ошибочка вышла! А ведь дедушка даже не извинился! Вот так меня ругают ни за что!

(Скрипкин Илья)

«Мама очень довольна, когда я получаю 5 и 4. Если получаю плохие отметки, она говорит: « Доченька, старайся, пиши хорошо, а то я буду плакать…» А папа сразу ругает. Я этого терпеть не могу. Я обижаюсь, ухожу на кухню, надуваюсь, как пузырь, сижу и думаю: « Вот сейчас возьму и лопну!»

(Урушкина Юля)

«Если я получаю 3 или 2 мама злится и говорит: « Очень плохо, Илюша…» Если мой сын получит 3 или 2 , то я буду говорить: « Исправляйся, сынок, не грусти и старайся получить 5».

(Садовников Илья)

«Я – один дома»

«Я люблю оставаться один дома. Это случается очень-очень редко, но все-таки случается. В это время я люблю «сбедакурить»… Например, люблю выковыривать у мамы и у бабушки тени… Кстати, о бабушке. Она ходит в хор русской песни. И вот однажды, перед выступлением, ей надо было подкраситься. Открывает она коробку с тенями…,а туда, как вы понимаете, я уже залез. Так вот, открыла она коробку и не поверила своим глазам, и понеслось… Досталось мне здорово!»

(Соковых Сергей)

«…Когда никого нет, я  ем конфеты, иногда и поплачу, чтоб кто-нибудь пришел, а потом останавливаюсь и сплю…»

(Терехова Лиля)

      «…Одеваю  мамино платье, украшения, делаю макияж и сажусь в кресло слушать музыку…»                                                                            

(Рыдванова Настя)

Урок творческих работ продолжается и на уроке чтения. Ведь урок чтения – это всегда творчество.

У ребёнка творческое начало рождается в образном восприятии того мира, который ему раскрыл писатель.

Умение сопереживать, восхищаться, жалеть, негодовать, уважать, гордиться, радоваться и печалиться, т.е. способность на подлинную человечность – эта та почва, на которой только и могут раскрываться все грани души.

Например, после прочтения и анализа рассказа Владимира Железникова «Голубая Катя» я попросила ребят написать сочинение-миниатюру, в котором они высказали бы своё мнение об отношениях Вадима и Кати.

«Катя поступила намного честнее и правильнее Вадима… Я думаю, что Катя справедливо обиделась на брата. Только это ему помогло понять, что он поступал неверно по отношению к сестре…»

(Биккузин Серёжа)

«Вадим поступал с сестрой нечестно, шпионя за ней. Этим он искал повод, чтобы выгнать её из общей комнаты…»

(Раков Дима)

После обсуждения этих сочинений у ребят появилось желание написать творческую работу о своих отношениях с братом или сестрой.

Я приведу в пример фрагмент из сочинения Ибрагимовой Эли.

«Когда я прочитала историю про Катю, я узнала в ней себя. У меня тоже есть старший брат Артур, ему 11 лет. Отношения наши складываются так же, как у Кати и Вадима. У нас было много таких случаев, после которых Артура, наверняка, «грызла» совесть. Он частенько обижает меня по мелочам и никогда не признаётся. Например, вчера, когда он встречал меня из школы, у меня сильно разболелся живот, и мне трудно было быстро идти за ним. Артур не поверил мне, стал заставлять идти быстрее. При этом сильно толкнул меня, и я чуть не упала в лужу. От  обиды на Артура я  долго плакала…»

           

Многие ребята пишут стихи, сочиняют сказки.

Вот что они пишут в своих сочинениях-миниатюрах  о сказках:

«Читая одну сказку за другой, встречаешься с разными чудесами. А среди чудес жить очень интересно…»

(Женя  Беляева)

«Эти добрые старые сказки приходят к нам в детстве и остаются с нами на всю жизнь. Человеку никто не может запретить мечтать. А сказка похожа на мечту. Она вроде бы жизнь, да не жизнь…»

(Эля Ибрагимова)

«Без сказок было бы невозможно понять всего, что происходит вокруг…»

(Серёжа Кравчук)

Я очень рада, что творчество не покидает моих учеников на протяжении всего обучения, оно становится их потребностью. Мне было очень приятно, когда  одиннадцатиклассники, мои бывшие ученики, подарили мне ко Дню Учителя «букет» воздушных шаров с прикрепленными конвертиками с творческими работами…  «Спасибо за ваше тепло, за конкурсы, за «Пушкинские уроки», за сочинения-миниатюры, за наши любимые творческие работы»… А уж если тебе посвящают свои собственные стихи, то чувствуешь себя вдвойне счастливой.  

Жанна Д’Арк

Моей первой учительнице

Т.Н.Танаевой посвящаю…

(Скрипкин Илья, 7 класс)

Идут пешие воины,

Смешался конников строй,

Она говорит спокойно:

Кто любит меня – за мной!

Знамя поднимет белое,

Его над собой неся,

Как будто идет за девою,

Сзади Франция вся.

Истерзана милая Франция,

Проигран за боем бой.

Уже бесполезно драться…

Кто любит меня – за мной!

Шестнадцать лет девчонка,

Носительница огня,

Сменила свою юбчонку,

На латы, меч и коня.

Свершая священное дело,

За ударом, неся удар,

Едет нежная дева,

Железная Жанна Д’Арк.

В стане британцев паника,

В стане британцев – вой,

Она поднимается – ранена…

Кто любит меня – за мной!

Конечно мне лучше было бы,

Цветы собирать в лесу,

Но гибнет Франция милая,

И Францию я спасу.

Девчонка я, мне бы все же,

Жених, ребятишки, дом,

Но если не я, то кто же?

Кто любит меня – за мной!

Будут изгнаны «бриты»

Все как один уйдут,

И только те, что убиты,

Смогут остаться тут.

Хрупкая, но бог поможет,

Дух укрепляя мой,

Но если не я, то кто же?

Кто любит меня – за мной!

Победа – её награда!

Как молния меч сверкал.

С Орлеана снята осада,

Коронован в соборе Карл.

А дальше… Позор мужчинам!

Людям стыд и позор.

Суд заседает чинно,

В Руане горит костер.

А что же, Франция милая?

Где же она была?

С легкостью изменила

Свой взгляд на неё – предала.

А Карл, коронованный Жанной,

Где же тогда он был?

Король, как это ни странно,

Первый руки умыл.

А эти зеваки, толпы…

Вокруг костра на ветру.

Почему не бросились, чтобы

Из огня спасти сестру?

Конечно, каря, охрана,

Войско во всей красе,

Но если бы ради Жанны,

Бросились сразу все.

В больших городах и малых,

В селах и деревнях,

В харчевнях и пышных залах,

Пешими и на конях.

Люди! Сделайте милость,

Пока не померк еще взор.

Одна за всех – получилось.

Все за одну – позор!

        Размышляя о сути нашей учительской профессии, что стать идеальным педагогом трудно, но стремиться к этому надо обязательно.  Это стремление побуждает к постоянной работе над собой. Учитель состоялся как мастер, если видит природную талантливость каждого ученика, его неповторимый внутренний мир, который делает жизнь ребенка счастливой.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую литературу, которая способствует духовно-нравственному развитию личности....

Роль сказки в эмоционально –нравственном развитие младших школьников.

Сказка люба не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомить детей с окружающим миром, нравственными нормам...

«Театрально – игровая деятельность в духовно – нравственном развитии младшего школьника» (из опыта работы)

Выступление на заседании методичсекого объединения учителей начальных классов....

Работа над притчами как один из методов духовно-нравственного развития младших школьников.

В статье говорится о формах и методах работы на уроках и во внеурочное время....

Опыт работы по теме: «Духовно-нравственное развитие младших школьников»

Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала - моя жизнь будет связана с обучением и воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей ...

« Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»

laquo; Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»Статья,  практический материал...