Тема 7 Проектирование урока
материал на тему

Абилова Светлана Николаевна

Проектирование урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленного на достижение метапредметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_7.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 7. 

Проектирование урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленного на достижение метапредметных результатов.

Задание 1.

Изучите критерии анализа урока  в классе совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выявите его особенности. Попробуйте конкретизировать основные требования к проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничения здоровья, направленного на достижение метапредметных результатов. Представьте результаты работы в удобной для вас форме.

Материалы для выполнения задания

Объект оценивания

Показатели оценки

1..Проект урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленный на достижение метапредметных результатов

1.1. Цели урока (планируемые результаты) определены для разных групп совместно обучающихся детей.

1.2. Цели урока (планируемые результаты) отражают его метапредметную направленность.

1.3. Проект урока структурирован.

1.4. В проекте урока использованы приёмы мотивации для всех групп совместно обучающихся детей.

1.5. В проекте урока учтена специфика целеполагания разных групп детей.

1.6. В проекте урока учтена специфика планирования для разных групп обучающихся.

1.7. В проект урока включены учебные ситуации, требующие совместной работы детей.

1.8. В проекте урока использованы приёмы, направленные на достижение метапредметных результатов.

1.9. В проект урока включены ситуации контроля  учебных действий и деятельности в целом для всех групп обучающихся.

1.10. В проект урока включены ситуации оценивания учебных действий и деятельности в целом по совместно принятым критериям для всех групп обучающихся.

1.11. В проект урока включены ситуации рефлексивного осмысления  учебных действий и деятельности в целом для всех групп обучающихся.

Критерии качества выполнения задания

  1. Сформулированы основные требования к проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничения здоровья, направленного достижение метапредметных результатов.
  2. В требованиях отражены основные подходы к обучению детей с ОВЗ в контексте совместного обучения.
  3. В требованиях отражены основные подходы к обучению детей с ОВЗ в контексте достижения метапредметных результатов.

Ответ: Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.). Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока. При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований:

 1. Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

2. Начало урока с детьми, имеющими нарушение с интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

 3. Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий. Устные задания выполняются по следующему алгоритму: - учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; -можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; - учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц; - пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем; - итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети). Письменные задания: - учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; -можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями; - детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы с алгоритмом выполнения таких заданий); - проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.

4. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

5. К.Д.Ушинский придавал большое значение наглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться на уроках в первоначальный период, так как: во-первых, стимулирует элементарные умственные процессы; во-вторых, развивает устную речь; в-третьих, способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся. Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

а) начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

 б) сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;

в) чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

 г) использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Задание 2.

Проанализируйте представленный ниже проект урока обучения грамоте (письма) с точки зрения особенностей его оформления. Определите особенности оформления проекта урока в классе совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья. Представьте результаты работы в удобной для вас форме.

Ответ:

- цели урока (планируемые результаты) определены для разных групп совместно обучающихся детей.

 - цели урока (планируемые результаты) отражают его метапредметную направленность.

- проект урока структурирован. 1.4. В проекте урока использованы приёмы мотивации для всех групп совместно обучающихся детей.

- в проекте урока учтена специфика целеполагания разных групп детей.

- в проекте урока учтена специфика планирования для разных групп обучающихся.

- впроект урока включены учебные ситуации, требующие совместной работы детей.

- в проекте урока использованы приёмы, направленные на достижение метапредметных результатов.

 - в проект урока включены ситуации контроля учебных действий и деятельности в целом для всех групп обучающихся.

- в  проект урока включены ситуации оценивания учебных действий и деятельности в целом по совместно принятым критериям для всех групп обучающихся.

- в проект урока включены ситуации рефлексивного осмысления учебных действий и деятельности в целом для всех групп обучающихся.

Критерии качества выполнения задания

  1. Зафиксирован способ оформления урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничения здоровья, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС НОО.
  2. Прописаны особенности фиксации отдельных компонентов урока.

Материалы для выполнения задания

(ПРИЛОЖЕНИЕ1.)

Задание 3.

Проанализируйте представленный в Приложении 1. проект урока обучения грамоте (письма), используя критерии, конкретизированные в задании 1. Представьте результаты работы в удобной для вас форме.

Критерии качества выполнения задания

  1. Методический анализ урока выполнен в соответствии с критериями.
  2.  Сделаны выводы о соответствии урока требованиям к условиям совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничения здоровья.
  3. Дана оценка урока с точки зрения его направленности на достижение метапредметных результатов.

Ответ: . Прописаны разные цели урока. Учиться они будут  на уроке одному и тому же, но только требования к усвоению материала разное.

2.  Чаще  всего организуются индивидуальная и групповая форма работы на уроке. В нашем случае учитель организуют групповую работу, для проговаривания информации полученной на уроке несколько раз.  И если «особенные» дети сами не могут сказать, то им помогут «обычные».

Итак, современный урок для детей с ОВЗ- это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  •  урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

 Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.

Задание 4.

Соотнесите процесс и результат выполнения заданий по теме 6 с критериями. Что Вам удалось при выполнении работы лучше всего? Какие затруднения испытывали? В чём причина этих затруднений? Чем для Вас была полезна эта работа? Подготовьте краткий ответ на эти вопросы.

Критерии качества выполнения задания

1. Представлено доказанное мнение о правильности или недочётах в выполнении задания.

2. Определены достижения и  затруднения (при их наличии).

3. Указаны причины затруднений (при их наличии).

4. Обозначен развивающий эффект проделанной работы.

Ответ:

Работа в этом разделе помогла мне разобраться в структуре  современного урока, систематизировать приёмы при подготовке к своим урокам, подумать над требованиями к современному уроку, при обучении детей с ОВЗ. Осознать ведущие понятия  в обучении. Работа была проделана не зря! Мне всё это пригодится в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Проектирование уроков открытия новых знаний»

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук,...

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"

В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода  в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Материал содержит разъяснения как спроиктировать урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС....

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

В данном материале рассказано о том, как построить современный урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Указаны особенности курса ОРКСЭ. Подробно описаны этапы проектирования урока....