Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).
учебно-методический материал на тему

Делова Ирина Анатольевна

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx188.19 КБ

Предварительный просмотр:

Большеохочевский филиал МКОУ «Охочевская СОШ»

               Курской области Щигровского района

                         Доклад

По теме: « Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованием ФГОС НОО».

              (Из опыта работы)

     Учитель начальных классов:

      Делова Ирина Анатольевна

         

                       - 2014 год –

В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС  НОО, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Проектирование  должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно – деятельностного подхода.

    Варианты проектирования уроков предложены в некоторых  учебно- методических комплектах и образовательных  системах начального образования. Наиболее известным является подход доктора педагогических наук,  профессора Л.Г.Петерсон . Учитель вправе выбирать тот или иной подход к проектированию уроков и внеурочных занятий.

Системно-деятельностный подход предполагает технологическую цельность урока, направленную на формирование универсальных учебных действий. Системно – деятельностный подход является основой всех технологий, он включает в себя:

- технологию традиционного обучения;

- технологию развивающего обучения;

- технологию проблемного обучения;

- технология развития критического мышления;

- проектная технология;

- ИКТ технологии. (Слайд 1)

В отличие от традиционного знаниево – ориентированного подхода, ученик в деятельностном подходе становится субъектом деятельности, то есть осознаёт личный смысл выполняемой работы, чётко представляет  желательный результат своей деятельности (т.е. цель), планирует, осуществляет и контролирует конкретные шаги для её достижения (УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). ( Раздать листочки).

При проектировании урока меняется функция учителя: он перестаёт выступать в качестве источника информации, а становится организатором деятельности обучающихся: консультантом, помощником, создающим условия для формирования  осознанных ЗУНов и УУД.

Сравним традиционную типологию уроков и типы современного урока (слайд 2).

Традиционные                           Современные

Урок введения нового знания;

Урок открытия  нового знания;

Урок закрепления изученного материала;

Урок рефлексии;

Урок систематизации и обобщения;

Урок построения системы знаний;

Урок контроля;

Урок развивающего контроля;

С позиции системно-деятельностного подхода обязательным элементом урока является ситуация осмысления предстоящей работы, т е целеполагание. Доминантной в уроке является  одна цель , хотя может присутствовать и составляющая воспитательная, которую определяет тема урока. В цели должен быть отражён планируемый результат , который  реализуется в итоге урока, понятный и точный для обучающихся.(слайд 3)

Пример 1. Цель урока:

- «Научиться  распознавать слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?»

- «Открыть способ вычитания числа 7»

- «Определить признаки объектов живой и неживой природы»

- « Оценить поступки героев произведения….»

В представленных формулировках отражён главный  «выяснить», «определить», «оценить» предполагают поисковую, исследовательскую деятельность детей по освоению нового знания и ведущий способ деятельности на уроке.

Задачи урока формулируются к ведущей цели урока, как  конкретные действия, необходимые для её достижения. (слайд 4)

Пример 2: Урок: «Звуки [k], [k’] , буквы Кк»

Цель урока: 

Дать характеристику новых  звуков [k] [k’] и букв Кк.

Задачи урока:

(обучающиеся должны)

  1. Объяснить, зачем необходимо изучать новые звуки и буквы.
  2.  Составить план действия по изучению звуков [k] [k’] и букв Кк.
  3.  Сравнить звуки [k] [k’] при прослушивании звуков в словах, выделить их признаки.
  4.  Составить буквы Кк из элементов.
  5. Тренироваться в чтении слогов и слов с буквой К.
  6. Рассказать о звуках [k] [k’] по опорному плану.
  7. Оценить свою работу на уроке.

Внеурочное занятие по программе «Школа безопасности» в форме ролевой игры «Я пешеход» 1-2 классы.

Цель занятия:

Составить алгоритм поведения по дороге из школы домой.

Задачи занятия:

1.Разыграть ситуации дорожного движения с позиции пешехода, водителя, пассажира транспорта.

2. Проанализировать возможные ситуации по дороге из школы домой.

3. Определить алгоритм действия в разных ситуациях.

4. Оценить своё поведение в ситуации дорожного движения.

Перейдём к конструированию технологической карты урока.

Собственно сама карта урока состоит из двух частей:

-технологической карты (тема и тип урока; цель и задачи урока; планируемые результаты (УУД); ресурсы)

- сценария урока ( этапы урока,  формируемые УУД для каждого этапа, деятельность учителя и учащихся).

Этапы урока зависят от типа урока.

Первая таблица – технологическая карта (слайд 5).


                                            Урок литературного чтения в 4 – м классе по программе «Школа России»

Тема урока. Тип урока.

А.П.Чехов «Мальчики». Урок построения системы знаний.

Цель урока

Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи

  1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.
  2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.
  3. Защитить творческие проекты.
  4. Сформулировать для себя правило взаимоотношения с миром и людьми.

Планируемый результат (УУД)

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование);

Логические УУД:  анализ,  синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России.

Сценарий урока. (слайд6)

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

(1–2 мин)

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)

Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований.

Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.

3. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)

……

4. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)

5. Первичное закрепление с комментированием во
   внешней речи (4–5 мин)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону     (3–5 мин).

7. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)

8. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин)

Выбор УУД зависит от этапа урока и логической составляющей задания по ходу проектирования сценария урока.

Более подробно технологическую карту предлагаю рассмотреть на примере разработанного мной урока литературного чтения в 4 классе по произведению А.П.Чехова « Мальчики». (сценарий урока прилагается)

По интересующим вас вопросам можно обращаться  на  

  Социальная сеть работников
образования nsportal.ru

Делова Ирина Анатольевна

сайт учителя начальных классов

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС".

В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС....

Доклад "Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формиру...