Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).
учебно-методический материал на тему
Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 188.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Большеохочевский филиал МКОУ «Охочевская СОШ»
Курской области Щигровского района
Доклад
По теме: « Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованием ФГОС НОО».
(Из опыта работы)
Учитель начальных классов:
Делова Ирина Анатольевна
- 2014 год –
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Проектирование должно осуществляться с позиций его методологической основы – системно – деятельностного подхода.
Варианты проектирования уроков предложены в некоторых учебно- методических комплектах и образовательных системах начального образования. Наиболее известным является подход доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон . Учитель вправе выбирать тот или иной подход к проектированию уроков и внеурочных занятий.
Системно-деятельностный подход предполагает технологическую цельность урока, направленную на формирование универсальных учебных действий. Системно – деятельностный подход является основой всех технологий, он включает в себя:
- технологию традиционного обучения;
- технологию развивающего обучения;
- технологию проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- проектная технология;
- ИКТ технологии. (Слайд 1)
В отличие от традиционного знаниево – ориентированного подхода, ученик в деятельностном подходе становится субъектом деятельности, то есть осознаёт личный смысл выполняемой работы, чётко представляет желательный результат своей деятельности (т.е. цель), планирует, осуществляет и контролирует конкретные шаги для её достижения (УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). ( Раздать листочки).
При проектировании урока меняется функция учителя: он перестаёт выступать в качестве источника информации, а становится организатором деятельности обучающихся: консультантом, помощником, создающим условия для формирования осознанных ЗУНов и УУД.
Сравним традиционную типологию уроков и типы современного урока (слайд 2).
Традиционные Современные
Урок введения нового знания; | Урок открытия нового знания; |
Урок закрепления изученного материала; | Урок рефлексии; |
Урок систематизации и обобщения; | Урок построения системы знаний; |
Урок контроля; | Урок развивающего контроля; |
С позиции системно-деятельностного подхода обязательным элементом урока является ситуация осмысления предстоящей работы, т е целеполагание. Доминантной в уроке является одна цель , хотя может присутствовать и составляющая воспитательная, которую определяет тема урока. В цели должен быть отражён планируемый результат , который реализуется в итоге урока, понятный и точный для обучающихся.(слайд 3)
Пример 1. Цель урока:
- «Научиться распознавать слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?»
- «Открыть способ вычитания числа 7»
- «Определить признаки объектов живой и неживой природы»
- « Оценить поступки героев произведения….»
В представленных формулировках отражён главный «выяснить», «определить», «оценить» предполагают поисковую, исследовательскую деятельность детей по освоению нового знания и ведущий способ деятельности на уроке.
Задачи урока формулируются к ведущей цели урока, как конкретные действия, необходимые для её достижения. (слайд 4)
Пример 2: Урок: «Звуки [k], [k’] , буквы Кк»
Цель урока:
Дать характеристику новых звуков [k] [k’] и букв Кк.
Задачи урока:
(обучающиеся должны)
- Объяснить, зачем необходимо изучать новые звуки и буквы.
- Составить план действия по изучению звуков [k] [k’] и букв Кк.
- Сравнить звуки [k] [k’] при прослушивании звуков в словах, выделить их признаки.
- Составить буквы Кк из элементов.
- Тренироваться в чтении слогов и слов с буквой К.
- Рассказать о звуках [k] [k’] по опорному плану.
- Оценить свою работу на уроке.
Внеурочное занятие по программе «Школа безопасности» в форме ролевой игры «Я пешеход» 1-2 классы.
Цель занятия:
Составить алгоритм поведения по дороге из школы домой.
Задачи занятия:
1.Разыграть ситуации дорожного движения с позиции пешехода, водителя, пассажира транспорта.
2. Проанализировать возможные ситуации по дороге из школы домой.
3. Определить алгоритм действия в разных ситуациях.
4. Оценить своё поведение в ситуации дорожного движения.
Перейдём к конструированию технологической карты урока.
Собственно сама карта урока состоит из двух частей:
-технологической карты (тема и тип урока; цель и задачи урока; планируемые результаты (УУД); ресурсы)
- сценария урока ( этапы урока, формируемые УУД для каждого этапа, деятельность учителя и учащихся).
Этапы урока зависят от типа урока.
Первая таблица – технологическая карта (слайд 5).
Урок литературного чтения в 4 – м классе по программе «Школа России»
Тема урока. Тип урока. | А.П.Чехов «Мальчики». Урок построения системы знаний. | |||
Цель урока | Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев. | |||
Задачи |
| |||
Планируемый результат (УУД) | Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование); Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение. | |||
Межпредметные связи | Окружающий мир, русский язык. | |||
Ресурсы | Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация, карта России. | |||
Сценарий урока. (слайд6) | ||||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | |||
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин) | Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические: анализ, синтез, выбор оснований. Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование. | |||
3. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин) | …… | |||
4. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин) | ||||
5. Первичное закрепление с комментированием во | ||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин). | ||||
7. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) | ||||
8. Рефлексия деятельности на уроке (2–3 мин) |
Выбор УУД зависит от этапа урока и логической составляющей задания по ходу проектирования сценария урока.
Более подробно технологическую карту предлагаю рассмотреть на примере разработанного мной урока литературного чтения в 4 классе по произведению А.П.Чехова « Мальчики». (сценарий урока прилагается)
По интересующим вас вопросам можно обращаться на
Социальная сеть работников
образования nsportal.ru
Делова Ирина Анатольевна
сайт учителя начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Доклад с презентацией...
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...
Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...
Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС".
В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС....
Доклад "Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формиру...
Портфолио как средство организации контрольно - оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС. (Представление педагогического опыта)
В данной статье я раскрыла цели и задачи создания портфолио. Я описала для чего нужно портфолио и как его сделать....
Доклад Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Материал для учителя начальных классов...