Как пробудить интерес к чтению
материал на тему
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения. Но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_probudit_interes_k_chteniyu.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерес к чтению: как его пробудить?
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения. Но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М. Цветаевой «есть соучастие в творчестве»
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя – способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность , причинность. Таким образом. Постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.
Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.
Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это дает ощутимые результаты.
Успех читательского интереса у детей зависит от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая среда», книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать. Перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятию прочитанного. Методист Л. Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения… включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению так и к той действительности, которая в нем изображена».
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестны.
Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. М. И. Рыбкин автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и суть дела заключается в том, что вы передумаете, читая ее».
Поэтому так важно с детских лет привить ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только ее роль в жизни человека, но и вооружить ребенка умением читать.
С первых школьных дней я начинаю учить детей угадывать буквы по «Азбуке в картинках», придумывая разные варианты вопросов о каждой из букв. Например:
Что за буква прикатила нам круглый, зеленый, весь полосатый, а внутри красный, сахарный… (Арбуз!Буква а!)
Тут же заучиваем
Буква а, буква а –
Алфавиту голова.
-А эта буква сорвала нам сладкое румяное соком налитое…(Яблоко! Буква я!)
Учим!
Буква я, буква я-
Самая последняя.
- Что за буква умеет гоготать, как гусь? (Буква г)
- А какая буква живет в домике? (Буква д)
Другие вопросы побуждают детей отыскивать в «Азбуке» буквы по их графическому строению
Демонстрирую две палочки:
Два стола стояли рядом.
Вдруг один переломился
И к другому прислонился
Получилась буква .. (Буква к)
Или
Три палочки строго в ряд
На подставочке стоят.
Что за буква? (Буква к)
Или
Три палочки строго в ряд
На подставочке стоят.
Что за буква? (Буква ш)
А затем по «Азбуке» отыскиваем эти буквы, соотносим с картинками, узнаем их «имена».
Практически каждый урок обучения грамоте начинаем с песенки Бориса Заходера
А,Б,В,Г,Д,Е,Ж
Прикатили на еже … (и т.д.)
Или же показываю подряд все буквы алфавита, при этом каждый раз повторяю:
-Кто знает – тот скажет. А кто не знает – тот послушает, запомнит, а в следующий раз обязательно скажет.
К началу букварного периода буквы перестают быть для детей «черными немыми закорючками». Многие из них о чем–то говорят ребенку. Он знает «свою» букву (первая буква его имени), «мамину» (м), «папину» (п), букву хвастунишку (я), букву, которая умеет «рычать» (р), шипеть (ш), звенеть, как комарик (з) и т.д.
В течение букварного периода буквы по очереди «приходят» к нам в гости, чтобы мы узнали их лучше. Урок, на котором изучается буква а, становится «Праздником первой гостьи»
На первом уроке знакомства с новой буквой предлагаю детям такое задание: в тетради для печатания, где мы составляли до этого схемы слов, предложений, учились находить ударный слог, наклеиваю листок с отрывком текста в 3-4 строки. (Использую для этого старые детские книги и журналы, списанные учебники) На полях пишу изучаемую букву, большую и маленькую. Предлагаю детям внимательно вести пальчиком поочередно по строчкам и подчеркивать ручкой изучаемую букву.
Это упражнение не только помогает детям запомнить графический образ буквы. Оно приучает их к самому процессу чтения, «читать по строчкам, а также, что тоже немаловажно развивает их внимание, ведь эту работу проверил учитель, надо постараться не пропустить ни одной буквы.
Со временем это упражнение усложняется: требуется найти и подчеркнуть изучаемую букву в слогах – прямых (на, но, ну) и оборотных (ан, он, ун, ин).
В более поздние уроки букварного периода придумывала и другие варианты заданий: подчеркнуть односложные слова. Поставить ударение в двухсложных словах, найти самое длинное слово и др.
Научить детей читать, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.
Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Очень нравится детям чтение, которое мы дали название «Кто играет в прятки». На доске (на плакате) я пишу 4-5 рядов букв (25 слов). Но среди случайного набора букв вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто же играет с ним в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.
Заметив интерес детей к такому чтению (кто быстрее найдет спрятавшиеся слово), я составила карточки для индивидуальной работы под такими названиями: «Животные играют в прятки», «Деревья спрятались».
Часто дети брали карточки домой, искали слова вместе с родителями, записывали их в тетради для печатания. Тематика этих карточек говорит о том, что по ним дети не только учатся читать, они расширяют своих знания о животном и растительном мире.
Такое упражнение развивает внимание, зоркость при чтении. Эти карточки применяются на уроках природоведения (виды животных, виды растений), русского языка, ведь в названиях животных, растений кроется столько орфограмм.
По материалам учебника по чтению составляла разные вопросы по темам «Устное народное творчество» и «Русские писатели». Во 2 классе предложила детям поиграть в игру «Дальше, дальше…» и задала вопросы, они на все дали ответы. Вот некоторые вопросы (прилож.)
Есть у нас еще и такая игра, которую мы называем «Якорь». На доске перед уроком печатаю 3-4 предложения из кого-нибудь произведения. Говорю детям: «Угадайте, что за якорь держит нас на дне морском» и вывешиваю рисунок якоря. Дети читают про себя написанное и угадывают «якорь». Это может быть название произведения, название литературного жанра.
Например, для предложений «Доброе братство лучше богатства», «Делу время – потехи час», «Много захочешь – последнее потеряешь» «якорем» станет слово пословица.
Подобные приемы на уроке чтения вызывают интерес, а их необычность способствует обострению внимания учащихся и лучшему заполнению необходимого материала.
Отдельно хочется сказать о словарной работе на уроках. Чтобы дети читали осознано, могли пересказать прочитанное, все слова в тексте должны быть им понятными.
Делаю вид, что не знаю значение того или иного слова и прошу детей объяснить, есть дети., которые могут это сделать.
Большое место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубнение» вместо выразительного чтения. И конечно, каждый учитель стремится научить детей читать выразительно. Стремлюсь к этому и я.
На каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. При необходимости не грех сделать в учебнике пометки карандашом, отмечая паузы, слова, требующие логического ударения.
Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога, например:
- Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…
- Я ем свой, а ты подальше стой.
- Дай мне рыбки.
- Налови сам да ешь.
- Да я не умею.
- Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на речку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, мала и велика. (Русская народная сказка «Лиса и Волк»)
Обучая детей выразительному чтению, подробно обсуждаем средства выразительности при чтении смысловых отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску речи, изменения темпа чтения в зависимости от содержания, определяем интонацию.
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200факторов. Естественно, что всех их учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, но окажется, что фактором номер один является все – таки умение бегло читать.
Так что чтение действительно – самое главное умение.
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В. А. Сухомлинский , когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».
Эксперименты, проводимые за последние годы показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.
Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности обучающегося.
Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Тимофеева М.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.
В статье речь идёт о развитии и формировании навыка чтения....
Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.
По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...
"Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению"
Как заставить ребёнка, с трудом складывающие слова, читать книги?...
Как пробудить у ребенка интерес к чтению?
как пробудить интерес к чтению?...
Как пробудить интерес у детей к книгам
Как приятно так провести вечер! Говоря откровенно, я не знаю удовольствий, подобных чтению. Насколько быстрее устаешь от всякого другого занятия! Когда я обзаведусь собственным домом, я почувствую себ...
Как пробудить интерес у детей к обучению используя разные технологии.
В статье рассматриваются использование проектной технологи и исследовательского метода обучения УМК "Перспектива" , развитие интереса к литературе, к обучению....